Мастер-класс для воспитателей "Составление описательного рассказа по теме "Зима"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сидоренко Елена Андреевна

Методическое пособие для составления описательного рассказа по теме "Зима" в подготовительной группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №113 корпус 7, улица Академика Арцимовича дом 2А

Составление описательного рассказа  по теме «Зима»

 

Провела мастер-класс для воспитателей учитель-логопед  

Сидоренко Е.А.

Москва 2017

Содержание

1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи:

  • Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты;

2. Методика использования схем и моделей при развитии связной речи дошкольников с ОНР.

3. Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".

4. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи.

  • Составление описательных рассказов по сюжетной картине

5. Внедрение методики.

6. Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи

Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка.

По определению, А.А. Леонтьева, речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка .

Рассмотрим основные положения теории деятельности вообще и речевой деятельности в частности.

Во-первых, стоит остановиться на условиях, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна. (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина и др.)

1.        Потребность в высказывании - условия возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы.

2.        Содержание речи - условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты, богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал.

3.        Средства языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.

Речевые действия:

    -    Сориентироваться в условиях общения - это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, а также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий коммуникации (устное или письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.), решить вопрос о форме (устная / письменная), виде (монолог / диалог), стиле высказывания.

     -    Вторая фаза речевого действия - планирование заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи - тема и основная мысль высказывания; однако существенны также и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи.

     -   Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляет третью фазу речевого действия. Для нее характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь, так же как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения.

   -   Четвертая фаза речевого действия - фаза контроля - состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения. В случае несовпадения полученного эффекта с намерениями говорящего делается попытка найти ошибочное звено. Для этого, обычно мысленно, прослеживается операционный состав речевого действия во всех фазах его формирования и выясняется, где был допущен просчет: возможно, не были учтены какие-то существенные для данного случая общения условия речевой ситуации, или неудачно было спланировано содержание высказывания, или, может быть, программа была нарушена на стадии ее реализации (не удалось точно выразить мысль).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, пишет письма, статьи, конспектирует и реферирует книги, статьи, составляет заявления и объявления, заполняет анкеты и т. п.

Понятие «связную речь» относиться как к диалогической, так и монологической формам речи.

Диалогическая речь - это обмен высказываниями, репликами между двумя или несколькими лицами.

В диалогической речи одно высказывание порождается другим. Для диалогической речи типичны нераспространенные и неполные предложения, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы).

Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.

Монологическую речь принято определять как форму речи, образуемую в результате речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие.

Сложность монологической речи, отмеченную исследователями, автор объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное».

Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение. Кратко охарактеризуем их.

В повествовании говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру. последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)

Особо хочется остановиться на описании, в котором нет сюжета, нет событий и действующих лиц. В них изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы и действия. Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлении, обычно признаков существенных. В описании автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому.

В свою очередь, Нечаева О.А. указывает, что для описания характерно перечисление одновременных признаков предмета в широком понимании. Само перечисление признаков - это еще не описание как речь, а только способ, употребленный в описании. Описание как речь - это сочетание предметного значения объекта мысли и речи в широком понимании (портрет, картина природы и т. д.) с его способом выражения, изложения в виде перечисления одновременных признаков этого предмета, т. е. описательным способом.

По определению этого автора, описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Нечаева О.А. в своих трудах дает следующие определение этому типу речи: «Описание-функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру».

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.

Методика использования схем и моделей при развитии связной речи дошкольников с ОНР

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвитии речи преследует цель - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Методика Т.А. Ткаченко "Использование схем в составлении описательных рассказов".

Для детей с ОНР характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.

Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действиям.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения  в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Ткаченко Т.А. предложила обучать детей с ОНР самостоятельному рассказыванию в такой последовательности:

- составление рассказа по демонстрируемому действию;

- по серии сюжетных картинок;

- по одной сюжетной картине;

- на основе сравнения предметов;

- составление описательного рассказа о предметах.

Перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Данные этапы являются начальными, " пусковыми", наиболее значимыми.

 У детей с ОНР  5-6 лет наибольшие трудности возникают в последнем виде рассказывания. Вот основные из них:

- самостоятельное определение при рассматривании предмета его главных свойств и признаков;

 - установить последовательность изложения выявленных признаков;

- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Принципы составления и использования схем:

Лист формата А4 разделен на 8 квадратов ( по количеству характерных признаков предметов или объектов , либо времен года, о которых нужно рассказать, см. Приложение 1).

  Схема описания и сравнения текущего времени года «Зима»:

1. СОЛНЦЕ. Рассказать как солнце греет и освещает землю.

2. НЕБО. Имеется в виду внешний вид неба (пасмурное, ясное, покрыто облаками и пр.).

3. ЗЕМЛЯ. Чем покрыта земля (снегом, листьями, травой).

4. ДЕРЕВЬЯ. Вид лиственных деревьев в определенное время года.

5. ОДЕЖДА ЛЮДЕЙ (в определенное время года).

6. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЗВЕРЕЙ (в определенное время года).

7. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ (в определенное время года).

8. ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ (в определенное время года).

  После отработки с детьми описательной схемы времени года «Зима» используется наглядный материал З.Е. Агранович «Времена года». При составлении описательного рассказа «Зима» используется магнитная доска с изображениями признаков зимы – «Солнце», «Небо», «Земля», «Деревья», «Одежда людей», «Изменеия в жизни зверей», «Изменения в жизни птиц», «Занятия детей». Дети с помощью описательной схемы времени года выкладывают на магнитной доске изображения признаков зимы, параллельно составляя описательный рассказ по теме (см. Приложения 2, 3, 4, 5).

   Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам массовых и логопедических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными.

Применение данной методики  способствует развитию у детей  не только умения составления описательных рассказов, но и  развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.

Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.

Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.

В результате использования методики у детей:

  • Появилось желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории.
  • Обогатился словарный запас.
  •  Развивается связная речь.
  • Сформировалась самостоятельность, усидчивость.
  • Появилась полнота и точность отражения в описательных рассказах  основных свойств предмета.
  • Сформировалось умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.
  • Совершенствовались такие психические процессы как память, внимание, мышление.
  • Появилось умение составлять план предстоящего связного текста.
  • Выработалось умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.
  • Улучшилось словесно-логическое мышление.

Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счёте, подготовить их к обучению в  школе.

     Результаты  показали, что речь детей с ОНР значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи не только в условиях детского сада, но и дома.  Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.

     Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.  

 

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие М., Издательский центр «Академия», 1998г. – 400с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
  4. Агранович З.Е. Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками. СПб. 2008.
  5. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов.  //  Дошкольное воспитание. – 1990. № 10. С.26
  6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. СПб.: 1998.
  7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.
  8.  Филичева Т.Б,  Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Мастер-класс для воспитателей "Составление описательных рассказов на основе схем Т.А.Ткаченко"

Материал в копилку старшего воспитателя.Данная методика успешно применяется в логопедических группах, а также в массовых группах дошкольных учреждений. Использование данных схем способствует совершенс...

Конспект мастер класса- « Шумовое оформление сказок и рассказов»

У современных детей есть проблемы со слуховой памятью, вниманием, фантазией . Озвучивая сказки, дети открывают для себя мир музыки, получают представления о свойствах звуков (звучании, громкости, пр...

Мастер - класс для педагогов "Составление образных рассказов с использованием натюрморта"

Мастер - класс для педагогов "Составление образных рассказов с использованием натюрморта"...

Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

Мастер-класс для педагогов по составлению рассказа. Уровень ДОУ 2019г.

Старший воспитатель, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов ДОУ по составлению рассказа и продемонстировала конкретные методические приёмы, методы и тенохнологии, отражающие ...

Мастер-класс «Использование метода «Музыка в рассказе» в формировании креативного мышления детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно...