Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Путешествие на голубом вагоне»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 Цель: формирование лексико-грамматического строя речи. Закрепления знаний о транспорте.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_transport_star_gr.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  категорий

в старшей группе  по теме

«Путешествие на голубом вагоне»

учитель-логопед 

Давыдова Ольга Александровна

Санкт- Петербург

2018г

 Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

I. Образовательные задачи:

1.  Закрепить знания детей о транспорте.

2.  Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа, составление предложений с предлогами «в», «на» с использованием схем)

5. Упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок при, вы, у, по, под.

6.Продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.

7.Корректировать нарушения слоговой структуры слова. Развитие динамического праксиса.

II. Развивающие задачи:

1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.

2. Развивать словесно-логическое мышление, слуховое внимание, воображение.

3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

4. Развивать координацию речи с движением.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к познавательным  знаниям.

Предварительная работа:

- на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте,  игра «Едим -Летим-Плывём»);разучивание загадок о транспорте.

-на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);

Методы:

-наглядные (картинка с изображением транспорта, предметные картинки, опорная схема с обозначением видов транспорта: водный , воздушный   ,  наземный );

-словесные (беседа, вопросы, загадки);

-практические ( подвижные игры «Едем-Летим-Плывем», «Поезд», «Автобус», упражнение «Собери из частей»).

Оборудование: столы, стулья по количеству детей, картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, музыкальная игрушка крокодил Гена, модели для игры «Посчитай-ка», мяч, схемы предлогов «в», «на»;  газета «Правда», письмо Гены.

Ход занятия

  1. Орг. Момент.

1.Дети встают в круг. Игра « Назови соседа ласково»

«Встаньте , дети ,встаньте  в круг.

  Ты- мой друг, и  я –твой друг.

   Крепко за руки возьмёмся,

   И друг другу улыбнёмся»

2.Сюрпризный момент.

Логопед:  Ребята ,сегодня утром к нам  в детский сад приходил почтальон. Он принес вам письмо. Давайте я его прочитаю  вам.

Письмо  Крокодила Гены.

«Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас  на свой день рождения. Приезжайте , пожалуйста, на поезде с голубыми вагонами. С нетерпением жду, крокодил Гена»

3. Беседа

-Сегодня мы с вами отправимся в гости к крокодилу Гене на поезде. Откуда отправляются поезда? Дети называют, что с железнодорожного вокзала. Демонстрация картинки поезда с вагончиками.

-До вокзала мы поедем на машине.

4.Координация речи с движением «Ехали ,мы ехали»

Речь с движением.

Ехали мы, ехали            ( дети ходят и вращают воображаемый руль                                

К мосту подъехали                                                              перед собой)

На мост  въехали           ( поднимают руки вверх и встают на носочки)

С моста съехали            ( приседают)

Снова поехали               (ходят и вращают воображаемый руль)

Ехали , ехали

К елке подъехали

Елку объехали                ( совершают поворот вокруг своей оси)

И на вокзал  приехали.

5.Прослушивание и отгадывание  звуков транспорта

 -Чтобы получить билет на поезд, вам нужно отгадать звук транспорта

Дидактическая игра «Угадай на слух транспорт»

Логопед  по очереди включает детям запись  шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Мотивация: за правильно угаданный звук ребенок получает билет на поезд, на котором указан  номер вагона.

  1. Основная часть.

-Ребята , наш путь будет интересен и сложен. На каждой станции вам нужно будет выполнить интересное задание.

Дети встают друг за другом «паровозиком» в соответствии с номером билета.

– Наш поезд отходит от станции и начинает набирать скорость.

Дети хлопками повторяют ритмический рисунок.

\ \\ , \\ \ , \\ \\ , \\\ , \ \\ \\\ , \\\ \\\ , \\\ \\\ \\\

Поезд трогается, набирает скорость ( дети выполняют рисунок движения поезда хлопками)

 Далее дети «едут», повторяя стих.

«Мчится поезд»

Чух-Чух! Чух-Чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

-  Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь! Тороплюсь!

Первая станция "Загадай-ка"

Загадки о транспорте. Дети загадывают  друг другу загадки.

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
(машина)

Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет
.(самолет)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Носит обувь из резины.

А питается бензином.(автобус)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет винтокрылый ... вертолет

Пятнадцать Братцев
Любят кататься.
Первый с трубой
Ведёт всех за собой.(поезд)

Очень рано за окном

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорогам  

Ходят красные дома. (трамвай)

Паровоз  без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл! (
пароход)

- Наш поезд отправляется в путь и следующая станция «Называй-ка»

-Мы с вами говорили, что транспорт бывает воздушный, водный, наземный.

Показ опорной схемы с обозначением видов транспорта.

- У вас в руках картинки, назовите, что на них  нарисовано и прикрепите к подходящей схеме.

Дети называют транспорт и соотносят со схемой.

А следующая станция « Помогай-ка»

Игра «Скажи  наоборот» (игра с мячом)

Я назову  предложение, а вы  скажите  наоборот.

Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.

Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.

Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд  к  станции … подошел.

Мой корабль подплыл к пристани. — А мой  от пристани … отплыл.

Мой трамвай подъехал к цирку. — А мой от цирка … отъехал

Мой  автобус заехал на мост. — А мой  съехал с моста.

- Наш поезд приближается к станции «Отдыхай-ка».

- Ребята выходите из поезда поиграть .

Игра «Едим –летимплывем» Если на картинке воздушный транспорт изобразите, как летим, водный – плывем, наземный – едем. Примерный набор картинок: машина, самолёт, пожарная машина, корабль, ракета, вертолет, скорая помощь, троллейбус, поезд.

- Садимся в вагончики, едем дальше, следующая станция «Посчитай-ка».

- Нужно выбрать и посчитать от 1 до 5 любой транспорт, следите за окончаниями (с использованием модели ,см. рис.).

Рисунок  

http://logopeddoma.ru/_pu/0/s73192588.jpg

Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.

- На пути станция «Подбирай-ка».

Игра «Кто чем управляет?»   (профессии на транспорте)

(Водитель) ... управляет МАШИНОЙ

(Машинист) ... управляет поездом.

 (Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

Следующая станция «Придумай-ка»

Перед детьми ковролин  с расставленным транспортом.

Составление предложений с использованием схем предлогов в, на.

-Сейчас мы будем составлять предложения о транспорте  ,используя при этом схемы предлогов. Схемы каких предлогов вы видите на доске?

Дети отвечают, что это схемы предлогов в и на.

-Составьте предложение с предлогом  в или на

В троллейбус сел дедушка.  В грузовике  кирпичи. Я еду на легковой машине.

Молодцы! Вы  грамотно построили предложения!

                    

- Наше путешествие продолжается, мы на станции «Шутил-ка».

- Ребята, давайте я в киоске куплю газету «Правда» Пока есть время на станции, мы её и почитаем.Перед детьми газета «Правда»-свежие новости от старухи Шапокляк .

Дети исправляют предложения.

Дом подъехал к машине.

К вокзалу  подплыл поезд.

Стемнело , и фары включили водителя.

У винта отвалился вертолет.

Автобус едет в шофере.

По лодке медленно плывет река.

По машине ехала дорога.

Пожар тушит пожарную машину.

Самолет управляет пилотом.

И последняя  станция  «Рисовал-ка»

Дети заштриховывают голубым карандашом поезд, дарят рисунки Крокодилу Гене под мелодию «Пусть бегут неуклюже»

  1. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу.  Беседа. Похвала детей, вручение медалей за старание.

Чаепитие с «Крокодилом Геной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. Тема: «Поможем Королеве цветов».

Закрепление цифры 7, дней недели, цвета спектра; закрепление названий геометрических фигур....

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе "Весёлое путешествие"

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе "Весёлое путешествие"...

Конспект занятия по театрализованной деятельности для детей старшей группы Тема: Путешествие в страну сказок и фантазии.

Занятие по театрализованной деятельности для детей старшей группы направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, умения передавать состояние неподвижного персонажа, его настроение - г...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (средняя группа). Тема: «Путешествие в страну Математики»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.Задачи: упражнять в прямом и обратном счёте до 10; совершенствовать умение находить место чис...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию словаря детей. Группа: старшая группа Тема: «Наш богатый урожай»

Тема:  «Наш богатый урожай»Цель: создание благоприятных условий для формирования словаря детей: обогащение, уточнение, активизация словаря детей; для воспитания бережного отношения к ...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

               дорожного движения»Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически, применять ...