Использование игр с мячом на логопедических занятиях, как здоровьесберегающей технологии.
статья по логопедии на тему

Тюнина Татьяна Ивановна

Использование игр с мячом на логопедических занятиях, как здоровьесберегающей технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр с мячом на логопедических занятиях, как здоровьесберегающей технологии.

Тюнина Т.И., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» г.Воронежа

Ухудшение состояния здоровья детей является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Сегодня наконец-то внимание педагогов, родителей, общества начинает обращаться к теме здоровья детей, поскольку именно здоровье является фактором успешности роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры. У ребенка 3-7 лет, на этапе дошкольного развития, в условиях интенсивного роста, в крайнем напряжении находятся все механизмы адаптации, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым поломкам. Большая доля ответственности в этом лежит на родителях, которые в стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои амбиции, не учитывают должным образом возрастные и индивидуальные функциональные возможности детей, что приводит к неблагоприятным для организма детей последствиям.

Какие же проблемы больше всего присущи дошкольному периоду?

Большое количество детей этого возраста состоит на диспансерном учете по поводу какого-либо хронического заболевания.

Здесь уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье. Оказывается, что на 20% здоровье зависит от генофонда, на 20% - от экологии, на 50% (!) – от образа жизни и лишь на 10% - от медицинского обслуживания. Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни.

Ежегодно среди детей 5-6 лет, посещающих детские сады, различные нарушения речи, по данным ПМПК, выявляются у 75% дошкольников.

На протяжении нескольких лет, использую мяч в логопедической практике, заметила, что он является хорошим инструментом при работе с детьми, имеющими речевую патологию. Кого-то это удивит своей простотой, однако, как хорошо известно, самое простое – всегда самое сложное.

Игры и упражнения с мячом решают много проблем при коррекции речевых нарушений у детей с ОНР:

- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению;

- освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях;

- помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу самые разные уровни регуляции;

- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

- регулируют силу и точность движений;

- движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание;

- развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей;

- развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивает мышечную силу, усиливает работу важнейших органов – легких, сердца, улучшает обмен веществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, укрепляет здоровье детей.

Любой ребенок имеет возможность играть с мячом. Практика логопедической работы показывает, что коррекционная работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, должна проводиться в сочетании с игрой – как одной из форм обучающего воздействия на ребенка, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Игры с мячом удобны и тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки и больших временных затрат.

Опираясь на уровневую теорию организации движений, описанную известным физиологом Н.А. Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности», можно подобрать игры и упражнения для каждого ребенка отдельно.

А. Руброспинальный уровень регуляции движений. Наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев. Рекомендуются игры с мячом на занятиях по физкультуре, массаж.

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения. Наблюдается неловкость, трудность во внешней увязке целостного движения, слабая мимика, может обедняться голос. Рекомендуются спортивные игры с мячом и самомассаж.

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля. Наблюдаются парезы, нарушения координации движений. Рекомендуются упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, а также упражнения на развитие мелкой моторики.

Д. Теменно-премоторный кортикальный уровень организации движений. Страдает не координация движений, а их смысловая организация и реализация, ориентировка в пространстве, затруднена выработка любого навыка. Рекомендуются подвижные игры на ориентировку в пространстве.

Е. Уровень символической организации. С ним связаны понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей. Рекомендуются игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения и развитие лексико-грамматического строя речи.

Анализ результатов логопедической работы с детьми с нарушениями речи с использованием игр и упражнений с мячом, как здоровьесберегающей технологии, показал, что дети подготовительной группы готовы к школьному обучению, речь их грамматически правильно оформлена, словарь соответствует возрасту, фонематический слух и произношение в норме, хорошо развита общая и мелкая моторика.

Список литературы

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972.
  3. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях

В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю  цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный ...

Использование надувных гимнастических мячей в физкультурных занятиях - ФИТБОЛ

Как показывает статистика, 80 % детей, посещающих дошкольные учреждения имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и осанки. Эффективным средством для укрепления основных групп мышц являются упражн...

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая»

Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий Тема: «Наша Маша маленькая&ra...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ – ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В данной статье дается описание, об использование различных физкультминуток для педагогического процесса в ДОУ,   которые являются одним из принципов здоровьесберегающих технологи...

Презентация: «Использование игрушки в работе логопеда с дошкольниками как здоровьесберегающая технология».

В презентации представлены куклы и  игрушки для формирования артикуляционной моторики, речевого выдоха, развития мелкой моторики и эмоциональнаго развития дошкольников с речевыми нарушениями. Игр...