Главные вкладки

    Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки"
    проект по логопедии на тему

    Анна Владимировна Борздова

    «Логопедические тропинки» 

    Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
     

    Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, 
    дай попробовать – и я пойму. 
    (Восточная мудрость) 
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_logopedicheskie_tropinki.docx22.22 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                   Представлен на педсовет

                                                                                                   МДОУ «ДС №16»

                                                                                                   март 2017 года

    Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки»

    Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»

                                                                                                  Борздова А.В.

    «Логопедические тропинки» 

    Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

    Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, 
    дай попробовать – и я пойму. 
    (Восточная мудрость) 
                                      Актуальность проекта. 
    В современных условиях все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. 
    Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. 
    По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». 
    Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. 
    В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. 
    Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. 

    Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 
    Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. 

    Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. 
    Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. 

    Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. 

    Проект предназначен для детей 5 – 7 лет 
    Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

    Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
    Задачи проекта 
    1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
    2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
    3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
    4. Увеличить объем коррекционного воздействия, 
    5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
    6. Побуждать детей к совместной деятельности. 
    7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
    8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 

    Практическая значимость проекта 
    Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 

    Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. 

    Срок реализации проекта – 1 год 

    Этапы и стратегия реализации проекта 
    I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): 
    Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 
    Задачи: 
    1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 
    2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 
    3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 
    II. Основной этап реализации проекта (практический): 

    1. Логопедическая тропинка «Послушный ветерок» 
    Задачи: 
    • Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания 
    • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания 
    • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; 
    • Повышение компетенции воспитателей в данной области 
    • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 
    Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
    Срок реализации: Сентябрь- октябрь 
    Содержание работы: 
    Работа с детьми 
    • Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у 
    детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических 
    упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. 
    • Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; 
    • Занятие с детьми на тему «Здоровейка» 
    • Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики 
    Работа с семьей 
    • Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» 
    Работа с педагогами 
    • Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; 
    • Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; 

    2. Логопедическая тропинка «Сказка о Веселом Язычке» 
    Задачи: 
    • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
    Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
    Срок реализации: Октябрь 
    Содержание работы: 
    Работа с детьми 
    • Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки 
    • Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке 
    Работа с семьей 
    • Памятки «Строение артикуляционного аппарата» 
    • Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» 
    • Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. 
    Работа с педагогами 
    • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» 
    • Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений» 

    3. Логопедическая тропинка «Трудные звуки» 
    Задачи: 
    • Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека 
    • Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков 
    • Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. 
    • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
    • Повышение компетенции воспитателей в данной области 
    Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный 
    Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения 
    Содержание работы: 
    Работа с детьми 
    • Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»  
    • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки» 
    Работа с семьей 
    • Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»; 
    Работа с педагогами 
    • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»

     4.. Логопедическая тропинка «Все по порядку» 
    Задачи: 
    • Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; 
    • Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности; 
    • Формирование у дошкольников умения оперировать понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
    • Углубление знаний детей об окружающей среде; 
    • Улучшение коммуникативных навыков детей 
    • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
    Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
    Срок реализации: В течение учебного года 
    Содержание работы: 
    Работа с детьми 
    • Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; 
    • Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов; 
    Работа с семьей 
    • Лекторий для родителей «А речь, словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) 
    Работа с педагогами 
    • Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 
    • Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку» 
    5. Логопедическая тропинка«Учись слышать звуки» 
    Задачи: 
    • Развитие Фонематического слуха
     • Развитие у детей интереса к родному языку 
    • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
    • Повышение компетенции воспитателей в данной области 
    Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
    Срок реализации: В течение учебного года 
    Содержание работы: 
    Работа с детьми 
    • Развивать слух через дидактическую игру
    • Использование моделей  
    Работа с семьей 
    • Лекторий для родителей «Формирование фонематического слуха дошкольника» 
    Работа с педагогами 
    • Организация специальных игр и упражнений по развитию фонематического слуха удетей; 
    • Пополнение совместно с детьми копилки «Развиваем слух»
    • Практическое использование этого пособия. 
    В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 
    Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

    Проект "Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями" расчитан на 1 год. Реализация проекта разделена на т...

    Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

    Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

    Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

    Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

    Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

    Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

    проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

    Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....

    Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

         Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...