Конспект логопедического занятия "Продукты питания" для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кружалина Евгения Васильевна

Фронтальное логопедическое занятие по формированию навыков употребления категории творительного падежа с предлогом С для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhalina_konspekt_na_sayt.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

фронтального лексико-грамматического занятия на тему:

«Употребление творительного падежа существительных с предлогом С»

(для детей с диагнозом «общее недоразвитие речи», 5 лет)

Логопед: Кружалина Е.В.

Цели: 1) образовательные –

  • расширять и активизировать словарь по лексической теме “Продукты питания”;
  • упражнять в подборе признаков к существительным;
  • закреплять навык употребления существительных единственного числа в творительном падеже без предлога;
  • знакомить с предлогом С;
  • упражнять в употреблении предлога С (со значением совместности) с существительными единственного числа в творительном падеже;
  1. коррекционные –
  • совершенствовать внимание, память;
  • развивать логическое мышление;
  1. воспитательные –

-   прививать чувство взаимопомощи;

  • воспитывать организованность, инициативность.

Оборудование: Мишка (игрушка); наборное полотно “Магазин”; корзинка; предметные изображения продуктов питания и приготовленных из них блюд; муляжи пирожков; изображения зверей-“помощников”; разноцветные тарелки; раздаточный материал для игры “Что с чем едят?”; мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Сообщение темы.

Ребята, сегодня к нам пришел Мишка. Он приглашает нас в гости, и решил приготовить нам угощение. Но ему не хватает некоторых продуктов. Где можно купить продукты? (В магазине)

  1. Повторение изученного.

А) активизация словаря.

Вместе с Мишкой мы пойдем в продуктовый магазин (предъявляется наборное полотно «Магазин» с изображениями продуктов – дети называют их). Поможем Мишке купить продукты.

Игра «Магазин» (подбор признаков к существительным):

Чтобы купить продукт, нужно сказать: какой он? Например: варенье какое? – вишневое, сладкое, душистое. (Дети «покупают» по 1 – 2 продукта и складывают в корзинку.)

Молодцы! Вы помогли Мишке купить продукты и назвали, какие они. Из этих продуктов Мишка приготовил угощение (на наборное полотно выставляются предметные картинки с изображением блюд: пирог, каша, котлета и т.д.). Но вот беда: не знает он, кого чем угощать. Покажем Мишке, как нужно угощать друзей.

Б) закрепление грамматической категории (творительного падежа единственного числа).

Игра «Угости друга».

Выберите угощение и скажите: кого и чем вы угостите? Например: Я угощу Сашу пирогом. (Ребенок берет картинку с изображением блюда и дает другому. Тот говорит: «Спасибо!»)

Молодцы! Вы показали Мишке, чем можно угостить друзей. Давайте еще раз посмотрим на эти картинки, и повторим: чем вы угощали друг друга (на примере 1 – 2 картинок):

Что это? – Котлета, печенье

Чем угостил? – Котлетой, печеньем

Похожи эти слова? (Да) Что меняется в словах? (Конец слова)

  1. Знакомство с новым материалом.

           Угощение Мишка разложил в разную посуду: кашу – в кастрюлю, пирог – на блюдо и т.д. (по тем же картинкам). Сейчас мы внимательно посмотрим и скажем: что нарисовано?

Что в тарелке? – Каша

С чем тарелка? – С кашей

Аналогично другие картинки.

Молодцы! Вы правильно назвали все картинки. Научили Мишку отвечать на вопрос «С чем?». Послушайте внимательно: с кашей, с пирогом и т.д. Какое «маленькое» слово повторяется и в вопросе, и в ответе? (слово С) Правильно, а также меняется конец слова (с кашей).

Мишка: «Я все понял! Если вопрос – с чем блюдо?, надо отвечать – блюдо с пирог. Правильно? (Нет! С пирогом.) Понятно! Надо отвечать – блюдо пирогом. Так? (Нет! С пирогом.)»

Аналогично 2 –3 примера.

  1. Формирование умений правильного употребления предложно-падежной конструкции.

Молодцы! Вы научили Мишку правильно говорить. А он решил испечь вам пирожки. Из чего пекут пирожки? (Из теста) Чтобы замесить тесто, нужны мука, молоко, масло, яйцо, сахар. Печь пирожки помогут Мишке его друзья Ежик, Белка, Лисичка, Зайчик, Енот (на фланелеграфе). Они принесли продукты для пирожков. С чем пришел Ежик? (Ежик пришел с молоком) и т.п.

Замесили друзья тесто, напекли пирожков (муляжи на блюде). Пирожки с разной начинкой: с вареньем, с капустой, с мясом (изображения на цветных тарелках).

Игра на развитие логического мышления «С чем пирожок?»

Попробуем отгадать – с чем пирожок? (пирожки на трех тарелках: синей, зеленой и красной. На наборном полотне на таких же тарелках начинки: на синей – варенье, на красной – капуста, на зеленой – мясо) Посмотрите: на синей тарелке – варенье. Значит, пирожок на синей тарелке – с чем? (С вареньем)

Молодцы, ребята! Вы правильно угадали начинку всех пирожков. Мишка накормил пирожками и нас и своих помощников. Теперь они хотят поиграть с вами в игру «Любимые продукты». Я буду читать стихотворение и показывать движения. Повторяйте за мной движения и постарайтесь запомнить продукты, которые я назову:

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их – продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда!

                                                            (Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду)

Молодцы! Вы хорошо выполняли движения. А какие названия продуктов вы запомнили из стихотворения? (дети перечисляют) Зверята говорят вам «спасибо» и отправляются по домам.

  1. Закрепление нового материала.

Игра «Что с чем едят?» (работа с раздаточным материалом)

Ребята, пока мы играли, Мишка накрыл на стол. Посмотрим, чем он нас накормит (изображения на наборном полотне). Мишка задумался: что с чем едят? Давайте подскажем Мишке правильный ответ. Например: с чем едят кашу – с маслом или с конфетой? (Кашу едят с маслом)

Аналогичная работа с каждой картинкой.

Сейчас я раздам вам карточки, на которых нарисовано, чем вас угощает Мишка. Рядом с рисунком на карточке пустое окошко. Выберите: какую картинку с угощением нужно положить в окошко (дети по индивидуальным карточкам подбирают парные изображения.).

Игра с мячом (закрепление материала без опоры на наглядность).

Мишка накормил нас вкусным обедом и зовет поиграть в мяч. Я бросаю мяч и спрашиваю: «С чем едят картошку?» – вы бросаете мяч обратно и отвечаете: «Картошку едят с котлетой».

  1. Итоги. Оценивание.

У кого в гостях мы были?

Кто еще приходил к Мишке?

Что делали его помощники?

Что еще мы приготовили с Мишкой?

В какие игры мы играли?

А самое главное – сегодня на занятии мы отвечали на вопрос «С чем?». Какое маленькое слово нам сегодня встретилось? (слово С)

Мишка очень доволен, что вы научили его готовить вкусное угощение и правильно отвечать на вопрос «С чем?».

Он прощается с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с использованием опорных схем). Тема: «Зимние забавы»

Данный конспект разработан с учётом комплексного подхода к коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни, так как решает комплекс коррекционных задач: совершенствование фонетико-фонематич...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».

Приоритетная образовательная область: «Речевое  развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...

Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность

Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория  Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...

Конспект логопедического развлечения для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «В гостях у Лешего»

Конспект логопедического развлечения для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «В гостях у Лешего»...

Конспект деятельности по квалифицированной коррекции недостатков зрения у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением

Конспект деятельности по квалифицированной коррекции недостатков зрения у воспитанников старшей  группы компенсирующей направленности для детей с нарушениемТема занятия: «Братики ...