Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности

Цель занятия: закрепить знания детей о признаках зимы.

Задачи: расширение и активизация словаря по теме; употребление родственных слов; согласование прилагательных с существительными;

составление предложений по картинкам; составление рассказа с опорной картинки-схемы, развитие словесно-логического мышления; развитие слухового и зрительного внимания, памяти, интонационной выразительности речи.

Оборудование: снеговик на лыжах, снежок, предметные картинки, елка из картона с магнитами на ветках, картинки-схемы с изображением признаков времен года (в виде елочных игрушек), магнитофон.

Ход занятия.

  1. Орг. момент: загадка.

Что за нелепый человек

Пробрался в 21-ый век?

Морковка – нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

                   (Снеговик.)

II. Постановка цели занятия. 

Звучит магнитофонная запись «Песенка снеговика».

– Кто едет к нам гости. (Появляется снеговик на лыжах).

– А вот и он. Ребята, кто это? (Это снеговик).

– Он хочет поговорить с вами о своем любимом времени года. Какое время года любит снеговик? (Зиму).

– О чем мы будем говорить на занятии? (О зиме).

III. Беседа по теме.

– Почему снеговик любит зиму? (Зимой холодно и морозно. Зимой земля покрыта снегом. Солнце не греет, и снеговик не растает. Зимой можно лепить снеговика.)

– Почему снеговик любит холод и мороз? (Когда холодно снеговик не тает.)

– Что приносит нам зима? (Зима приносит холод (морозы, снега, зимние забавы, радость).)

– Как называется явление, когда падает много снега? (Снегопад.)

– Что чаще бывает: зима или снегопад? (Снегопад.)

– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

– За что вы любите зиму? (Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика. Зимой приходит Новый год.)

IV. Согласование существительных и прилагательных, подбор признаков.

 Игра в снежки и подберем слова признаки.

– Зима, какая? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная, волшебная.)

– Снег, какой? (Белый, пушистый, чистый, холодный, блестящий, мягкий, липкий.)

– Ветер, какой? (Холодный, колючий, северный.)

V.Подбор родственных слов.

 Дидактическая игра «Доскажи словечко».

– Давайте «поиграем» со словами похожими на слово «снег». Я начну, а вы добавите слово.

Тихо, тихо как во сне
Падает на землю…….снег.
С неба всё скользят пушинки
Серебристые …….снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается …..снежок.
Вот веселья для ребят
Всё сильнее ……..снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в ….снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился ……….снеговик.
Рядом снежная фигура
Это девочка ………снегурка.
На снегу то посмотри
С красной грудкой …снегири.
Словно в сказке, как во сне
Землю всю укутал …..снег.

– Какие слова вы добавляли?
– На какое слово они все похожи? (Снег).

VI. Дидактическая игра «Про что так говорят».

– Возьмите со стола картинки и положите их перед собой.

– Ребята, я буду называть слова, а вы подумайте: про что так говорят. Вам помогут ваши картинки.

– Снежная … (Снежная баба, снежная дорога.)

– Ледяная … (Ледяная сосулька, ледяная горка.)

– Блестящий … (Блестящий снег, блестящий лед.)

– Холодное … (Холодное мороженое.)

VII. Физ. минутка.

– Снеговик предлагает покататься на лыжах. (Имитация езды на лыжах.)

– Те, кого охватит страх, произносит слово “Ах”…

– У кого захватит дух, произносит слово “Ух”…

– Кто в сугробе с головой, произносит слово “Ой”…

VIII. Составление рассказа по картинкам-схемам.

- Ребята, какой ваш самый любимый праздник зимой? (Новый год.)

- Давайте поможем снеговику нарядить елку. Выберите и повести на елку шарики только с признаками зимы.

Дети вешают шарик на елку и называют признак зимы. (Зимой солнце светит редко и не греет. Зимой земля покрыта снегом, реки покрыты льдом. Зимой деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках. Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка меняют мех. Заяц зимой белый, а белка серая. Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки. Зимой дети катаются на санках, на лыжах и коньках, лепят снеговика, играют в снежки.)

- Елка наряжена, а у нас получился рассказ, давайте его перескажем с помощью картинок на шариках.

- Расскажите о зимних явлениях природы. (Рассказывает один ребенок.)

- Расскажите о жизни диких животных зимой.

- Как живется птицам зимой?

- Расскажите про зимние забавы.

IX. Итог занятия.

- Снеговику очень понравилось, как вы занимались.

- О чем мы говорили на занятиях? (О зиме.)

- Что вам понравилось на занятиях?

- Попрощайтесь со снеговиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Осенняя пора»

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия по развитию связной речи , основанный на использовании мнемотехники. В частности, в занятии используются мнемодорожки. Так же занятие постр...

Конспект логопедического занятия "Продукты питания" для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)

Фронтальное логопедическое занятие по формированию навыков употребления категории творительного падежа с предлогом С для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)...

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»

Конспект группового занятия  учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»...