СХЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

          Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого- либо факта, события. По форме рассказы могут быть описательными  и творческими.  Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая  так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Схема составления рассказа17.73 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМЫ  СОСТАВЛЕНИЯ  ТВОРЧЕСКИХ   И  ОПИСАТЕЛЬНЫХ  РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

         Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого- либо факта, события. По форме рассказы могут быть описательными  и творческими.

          Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая  так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

          Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность.

         Творческие рассказы требуют от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые (для самого ребенка-рассказчика) образы и ситуации. Творческие рассказы могут так же опираться или на наглядную основу (придумать события с героями картины, выходящие за пределы изображенного;

       В практике работы вполне допустимо известное смешение видов рассказа в одном высказывании ребенка.

       Сравнительная сложность  детских рассказов разных видов учтена при построении программы обучения рассказыванию. В младших группах эта задача обучения не выделена в специальный раздел. На данном этапе осуществляется лишь подготовка к рассказыванию. Дошкольников учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы педагога, иллюстрации, силуэты. Поощряются попытки детей сообщить о своих впечатлениях, построить высказывание из нескольких слов, предложений. Малыши активно вовлекаются в рассказывание воспитателя: договаривают слова в незаконченном предложении, следят за последовательностью изложения.

    На пятом году  жизни появляется способность к монологической речи. В средней группе учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, как хорошо известные детям, так и впервые прочитанные на занятии, а так же описывать предметы, называя их наиболее характерные признаки (по восприятию).

    В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а так же учить более сложному – описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам  описательные и повествовательные рассказы как с опорой на восприятие ( о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке 3 квартал). В этой группе более высокие требования предъявляют к качеству рассказа. Важна связность и целенаправленность рассказа (не отступать от заданной воспитателем темы), его подробность (указывать место и время действия).

     В подготовительной к школе группе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.

      В 3 квартале приступают к наиболее трудному разделу программы – придумыванию рассказов на сюжет, предложенный воспитателем (придумывать завязку, ход событий, развязку), а так же загадок.

      Отметим, что во всех группах детей ориентируют на составление и пересказ небольших рассказов, учат внимательно и доброжелательно слушать ответы товарищей, определять, насколько соответствуют эти ответы заданию. Воспитателю нужно заботиться так же о культуре поведения ребенка-рассказчика; об этом напоминала Е.И. Тихеева: «Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой и т.д.

       В обучении рассказыванию  применяются специальные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ жестом, словом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются такие приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Вот основные приемы:

-   образец рассказа – это краткое, живое описание какого- либо предмета или события, доступное детям.

      Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, т.к. ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

      Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь не умеющим рассказывать.

       Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, затрудняющихся в рассказывании. Однако не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, надо поощрять элементы самостоятельности.

        Как прямой обучающий прием образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

         Разновидность этого приема – частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого – либо задания, например придумывание начала повествования.

        Детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, как правило, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают механического копирования и ведут к самостоятельной работе творческой мысли. Можно предложить детям второй вариант рассказа – дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования.

         Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

          План рассказа – это 2 -3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

          С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а так же их характера. Надо ли добиваться строгого следования плану? В средней группе на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Однако впоследствии нужно постепенно начинать указывать детям на неполноту или непоследовательность рассказа, привлекать их к дополнению ответов друг друга.

         В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием, как воспроизведение плана детьми (педагог,  не употребляя термин «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает 1-2 детей для ответа вслух.) План надо сообщать четко, отделяя смысловыми паузами один пункт от другого.

       Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану и заранее обогатить содержание их высказываний, используется  коллективный разбор плана. Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов (придумывание по картине или на заданную тему).

       Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, в основном используемый на самых первых порах обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема заключается в том, что в работе участвуют все дети. В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть недостаток: речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи. Поэтому употребление этого приема ограничено.

         На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчиков, т.к. уменьшается объем заданий. Благодаря ему, занятие становится разнообразней, интересней, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того удается спросить больше детей.

         В комплексе приемов существенное место занимает указания относительно того, каким должен быть рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои и т.д. Указания могут быть адресованы всем детям, или одному ребенку.

        При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем (по предложенному плану, а затем и без него).

          Вопросы при обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказывания.

         Оценка так же обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он не одобрил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов, следует так же учитывать, что к концу занятия они утомлены и не могут воспринимать указания воспитателя.

          Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Старший воспитатель помогает педагогам выбрать для конкретного занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем умений детей, новизной и трудностью учебных задач.

                         

Учитель – логопед  

А.В. Фролкина.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...