Конспект деятельности по квалифицированной коррекции недостатков зрения у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект деятельности по квалифицированной коррекции недостатков зрения у воспитанников старшей  группы компенсирующей направленности для детей с нарушением

Тема занятия: «Братики – квадратики»

Вид: Формирование сенсорных эталонов.

Цель  занятия:  Учить детей с нарушением зрения узнавать квадрат на бисенсорной основе в контуре и в силуэте.

           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bratiki-kvadratiki_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект деятельности по квалифицированной коррекции

 недостатков зрения у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Тема: «Братики – квадратики»

Вид: Формирование сенсорных эталонов.

                                                                                         Занятие разработала:

учитель – дефектолог

Ильина Оксана Валерьевна

Цель  занятия:  Учить детей с нарушением зрения узнавать квадрат на бисенсорной основе в контуре и в силуэте.

           

Задачи занятия:

      1. Закрепить знание основных частей квадрата, его отличительных особенностей.

2. Упражнять в составлении квадрата из палочек различной длины.

3. Развивать навыки аналитического мышления: рассуждение, доказательство, предположение.

4. Способствовать активизации зрительных функций прослеживания, локализаии, соотнесения.

5. Дать возможность высказываться предложением, фразой.

   

Контингент детей – участников:

Дети старшей группы, имеющие различные нарушения зрения.

Ресурсы:

  1. Наборы разных геометрических фигур………………………………………4шт.
  2. Палочки разной длины (по 4).…………………………………………………4наб.
  3. Палочки одинаковой длины (по 4)…………………………………………….4наб.
  4. Карандаши, фломастеры, бумага………………………………………………4компл.
  5. Линейки с прорезями разных геометрических фигур………………………...4шт.
  6. Персонажи «Братики – квадратики»……………………………………………2шт.
  7. Чудесные мешочки………………………………………………………………4шт.
  8. Предметы (часы, тетрадь, салфетка, коробка и т.д.)…………………………...по 1шт.
  9. Фишки (по4)………………………………………………………………………4компл.
  10. Дудочка……………………………………………………………………………1шт.
  11. Игрушка Трансформер……………………………………………………………1шт.
  12. Контуры квадратов на снегу.

Индивидуальная работа: с Ангелиной – помощь в прорисовывании квадрата.

Предшествующая работа:

-  узнавание квадрата среди других угольных геометрических фигур;

- вырезание квадрата по намеченному контуру;

- поиск в комнате предметов квадратной формы.

Приёмы (в том числе коррекционные):

- использование загадки;

- причинно – следственные вопросы;

- тактильно – двигательное узнавание;

- инсценирование;

- самопроверка с использованием подручного материала;

- задания – путанки, задания – секреты;

- зарисовки портрета;

- рисование в воздухе;

- слуховое узнавание;

- зрительный поиск в микро- и макропространстве.

                                               Ход занятия.

   

  1. Организационный момент «Узнай тему занятия»

Перед детьми лежат по две геометрические фигуры: квадрат и треугольник. Дефектолог предлагает загадку:  Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

На фигуры посмотрите

И его себе возьмите (анализ текста, дети берут квадраты)

2. «Найди моих братиков».

У каждого ребёнка мешочек, в котором находятся круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Дефектолог (от имени квадрата из первого задания):

«У меня есть братики по имени Квадратики

Вы в мешочках поищите, моих братиков найдите»

Дети вынимают квадраты, на которых есть глазки, ротик, носик.

Квадраты из 1-го задания: Вот и встретились мы здесь

У нас заданий много есть!

Братики – квадратики встают на подставки и дают все последующие задания.

3. «Разгляди и найди»

Детям предлагается найти части квадрата, что у него есть. После называния даются два задания:

- «Поставь столько же» (фишек на углы квадрата)

- «Приложи ко мне поближе» (палочки одинаковой длины к сторонам квадрата)

Дефектолог: «Что же получилось, дети? Ну-ка братикам ответьте!

 (Дети рассуждают и делают вывод, что у каждого квадрата есть части – 4  угла и 4 стороны).

4. «Путанка». 

Братики – квадратики предлагают взять каждому ребёнку со своего подноса по 4 палочки (они разной длины) и выложить из них квадрат. После проб и ошибок дети делают вывод, что для того, чтобы сделать квадрат, нужны палочки одинаковой длины. Братики – квадратики тогда предлагают взять по 8 палочек (4 длинных и 4 коротких) и выложить из них квадраты (один большой и один маленький)

 Дефектолог: Была путанка для вас, но вы справились сейчас.

Что ж вам, дети, помогло? Какое правило одно?

Закрепляется правило, что у квадрата есть 4 стороны одинаковой длины.

5. «Шутка братиков – квадратиков»

Детям предлагается закрыть глаза и отдохнуть. В это время у них меняется в квадрате одна палочка на более короткую, у других детей на более длинную.

Дефектолог:  Открывайте глазки, дети

Свой квадратик все проверьте.

Пошутили здесь братишки

Не заметят, мол, детишки!

Рассуждения детей, замена палочек и восстановление квадратов. Повторение правила – у всех квадратов все стороны одинаковой длины.

6. «Фотографии на память»

Дети рисуют на бумаге квадрат для братиков, анализируют, если не получилось. Перерисовывают и объясняют, как выглядит их квадрат. Подрисовывают глазки, нос, рот, ушки и шапочку.

         7. Упражнение для глаз «Что рисует брат – квадрат?»

Рисование лазерным лучиком на стене, дети прослеживают и угадывают геометрические фигуры.

8. «Спрячь братиков»

На геометрической линейке найти все квадратные прорези и закрыть их соответствующим по величине квадратом. Посчитать, сколько всего их было.

9. «Помоги квадратикам»

Одного унёс трансформер, но он его отпустит, если дети узнают его по мелодии. Дефектолог в дудочку выдувает мелодию из 3-х тактов, затем из 2-х коротких и 2-х длинных, затем из 3-х коротких и 1 длинного, затем из 4-х одинаковых. Дети, узнав последнюю мелодию, доказывают, что она подходит к квадрату и забирают его от Трасформера.

10. «Где они спрятались?»

Работа за окном, на снегу цветной краской нарисованы в разных местах три квадрата разной величины.

Дефектолог: Кто-то по снегу у нас проходил,

Кто-то в снегу у нас наследил.

Кто же там был, угадайте!

Кто наследил? Называйте!

Ответы детей, подсчёт квадратов и называние их местоположения.

11. «Задание на прощание».

Братики – квадратики хвалят детей и просят назвать, что квадратное бывает:

- В группу сможет выйти тот,

Кто предметы назовёт!

(квадратные, которые расставлены по комнате)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР-1уровня)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных коммуникативных умений в средней группе компенсирующей  направленности для детей с нарушением речи...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» «Волшебная мастерская» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №6 (подготовительная группа)

Возрастная группа: подготовительнаяТема НОД: «Волшебная мастерская»Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Цель:развитие основ художественной куль...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Муниципальное бюджетное Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32»   Принято Советом педагогов...