Связь логопедии с математикой
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Федоряченко Наталья Николаевна

Автоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо на всех занятиях с детьми и математика одно из них. В данной публикации я рассказала, как я это делаю на своих занятиях. Это маленькая часть работы логопеда и воспитателя  на занятиях по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Выступление на педсовете                                

                                 Тема:

     «Связь логопедии с занятиями по математике».

Подготовила   учитель-логопед Н.Н. Федоряченко

Долгопрудный 2017 г.

        

Автоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на специально организованных логопедических занятиях, но и на других: развитие речи, изодеятельность, математика.

        Как же лучше осуществить практическое усвоение детьми лексико-грамматических  категорий и отрабатывать правильное звукопроизношение на занятиях по математике.

        К сожалению, анализ научно-методической литературы, практического опыта педагогов, работающих в логопедической группе, показал, что данная проблема практически не освещена или освещена фрагментарно, мозаично, что вызывает у практиков определенные трудности.

        Планируя коррекционную работу, необходимо придерживаться следующих правил:

 -   программное содержание по математике, увязывать

    с основной лексической темой и автоматизируемым звуком;

   - параллельно с развитием математических представлений существенное      

    внимание на этих занятиях уделять речевому развитию: фонетике, лексике

    грамматике (согласование в роде, числе, падеже);

    -подбор речевого материала осуществлять с учетом произносительных

    возможностей каждого ребенка и личностно-ориентированного подхода.

Подбирать раздаточный материал, для детей учитывая их интересы, а главное, произносительные возможности. Так, например, подгруппе для пересчета предложить предметы или картинки на звук Р, так как в данный момент идет автоматизация этого звука в словосочетаниях.

        На этом же занятии для детей, отрабатывающих произношение шипящих, предлагается наглядно-иллюстрационный материал, эти фонемы. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных в роде, числе), осуществлять личностно-ориентированный подход (подбор значимого, интересного для ребенка материала) с учетом произносительной возможности каждого ребенка.

        У детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Для нашего контингента детей характерна бедность словаря: в основном преобладает обиходно-бытовой. Дети практически не владеют навыками словообразования. Занятия по математике предоставляют для отработки этих навыков больше возможности. Например, отрабатывая величинные понятия, предложить детям не только сравнивать эти предметы, но и выразить это словами: стул-стульчик,  нос-носик-носище.

        Отрабатывая величинные понятия, мы учим детей правильно конструировать фразы, в том числе и сложные предложения. Этот раздел очень благодатен  для практического усвоения детьми структуры предложения. Например, домик меньше дома, а дом больше домика; большое зеркало - маленькое зеркальце; тоненькая книжка - толстая книга. Эта книга тоньше, а эта толще.

                Таким образом, математика предоставляет вдумчивому педагогу большие возможности при коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а так же  для развития связной речи.

        Наиболее успешно связную речь на занятии по математике можно развивать при составлении задач. 

Важно не только выделять рассказ, уметь поставить вопрос, а затем решить задачу и назвать ответ (с чем мы повсеместно сталкиваемся в быту), а  аргументировано доказать, как решалась задача. Для составления задач используем наглядность: предметные картинки на заданную фонему и примеры (с записью цифр); например, 4+1=, а дети должны по этому примеру составить каждый свою задачу с опорой на наглядную картинку, подобранную педагогом с учетом произносительных возможностей каждого ребенка. Каждый ребенок составляет свою задачу. Например, Оля П.: «Девочка в парке нашла 4 каштана, затем еще один каштан». – Педагог: «Что нужно узнать?» - Оля: «Сколько каштанов нашла девочка?». Дети хором отвечают: Пять». Педагогов логопедической группы, такие ответы устраивать не должны, потому что речевая задача смазана: однословный ответ исключает фразовую речь, согласование числительного  с существительным в роде и числе. Учить детей не торопится с ответом: «Подумайте, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько каштанов нашла девочка». Поощряются полные ответы: «Для того, что бы узнать, сколько каштанов нашла девочка, нужно к четырем каштанам прибавить один каштан, что равняется пяти каштанам». После решения задачи, ребенок находит соответствующую цифру и выставляет ее на доску.

        Поощрение аргументированных полных ответов способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их в самостоятельную речь, что столь необходимо детям дошкольного возраста и особенно детям, имеющим те или иные нарушения речи.

        В отличии от общеобразовательных групп, поощрять детей, когда они решают задачу, используя пальцы, так как это параллельно совершенствует ручной праксис, развивает мелкую моторику, подготавливает почву для речевого развития. «Покажите на пальцах, сколько осталось птиц?». Дети, согнув мизинец и большой палец, оставляют три пальца.

        Дифференцированные движения пальцами как правой руки, так и левой, детям с речевыми нарушениями даются с трудом, занимают в работе много времени, энергетических затрат, но эти усилия не проходят даром. Все это способствует речевой работе, счетным операциям, а так же подготавливает руку к письму.

        При овладении количественным счетом большую помощь оказывает числовая линейка. 

        Цифру «1»  обвести кругом, это позволяет сконцентрировать внимание детей  при обработке согласования числительного с существительным в роде: один, одна, одно. Осуществляя смену картинок, педагог спрашивает: «Сколько?». Дети отвечают: «Одна рыбка, один рак, одно зеркало».

        Цифру «5» обвести, но уже красным цветом (ВНИМАНИЕ!). объяснить детям: «Будь внимателен – окончания меняются»: пять лодок, пять раков, пять зеркал и т.д.

        Это очень эффективно, так как позволяет при небольшом количестве счетного материала отработать с детьми согласование числительных с существительными на автоматизируемую фонему в роде, числе.

        В осуществлении интегрированных связей логопедии с математикой необходима преемственность со школой и тесный контакт педагогов с родителями. Только это позволит достигнуть устойчивых результатов, как в речевом развитии ребенка, так и в овладении математическими знаниями.

        

        Наибольшую трудность у дошкольников с ОНР вызывает ориентировка в пространстве. Дети могут найти место предмета,  указать, где он находится (вверху, внизу, спереди, сзади, слева…). Но они не справляются с заданием, требующим развернутого речевого высказывания, содержащего пространственные предлоги (над, под…) и наречия (сверху, снизу…). Исследования показали, что дошкольники ориентируются в пространстве на основе чувственной системы отсчета, а освоение словесной системой по основным пространственным направлениям происходит медленно и с трудом. Для достижения этой цели я подобрала ряд дидактических игр и пособий с математическим содержанием.

 Игры

1."Найди свое место". Раздаются карточки с изображением геометрических фигур разного размера и цвета. Ведущий бросает кубик с изображением стрелки. Ребенок приклеивает карточку, поговаривая: «Я приклеил большой круг красного цвета над маленьким голубым квадратом .»…

2."Клоуны". Клоуны Рыжий и Белый сидеть не умеют без дела. Танцуют они и смеются, резвятся, хохочут, дерутся.    Выставляются фигуры 2-х клоунов. Дети держат в руках пуговицы разной формы, размера и цвета; приклеивают их, проговаривая: «Я приклеил красную маленькую пуговицу под большой розовой»…

3."Поможем Мальвине". (с фланелеграфом). Выставляется фланелеграф. Или «полки» на столе. Дети строят шкаф для посуды, соотнося число и цифру: читают номера на шкафах (3, 4, 5).Проговаривают: «На верхнюю полку нужно поставить 1 голубую и 2 розовых чашки»…Раздаточный материал зависит от лексической темы недели.

4."Чего не стало?". Выставляется 8 игрушек, пересчитываются. Затем 2 игрушки убираются. Вопросы: «Стало больше игрушек или меньше?», «Какие исчезли?», «За какими стояли?», «Перед какими?», «Между какими?», «Какой по счету стояла 1-я, 2-я?»…

Несмотря на то, что дети имеют сформированные представления о натуральном ряде чисел, умеют сравнивать множества по количеству, понимают и употребляют числительные, у них наблюдаются трудности в установлении зависимостей и отношений между числительными и существительными. 

Эту задачу помогают решить следующие математические игры.

1."Сосчитай-ка". Детям раздаются карточки типа лото с изображенными на них предметными картинками. Ведущий бросает кубик с точками от 1 до 5.Дети находят карточку с таким же количеством предметов и проговаривают: »У меня 4 слона…5 огурцов…»

2."Найди пару". Ведущий ударяет по столу несколько раз, дети находят карточку с изображением такого же количества предметов: 3 мяча…5 зайцев…

3. «Сколько?» В середину цветика - семицветика выставляется карточка с цифрой. Дети выкладывают на лепестки карточки с изображением предметов: 3 чашки… 5 корзинок…

4. «Математический автобус». Выставляется игрушечный автобус , имеющий прорези для цифр. Дети берут цифры, вставляют их в прорези и проговаривают: «Я первый…я вторая…»

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Такие игры и упражнения содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Логопедия как отрасль специальной педагогики. Её связь с другими науками"

Цель  работы – выяснить, что логопедия - это отрасль специальной педагогики и как она связана с другими науками.Специальная педагогика является одним из направлений общей педагогики. В нашей стра...

Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...

Традиционные и инновационные формы работы учителя-логопеда по связям с семьей.

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого н...

Тетрадь связи логопеда и воспитателя.

Еженедельные задания для воспитателей...

ЛОГОПЕДИЯ с математикой друзья

Развитие речив процессе формирования элементарных математических представленийу детей с ТНРВ процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные ...

Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симп...