Сенсорное развитие детей с нарушениями речи
консультация по логопедии на тему

В статье раскрывается понятие "сенсорное развитие", описаны виды сенсорного восприятия. отражены особенности сенсорного развития дошкольников с нарушениями речи. представлены примеры игр по развитию тактильно-двигательного, слухового восприятия, обоняния и вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорное восприятие подразделяется на разные виды, в зависимости от характера предметов, свойств и явлений с которыми знакомится ребенок в процессе развития. Каждый вид сенсорного восприятия ребенок осваивает, опираясь на предыдущий опыт.

Виды сенсорного восприятия:

1. Восприятие цвета.

2. Восприятие формы. Один из первых видов восприятия, доступный для маленького ребенка до года. Малыш учится различать окружающие предметы прежде всего по форме.

3. Восприятие движений. Складывается у малыша из ощущения собственных телодвижений и выстраивается в целостный динамичный образ.

4. Восприятие пространства. Формируется в более позднем возрасте у ребенка и основывается на опыте восприятия движений тела в совокупности с изменяющимися при движении зрительными образами - изменение пропорций и положения предметов.

5. Восприятие времени. Происходит на основе опыта происходящих событий и эмоциональных переживаний, изменений окружающей обстановки и положения предметов. В совокупности эти признаки закрепляют в сознании ребенка восприятие времени.

6. Восприятие величины. Развивается у ребенка в более позднем дошкольном возрасте.

7. Восприятие целостности предметов.

8. Восприятие специфичных свойств явлений и предметов. Осуществляется в результате сложения ощущений от различных органов чувств: обонятельных, осязательных, вкусовых, зрительных и слуховых, которые дают разностороннее представление о различных свойствах предметов и явлений.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием, значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.

У детей с нарушением речи зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения операций узнавания. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной точности тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов.

Тактильно-двигательное восприятие

"Вспомни ощущение". 

Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

"Угадай, чья рука" (игра сложная, требующая очень тонкого восприятия).

 Для начала ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки на ощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки.

Слуховое восприятие

«Узнай по звуку» 

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.

 «Поймай меня»

Взрослый показывает ребенку колокольчик и как он звенит. Затем завязывает ребенку глаза, звенит колокольчиком и убегает от него, ребенок ловит взрослого, ориентируясь на звук колокольчика.

«Беги в свой домик»

Взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.

Развитие обоняния и вкуса

«Угадай, что принесли»

Ребенку с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.  

«Расскажи, чем пахнет»

Ребенку предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

«Угадай, чем угощу»

Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Сенсорное развитие детей имеет важное значение в процессе знакомства ребенка с окружающим миром. Малыш познает все с помощью органов чувств (осязания, обоняния, слуха и зрения). Закладываются основные представления о различных свойствах предметов: их положения в пространстве, форме, величине, запахе, вкусовые качества, восприятие цвета. Полученная информация анализируется соответствующими отделами головного мозга и создается целостная картина. Способность воспринимать отдельные свойства и признаки предметов неразрывно связана с развитием речи и мышления ребенка. Таким образом, восприятие и ощущение играют ключевую роль в формировании интеллектуального развития ребенка. 

Сенсорным развитием детей – процесс длительный и весьма трудоемкий, не откладывайте его, чтобы не было поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкус...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с нарушением речи"

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с нарушениями речи"

У детей с нарушениями речи часто бывает нарушено и сенсорное восприятие. Развивая его, можно значительно улучшить речь ребенка, положительно воздействовать память и внимание....