Конспект логопедического занятия по теме «Зима».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гуенкова Вилена Ванировна

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме «Зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» .Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетная картинка по теме «Зима», индивидуальные листы с заданиями.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришел снеговик и принес нам письмо. Давайте откроем письмо и прочитаем его, а в письме у нас загадки.

- Сядет тот, кто отгадает  загадки:

Странная звездочка                        Что за нелепый человек

С неба упала                                    Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

                       (снежинка)                                               (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                               Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                                         (лед)

Всех за нос ущипнет.

                              (мороз)

Наступили холода,                           Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                                             (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                          (зимой)

Весной и летом

В зеленый наряд одеты.

А зимние метели

В белые меха одели.

(ели)

Белая морковка

Зимой на крыше растет.

(сосулька)

Логопед. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

2. Сообщение темы занятия.

ЛогопедКак вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом? 

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Что на улице? Почему холодно?

Дети. На улице мороз.

3. Упражнения для щек и губ, развитие речевого дыхания.

Логопед. Ребят, скажите пожалуйста, а с каким праздником у нас ассоциируется зима?

Дети. С новым годом.

Логопед. А новый год это праздник и веселье, давайте и мы повеселимся.

Упражнения для щек и губ, развитие речевого дыхания.

Логопед. Ребята наш друг снеговик принес нам волшебный мешочек, давайте заглянем в него.

Упражнения для языка.

4.  Игра «Да – нет»

Слушать вопросы и отвечать «Да» или «Нет».

Логопед: Вспомните приметы зимы и ответьте на вопросы.

А зимою снег идет? (Да)

Во дворе метель метет? (Да)

С юга птицы прилетели? (Нет)

Снегири на ветки сели? (Да)

Солнце греет жарко-жарко? (Нет)

Едут санки в летнем парке? (Нет)

Ну, тогда со снежной горки

Санки мчатся к лисьей норке? (Да)

На заснеженной поляне

Серый зайка хулиганит? (Нет)

Дед Мороз к вам придет? (Да)

Он нам что-то принесет? (Да)

5. Дидактическое упражнение «Составь предложения по сюжетной картинке».

6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли.          Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп, кладут руки по щеку.

7. Работа на индивидуальных  листах. Елочка.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение со значением противопоставления».

Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).

Зимой бывает снег, а летом … (дождь). Зимой снег падает, а весной… (тает).

Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).

Зимой лес спит, а весной … (просыпается). Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).

Зимой бывает холодно, а летом… (жарко). Зимой деревья белые, а осенью… (жёлтые).

Зимой растут сугробы, а летом … (цветы). Зимой лепят снеговика, а летом… (песочные пирожки).

9. Игра «Назови ласково» со снежком.

- Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                   Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец             Дерево- деревце

Ветер- ветерок               Горка — горочка

Лёд- ледок, льдинка      Санки- саночки

Холод- холодок             Зима- зимушка    

Ель-елочка                      Подарки-подарочки        

10. Физминутка  (сопровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

( Поднять руки вверх,  на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

( Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

11. Работа на индивидуальных  листах. Снеговик.

12. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. Что вам понравилось на занятии?

Индивидуальные ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему"Зима"

Для детей младшей группы с Общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по теме "Зима"

Конспект логопедического занятия по совершенствованию навыков языкового анализа у детей старшего дошкольного возрастаЛогопедическая тема: Согласный звук [С] [СЬ], буква «С».Грамматическая тема: ...

Конспект логопедического занятия по теме "Зима. Зимние забавы и развлечения"

Занятие с детьми старшей группы в рамках лексической темы "Зима. Зимние забавы и развлечения". Формирование  лексико-грамматического строя по  теме: «Зима. Зимние забавы и ра...

Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности

В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект логопедического занятия на тему: "Зима. Путешествие со снежинкой".

Задания для детей с тяжелыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития....

Конспект логопедического занятия по теме: "Зима".

Конспект рассчитан на детей 6-7 лет с логопедическим заключением общее  недоразвитие речи, второго года обучения, первого периода.В ходе обобщения лексической темы детям предлагается усвоить пред...

Конспект логопедического занятия по теме : "Зимующие птицы"

Конспект логопедического занятия по теме : "Зимующие птицы"...