Путешествие по осеннему лесу
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

 Сист    Интегрированное занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия). Систематизация знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Лес», «Грибы, ягоды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_osen.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по осеннему лесу»

Конспект подготовили:

учитель-логопед Семкина Оксана Геннадьевна

учитель-логопед Шевелева Елена Андреевна

Интеграция образовательных областей: физическая культура, безопасность, социализация, познание, музыка, коммуникация, художественное творчество.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Формы работы: дидактические игры (игра с мячом «Да-нет»), соревнование (игра «Дары осеннего леса»), игры с правилами (игра «Ау!»), изготовление продуктов детского творчества (аппликация), речевая ситуация (Правила поведения в лесу), совместные действия (сбор листьв), решение проблемной ситуации (что делать, если заблудился в лесу), исполнение песни «Раз листок, два листок!».

Цель:  Систематизация знаний детей по пройденным темам: «Осень», «Лес», «Грибы, ягоды».

Образовательные задачи:

  • Закреплять и обобщать знания детей по темам: «Осень», «Лес», «Грибы, ягоды».
  • Закреплять в пассивном и активном словаре существительные, прилагательные по темам: «Осень», «Лес», «Грибы, ягоды».
  • Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения в лесу.
  • Закреплять навыки счета до 3-х на основе наглядности.
  • Закреплять умения сравнивать группы предметов, устанавливать равенство между ними.
  • Закреплять навыки аккуратного наклеивания.
  • Развивать навык пения без музыкального сопровождения.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умения выслушивать детей и взрослых, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния; помогать логично и понятно высказывать суждение.
  • Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.
  • Формировать у детей умение соблюдать в процессе игр правила.
  • Совершенствовать умение действовать по сигналу воспитателя.

Коррекционные и развивающие задачи:

  • Закреплять умения договаривать за педагогом слова или словосочетания, отвечать фразой на вопрос педагога.
  • Совершенствовать цветовосприятие и цветоразличение: закреплять представления о красном, желтом и зеленом цвете и умения отличать их от других цветов.
  • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Предварительная работа:  Рассматривание иллюстраций, проведение игр, наблюдения на прогулке, НОД по темам: «Осень», «Лес», «Грибы, ягоды», коррекционные занятия логопеда, закрепление родителями знаний, умений, навыков детей по заданию логопеда.

Материал: Картинки: грибы, ягоды, листья, шишки, игрушки: 4 корзинки; 2 ватмана, клей на каждого ребёнка, заготовки для аппликации (шляпки и ножки грибов); сюжетная картина с изображением осеннего пейзажа, небольшие предметные картинки: зонт, резиновые сапоги, лыжи, спасательный круг, красный кленовый лист, снежинка

Продолжительность: 30 мин.

Ход непосредственной образовательной деятельности

I Организационный момент

Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг.

Игра-приветствие «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II Вводная часть

На мольберт выставляется сюжетная картина с изображением осеннего пейзажа.

- Посмотрите на большую картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так думаете? Назовите признаки осени.

I подгруппа: отвечают и называют признаки осени (становится холоднее; солнце светит не ярко; идут дожди; небо серое; дует холодный ветер; листья на деревьях желтеют и опадают (листопад); день становится короче, а ночь длиннее).

- Ребята, а я сейчас посмотрю, все ли хорошо запомнили признаки осени?

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Логопед раскладывает на столе небольшие предметные картинки: зонт, резиновые сапоги, лыжи, спасательный круг, красный кленовый лист, снежинку.

- Посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них? (Резиновые сапоги, снежинку, лыжи, лист клена, спасательный круг, корзинку, зонт).

- Правильно. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к осени, и прикрепите их вокруг большой осенней картины.

Дети выполняют задание. Если речевые возможности детей позволяют, логопед может предложить им объяснить, почему выбрана данная картинка.

- Попробуйте объяснить, почему вы выбрали эти картинки. (Осенью листья клена красные. Осенью много грибов. Нужна корзинка. Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги. Осенью идет дождь. Нужен зонт).

- Вы хорошо знакомы с приметами осени, тогда сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осеннему лесу и проверим, что вы знаете о лесе.

- Чтобы очутиться в лесу, нам надо закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Глаза закрыли, покружились и в лесу мы очутились!»

III Основная часть

- Давайте откроем глазки. Вот мы и очутились в лесу. Но чтобы гулять и играть я предлагаю   вспомнить правила поведения в лесу. Вам помогут наши знаки. Внимательно рассмотрите их и постарайтесь объяснить правило, которое показывает знак.

-  В лесу нельзя уходить далеко от взрослых, и чтобы вас не потеряли нужно подавать голосок.

Упражнение «В лесу»

- Представляете, вы потерялись в лесу, я буду вас искать. Кто услышит свое имя, тот кричит «ау».

Логопед  называет по очереди имена детей. Ребёнок, услышав своё имя, сложив руки рупором длительно, звучно произносит «ау».  (Вдох через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звуки. Выдох контролируется ладонью).

- А сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Дети встают спиной в круг.

- До кого дотронется листочек, должен громко сказать: «Ау», а остальные дети должны узнать,  кто кричал?

- Повернитесь в круг, посмотрите все с нами, никто у нас не заблудился?  

Игра-эстафета «Дары осеннего леса»

- Ребята, что можно собирать в осеннем лесу? (Грибы, ягоды, шишки)

- Верно. А давайте все дары осеннего леса соберём в корзинки. Вставайте в две команды,  по очереди добегаете до пенечка, берёте, что осень подарила, возвращаетесь и кладёте в свою корзинку. Только будьте внимательны, там может быть, что-то лишнее.

- На славу потрудились. Давайте присядем на полянку, отдохнём и проверим, всё ли верно, вы собрали в свои корзинки.

- Дети коллективно проверяют содержимое корзинок.

- Ребята, что можно сделать с лесными подарками, которые мы собрали? Что можно приготовить из ягод, грибов? Для чего могут понадобиться шишки? (Сок, варенье, суп, салат, можно сделать поделки)

Игра «Посчитай листья»

- Почему столько листьев на земле? (осень, листопад) Какого цвета листья? (красные желтые, зеленые)

- Давайте их посчитаем.

I подгруппа:  Давид возьми 2 жёлтых листочка, Настя возьми 3 красных, Слава возьми 3 зелёных листочка.

II подгруппа: Сравнение двух величин: у кого больше? У кого меньше? Каких листочков поровну? Что надо сделать, что бы у всех стало поровну?

Речь с движением (пение)

- Ребята, давайте соберём все листья в нашу корзинку, а что бы нам не было скучно будем петь песню.

Дети собирают листья в корзинку и поют песенку: «Раз листок, два листок!»

По лесочку мы гуляли,

И листочки собирали,

Раз листок и два листок,

Полезай-ка в кузовок.

Аппликация «Грибы»

- Ребята нам пора возвращаться в детский сад. А что нам надо для этого сделать? (Сказать волшебные слова) 

Давайте скажем волшебные слова: «Глаза закрыли, покружились, и в саду мы очутились!»

IV Итог

- Наше путешествие подошло к концу.

I подгруппа

- Что интересного вы сегодня узнали, чем мы сегодня занимались на занятии, что вам больше всего понравилось?

II подгруппа

- Что сегодня учились делать?

- Какие деревья вы видели в лесу?

- Какие части дерева вы знаете?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по осеннему лесу"

Логоритмика для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

развлечение в младшей группе. Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»

Осенний праздник «Путешествие по осеннему лесу»(1-ая младшая группа)Дети под музыку заходят в музыкальный зал и встают полукругомВедущий: Осень на опушке краски разводила,По листве тихоньк...

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима!

Самые маленькие воспитанники "Сказки"отправились в путешествие по осеннему лесу 01.12.17 До свидания осень,здравствуй зима! 30 ноября в группе ГКП " Капелька"прошло тематическое со...

Конспект игры - путешествия «Путешествие по осеннему лесу. Подготовка животных к зиме»

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не ...

Сценарий осеннего праздника"Путешествие в осеннем лесу"

Сценарий праздника осени во второй младшей группе "Путешествие в осеннем лесу" с играми, стихотворениями, песнями, сюрпризным моментом....

Сценарий осеннего утренника во 2 младшей группе "Путешествие по осеннему лесу"

Вед: Заглянул сегодня праздник в каждый дом,Потому что бродит осень за окном.Заглянул осенний праздник в детский сад,Чтоб порадовать и взрослых и ребят....