Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего возраста

на тему:

 «Автоматизация звука [С]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.45 КБ
PDF icon zvuk_s.pdf1.91 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Каширский специализированный социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних "Семья"  

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему:

 «Автоматизация звука [С]»

Подготовила

Логопед отделения РНОУФВ

Цыганкова Ж. В.

Кашира, 2017 г.

Цель:

Автоматизировать звук С в прямых и обратных слогах, в словах и предложениях.

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

        Закрепить и автоматизировать правильное произношение звука [С] изолированно, в прямых и обратных слогах, словах, предложениях.

        Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа; согласование им. существит. с  числительными).

        Формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

        Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

        Формировать направленный длительный выдох.

        Развивать фонематический слух.

      Развивать силу голоса, просодическую сторону речи.

Воспитательные:

        Создать у ребенка положительное эмоциональное настроение.

        Воспитывать интерес к занятиям, желание правильно говорить, доброжелательность, умение сотрудничать.

 

Оборудование:  Зеркало, стаканчики одноразовые с трубочкой, презентация powerpoint, игровой кубик, видео мр4 с чистоговоркой, лист-заготовка для упражнения №  8, цветные карандаши.

Ход занятия:  

  1. Организационный момент: (Укрепление  мышц артикуляционного аппарата. Развитие  мышления).

Логопед: Здравствуй, Митя! Сегодня на занятие к нам пришли гости, давай их поприветствуем.

Ребенок: Здравствуйте!

Логопед: Прежде чем начать занятие, разогреем наши ладошки. (Выполняется самомассаж)

Ручки растираем, и разогреваем.

И теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем их за мочки,

А затем, руками трогаем за щечки.

Логопед:  Сегодня на занятие к нам пришли дети: мальчик Саня и девочка Соня. Они будут учиться вместе с нами правильно произносить звук [С].  Недавно дети  побывали в зоопарке, видели там много разных животных. Попробуй отгадать, о каком животном говорится в загадке?

Это что за великан

Держит в хоботе фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю…!

Ребенок: Слон.

Правильно, слон!

 (Показ картинки с изображением слона)

  1. Основная часть.
  1. Уточнение артикуляционного уклада и характеристики звука.

Логопед: Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове  с-с-слон?

Ребенок: Звук [С].

Логопед: Звук [С] согласный или гласный?

Ребенок: согласный.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ребенок: Глухой.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ребенок: Твердый.

Логопед: А, может он быть мягким?

Ребенок: Может.

Логопед: Правильно. Звук [С] согласный, глухой, твердый.

Логопед: Давайте, вспомним, как правильно звук [С] произносится: губы растянуты в улыбку так, что видны верхние и нижние зубы. Зубы сомкнуты. Язык: кончик языка упирается в нижние зубы. Язык широкий, спинка выгнута. И, если мы подуем на наш язык, то образуется холодная воздушная струя. Давай  вместе попробуем правильно произнести звук [С].
(
Ребенок выполняет по показу логопеда. Логопед следит за правильностью выполнения артикуляционного уклада)

Логопед: Молодец, у тебя отлично получается произносить звук [С].  

2. Упражнение «Шторм в стакане». (Развитие плавного выдоха)

Логопед: В Африке живут слоны,

И носы у них длинны,

Словно шланги из резины -

Вот так-о-ой величины. Т. Керстен

Мить, а давай, представим, что мы – слоны! Представь, что у нас с тобой большие длинные хоботы. И сейчас, при помощи наших больших хоботов, мы устроим фонтаны в наших стаканчиках.

(Ребенку предлагается выполнить дыхательную гимнастику. Упражнение «Шторм в стакане».  Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Упражнение проводится по показу логопеда. Затем логопед следит за тем, чтобы щеки ребенка не надувались, а губы были неподвижны.)

  1. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)

Логопед: Чтобы твой язычок был сильным и послушным, давай его потренируем, а Соня и Саня нам помогут – покажут упражнения.

Далее выполняются упражнения: «Заборчик», «Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Качели», «Часики», «Киска сердится». Все упражнения выполняются по показу логопеда. Во время выполнения логопед следит за правильностью выполнения упражнений.

  1. Упражнение «Внимательные ушки». (Развитие фонематического слуха)

Логопед: Соня и Саня хотят проверить, какие внимательные у тебя ушки. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [С].

Слова: сом, квас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга, ложка, сережка.

  1. Упражнение «Пальчики здороваются». (Автоматизация звука [с] в слогах. Развитие тонкой моторики).

Логопед: Молодец, ты отлично справился с заданием!

Ну, а теперь, мы будем проговаривать слоги, а большой пальчик правой руки «здоровается» с остальными пальчиками.

Слоги: СА-СО-СУ-СЫ     СЫ-СО-СУ-СА   СУ-СА-СЫ-СО;

АС-ОС-УС-ЫС   ЫС-УС-АС-ОС  УС-ОС-АС-УС;

АСА-ОСО-УСУ-ЫСЫ         УСУ-АСА-ЫСЫ-ОСО.

  1. Игра  «Один – много». (Автоматизация звука [с] в словах. Образование существительных множественного числа).

Логопед: Митя, посмотри – у Сони –  шар, а у Сани - шары. Они предлагают тебе поиграть в игру «Один-много» и назвать предметы на картинках.

Слова: сад - сады; сабля - сабли; сок - соки; один сом – много сомов; сумка – сумки; сапог – сапоги;  самолет – самолеты; собака – собаки; сова – совы; сундук - сундуки.

  1. Упражнение «Посчитаем». (Автоматизация звука [с] в словах. Согласование им. существит. с  числительными. Развитие математических представлений. Развитие ловкости. Снятие эмоционального напряжения).

Логопед: Посмотри, какой у меня красивый кубик. Я предлагаю с ним поиграть и посчитать. Например, я кидаю кубик выпадает две точки. Я считаю одна сова, две совы. А теперь кидаешь ты.

Аналогичная работа проводится со словами: сумка, оса, лиса, ананас.

  1. Повтори чистоговорку. (Автоматизация звука [с] в предложениях. Развитие просодических компонентов речи).

Логопед: Пока мы с тобой считали, Соня и Саня приготовили для нас другое задание – рассказать чистоговорку.

Митя, повторяй за мной:

СУ-СУ-СУ-СУ – не пускают в дом лису.

СА-СА-СА-СА – ждет за дверью два часа.

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ – она хочет колбасы.

СИ-СИ-СИ-СИ – ей кусочек отнеси.

Во время выполнения логопед следит за произношением ребенка. Если ребенок произносит неправильно, просит его повторить.

Затем логопед предлагает пропеть чистоговорку под видео мр 4.

  1. Упражнение «Рассади зверей по вагончикам».  (Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [с] в словах. Развитие мелкой моторики).

Логопед: Помоги Соне и Сане рассадить зверей по вагончикам. В путешествие могут отправиться только те звери, в названии которых есть звук [с]. Митя, подумай и назови этих животных. (Ребенок выполняет)

Мы должны правильно рассадить зверей по вагончикам:

В первом вагоне поедет то животное, в названии которого есть один слог. Митя, запомни - сколько получилось хлопков, столько в слове и слогов.

Во втором вагоне поедет  животное, в названии которого есть два слога (два хлопка).

В третьем вагоне поедет  животное, в названии которого  есть три слога (три хлопка).

(Ребенок выполняет)

  1. Итог занятия.

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. Какой звук мы учились сегодня произносить? (Звук [с]).

Далее логопед уточняет артикуляцию и характеристику звука.

Молодец! Митя ты отлично сегодня справился со всеми заданиями. Я думаю, что Соне и Сане очень понравилось у нас на занятии. И они хотят сказать тебе, что ты: «Молодец!»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.Задачи:Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Рь]»

Занятие нацелено на тренировку мышц органов артикуляционного аппарата, развитие кинестетических ощущений, автоматизация звука Рь в речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;-закрепить навыки образования ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия    Тема: "Автоматизация звука [р] в словах".Конспект содержит упражнения на автоматизацию звука  [р] в словах,а также уп...