СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ " Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Тумченок Елена Алексеевна

      Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

      Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. 

 Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар –практикум

для педагогов  

 «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»

«Дыхание – основа жизни.

                          Правильное дыхание –основа

                     здоровья и долголетия».

К.С. Станиславский.

          Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание  (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

          СЛАЙД 2. У детей дошкольного возраста речевое дыхание  несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.

          У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос).

         Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так: системой специальных упражнений    артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков. Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. т.е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.

            Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
 СЛАЙД 3.    Чтобы проверить, сформировано ли у вашего ребенка речевое дыхание,  рекомендуется провести два теста.

Тест 1. 
Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик». 
Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.
Тест 2. 
Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик». 
Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

     При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения.

             Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

СЛАЙД 4

Особенности речевого дыхания у детей с ОНР:

  •  Очень слабый вдох и выдох.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха.
  • Неумелое распределение дыхания по словам.
  • Торопливое произношение фраз.
  • Неравномерный толчкообразный выдох.
  • Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя.

В процессе формирования речевого дыхания участвуют разные специалисты:

  • воспитатель
  • учитель-логопед
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре
  • психолог
  • медицинский работник.

СЛАЙД 5.    Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

         Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

          Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

-не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

-температура воздуха должна быть на уровне 20-21 С;

-одежда не должна стеснять движений;

-не заниматься сразу после приема пищи;

-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

Параметры правильного  выдоха

1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос –«крылья носа смыкаются»;

2. Выдох происходит плавно, а не толчками;

3. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;

4. Губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать

щеки; выдыхать следует,  пока не закончится воздух.

Продолжительность игровых упражнений

  • 5 минут в проветриваемом помещении;
  • упражнение повторяется 3 – 5 раз;
  • дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась

голова;

  • При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого  дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения   быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение.

Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и

обязательно чередовать с другими упражнениями.

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

СЛАЙДЫ  6-22.

             Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

•дутье через трубочку в стакан с водой;
•надувание воздушных шаров;
•дутье на разноцветные вертушки;
•        игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
•пускание мыльных пузырей;
• дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Игры, направленные на формирование речевого дыхания.

«Задуй         свечу»

Необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло.

По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом.

«Сдуй снежинку»

Для этого необходимо улыбнуться положить широкий передний край языка на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек ватки и длительно дуть целенаправленной воздушной струей по центру на кончик языка, должен слышиться звук «Ф»,но не «Х»!

«Лети, бабочка»

Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.

Дидактические игры: «Пчелка собирает нектар», «Листопад», «Полет стрекозы», «Разноцветный листопад», «Игривая кошечка», «Танец осенних листьев», «Сдуй капельки росы с мухомора или одуванчика» вызывают интерес у детей, где играя, дошкольники развивают речевое дыхание.

«Рыбка пускает пузыри» . 

Простая и веселая забава. Готовится за 2 минуты. Играть можно бесконечно - рыбка пускает пузыри.

 На пластиковом стакане рисуем рыбку. Сбоку делаем отверстие и вставляем трубочку. Наливаем раствор для пузырей и все. Можно веселиться. У Дарины не очень получается дуть пока. Видя трубочку она так и норовит втянуть жидкость в рот. Поэтому кто решится повторить данную забаву следите за детьми,  чтобы они не выпили содержимое стакана. 

«Делаем вьюгу».

Расскажите детям  как весело устроить вьюгу в бутылке или буря стакане в водой. Предложите с силой подуть через трубочку, опущенную в

Бутылку или стакан, наполненный водой! Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

«Плыви, кораблик»

Наполните таз или бассейн водой и научите детей дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на  края тазика соответствующие картинки.

«Мыльные пузыри»

Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот.

       «Попади в пчелиный улей», «Прогони тучку», « Фокус», «Загони мяч в ворота», сюжетные игры: «Полет бабочек и шмелей»,  «Размети дорожку для ежа», «Чья птичка дальше улетит?», «Снеговики играют в снежки», «Дед Мороз собирает снежинки»   -  эти и другие упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным  произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

1.Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкова. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. «Книголюб»,2004.

2.Т.А.Суборова. Дыхательные упражнения в игровой форме.// Логопед.2010.№2.

3.С.И.Печинина. Играя, лечим! // Логопед. 2007.№4.

4.Л.Н.Стяпина, Е.А.Рогова. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей.// Логопед.2009г.

Подготовила:

учитель –логопед МАДОУ  

г. Нижневартовска

детского сада №66 «Забавушка»

Тумченок Е.А.