Занятие по формированию звуковой стороны речи с детьми с ОНР в старшей группе на тему: «Звуки С и З»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Журавушка» с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития детей села Бижбуляк Бижбулякского района Республики Башкортостан
Занятие по формированию звуковой стороны речи с детьми с ОНР в старшей группе на тему: «Звуки С и З»
Подготовила: учитель – логопед 1 квалификационной
категории Габдуллина Альфина Рифкатовна
2015
Коррекционно – образовательные цели:
Учить правильной артикуляции дифференциации звуков З и С в произношении и на слух.
Продолжать учить составлять предложения из двух слов.
Коррекционно – развивающие цели:
Развивать слуховое внимание, воображение.
Коррекционно – воспитательные цели:
Воспитать умение работать в коллективе, активность.
Индивидуальная работа:
Развивать пальчиковую моторику.
Оборудование:
Колокольчик, сумочка, иллюстрации, магнитофон, аудиозапись, модель предложения из двух слов, картинки- призы.
Примерный ход:
Организационный момент: загадка:
«Маленький, металлический, звонко звенит, людей веселит. Что это?» (колокольчик).
- Докажите, почему вы думаете, что это колокольчик? (Дети доказывают отгадку).
Да, у меня в руке колокольчик. Он звенит и хочет показать, что в группе находится сюрприз. Если колокольчик звенит тихо, то рядом сюрприза нет, а если громко, то это значит, что рядом есть сюрприз.
Игра «Колокольчик»
(Дети с помощью колокольчика находят в группе сюрприз – сумочку).
- Посмотрим, что же в сумочке. Дети, в ней картинки с изображением воды и комара! (Картинки ставятся на наборное полотно). С этими картинками можно поиграть.
1. Упражнение «Песенки»
- Эта картинка обозначает песенку воды: «С – с – с…». Давайте споем эту песенку (хором и индивидуально).
- А эта картинка изображает песенку комара: «З – з – з…». Теперь споем эту песенку (хором и индивидуально).
Сейчас мы с этими песенками поиграем. Мальчики будут комарами, они будут звенеть громко: «З – з – з…», а девочки будут водой, они свистеть тихо: «С – с – с…».
Начинаем игру! Комары! Вода! Комары! Вода! Теперь предлагаю поменяться: девочки будут комарами, а мальчики – водой (упражнение повторяется).
- А еще в сумочке есть чудесная палочка. Эта палочка – отгадывать помогалочка. Будем передавать эту палочку друг другу. У кого она останется в руках, тот должен повторить за мной песенку и отгадать, чья она воды или комара?
2. Игра: «Чья песенка?»
(Дети передают палочку друг другу, повторяют за логопедом и отгадывают)
Са - Са | Аз – Аз |
Зо – Зо | Ос – Ос |
Зу – Зу | Ус – Ус |
Сы – Сы | Ыз – Ыз |
Сэ - Сэ | Эс - Эс |
Молодцы!
- В сумочке есть конверт с картинками. С этими картинками можно поиграть в игру.
3. Игра «Разложи картинки»
Карточки перепутались. Нужно разложить их отдельно: со звуком «С» - к картинке с водой, со звуком «З» - к картинке с комаром. (Карточки лежат на столе иллюстрациями вниз. Дети подходят по одному, выбирают карточку, называют предмет и кладут их в отдельный кармашек на наборном полотне).
- Вы хорошо справились с этим заданием!
4. Динамическая пауза «Маленькие человечки».
Предлагаю детям стать частичками воды и изобразить движениями позами ее состояния: твердое (лед), жидкое (вода) и газообразное (пар).
(Звучит аудиозапись)
- Понравилась ли вам игра?
Из сумочки достаем паровоз и вагончик. Помещаем их на наборное полотно.
- Дети, с этим поездом можно поиграть в игру. Паровоз обозначает первое слово, а вагон – второе. Мы будет оставлять предложения из двух слов.
5. Упражнение «Составь предложение из двух слов»
- Сначала мы будем составлять предложения про картинки, в которых есть песенка воды и говорить будем медленно. (Составление детьми предложения).
- Теперь мы будем составлять предложения, в которых есть песенка комара, а говорить будем побыстрее. (Составление детьми предложения с помощью карточек из игры №3)
Для следующей игры нам нужны будут ловкие ладошки и внимательные ушки. Нам пора сделать гимнастику для ловких пальчиков и ладошек.
6. Пальчиковая гимнастика «Пароход».
Поедем в гости на пароходе
«Флажок»
На пароходе есть флажок.
«Очки»
Приплыли к бабушке, бабушка очки надела, на внучаток посмотрела.
«Стол»
Подойдем к бабушкиному столу.
«Стул»
Сядем на стульчик.
«Чашка»
Бабушка угощает нас чаем из чашки.
«Ходики»
У бабушки есть часы – ходики. Тик – так, тик – так, ходики стучат. Часы показывают, что нам пора домой.
«Колесики»
Поедем на поезде. У поезда есть колеса: «Туки – так, туки – так, так колесики стучат!»
«Молоток»
Рабочий проверяет колеса у поезда: «Туки – ток, туки – ток, так стучит молоток!» Вот мы и приехали на поезде в детски сад.
Молодцы!
Посмотрим, что еще есть в сумочке. (достаем конверт с листком бумаги, на котором написаны слова).
- Дети, здесь написаны разные слова для игры «Хлопки»
7. Игра «Хлопки»
- Я буду называть слова. Если услышите в них звуки «З» и «С», то хлопните в ладоши.
Небо | Поле | Аня | Бегут |
Санки | Бусы | Зонт | Ваза |
Вода | Маки | Домик | Белый |
Сумка | Нос | Забор | Мозоль |
Молодцы, Вы старались быть внимательными!
Итог: Скажите дети, о каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках «З» и «С»)
А в сумочке еще что – то лежит. ДА тут картинки – раскраски! Это для вас призы за ваше старание! А на картинках нарисованы Азат и Алиса. Мальчики, я вам предлагаю взять того, у кого в имени есть песенка комара, а девочкам того, у которого в имени есть песенка воды.
Сегодня вечером дома раскрасьте эти картинки, а потом мы все вместе сделаем из них аппликацию!
(Дети берут себе картинки – раскраски, благодарят логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности по развитию фонетико- фонематической стороны речи и обучению элементам грамоты в старшей группе по теме :"Звук О "
Цель: Создание условий для формирования представлений о звуке О . Задачи:Уточнить артикуляцию и акустическую характеристику звука [О].Закрепи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-974100-1510741726.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки [С] – [З]
Дифференциация звуков С-З....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-568679-1424234912.jpg)
Формирование звуковой стороны речи Игры и упражнения для детей младших групп
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более разверну...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-670145-1443950613.jpg)
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи( средняя группа). Звук "У"
Вашему вниманию представлен конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в средней группе. Особенность этого занятия в том, что в него в...
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе на тему: "Речевые и неречевые звуки"
Конспект по формированию звуковой стороны речи в старшей логогруппе...
Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В....