Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Живчикова Анастасия Аркадьевна

Тема: «Насекомые».

Направление: познавательно-речевое

Цель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.

Интеграция и задачи образовательных областей:

Коррекционно-образовательные задачи:

- формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых;

- уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы);

-формирование обобщающего понятия насекомые;

-совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах).

Коррекционно-развивающие задачи:            

- развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

  • беседа о насекомых;
  • чтение рассказов;
  • разучивание стихотворений;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций в альбоме «Насекомые»;
  • рисование насекомых;
  • использование дидактических игр.
  • работа родителей с детьми в тетрадях для домашних заданий по теме «Насекомые».

Методы и приемы:

  • практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика);
  • наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр,использование ЭОР);
  • словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

Материал и оборудование:

  • ЭОР: компьютер, флеш-карта, CD диски, ЖК – телевизор;
  • ТСО: музыкальный центр, видео-, фотокамера;
  • презентация «Насекомые»;
  • тетради №2 по числу детей;
  • простые и цветные карандаши;
  • контейнер с предметными картинками, содержащими в названии звуки [т], [п], [н];
  • разрезные картинки «Насекомые»;
  • игра «Бабочки»;
  • картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики;
  • игра «Веселые насекомые».
  • Игра «Четвертый лишний».

Ход.

Логопед раздает детям карточки с изображением предметов.

- Сначала сядет тот, у кого в названии картинки есть звук «П». (дети называют картинки) Потом сядут те дети, в названии картинок у которых есть звук «Т». И наконец, сядет тот, у кого в названии картинок есть звук «Н». Молодцы! Вы выполнили задания без ошибок.

- А теперь я вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушаете и запомните о каких насекомых говориться в нем:

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Приходили муравьи

И травинку принесли,

А паук на всех смотрел,

Сети плел и песни пел.

- О каких насекомых говориться в стихотворении?

- Правильно, о пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях. Еще говориться о пауке. Но вы должны запомнить, что паук – не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Давайте сейчас с вами посмотрим чем же они полезны.

Просмотр презентации.

1 слайд – пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш.

2 слайд – муравьи уничтожают вредных насекомых.

3 слайд – а вот большая часть бабочек приносит вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы.

4 слайд – гусеницы поедают листья растений и наносят им вред.

5 слайд –кузнечики наносят вред

6 слайд - стрекозы питаются насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляют комаров, мошек и других вредных насекомых.

7 слайд – комары питаются нектаром и соками растений, но многи виды могут прокалывания кожу животных-хозяев, чтобы сосать их кровь.

- Посмотрите внимательно на доску, на ней картинки с изображением насекомых. Посмотрите внимательно на них. Теперь вы попробуете сложить разрезные картинки. Я думаю, что картинки вам помогут.

Дети выполняют задание, логопед помогает им, если это необходимо.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

Дети называют что получилось.

- Сегодня мы еще раз повторим упражнения артикуляционной гимнастики вместе. Сначала вспомним, как мы делали упражнение со слоненком. Вытяните губы вперед, как это делает слоненок. А теперь покажите зубы, как показывает их щенок. Теперь я буду показывать вам то слоненка, то щенка, а вы будете то вытягивать губы хоботком, то показывать зубы. Вместе с пушистой собачкой давайте сделаем упражнение «Лопата», хорошо распластаем язык и положим его на нижнюю губу. А теперь упражнение «Прятки». Его нам тоже поможет сделать кошечка. Посмотрите, как они закрывают широким языком верхнюю губу, прячет ее. Попробуйте сделать это упражнение. Молодцы! У вас отлично получилось. А теперь вспомните, как наша кошечка лакает молоко. Ее язычок широкий, его края загибаются «Чашечкой», язычок поднимается наверх. Молодцы! У вас очень хорошо получились все упражнения.

- Стрекоза предлагает нам поиграть в игру «Четвертый лишний».

- Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, какое насекомое лишнее и почему вы так думаете?
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. (бабочка, муравей, стрекоза, жук)
Лишняя божья коровка, потому что она красного цвета, а остальные насекомые зеленого цвета. (зеленые бабочка, гусеница, кузнечик, красная божья
коровка).
Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а остальные насекомые полезные. (муха, пчела, бабочка, божья коровка)

- Молодцы, вы очень внимательные.

- А теперь мы с вами немного отдохнем. Встанем со своих мест и выйдем на ковер, встанем в круг.

Мотылек – мотылек, (бегут на носочках, взмахивая руками как крыльями.)

Принеси нам ветерок.

От ворот – поворот (останавливаются, делают поворот вокруг себя)

Гнать кораблик в ручеек.(поочередно руки «волной»)

Вей, вей, ветерок, (руки поднять вверх, делать махи).

Натяни нам парусок. (тянуться на носочках вверх, подняв руки)

- Молодцы. Теперь сядем на свои места и продолжим наше занятие.

Посмотрите в свои тетради, кого нарисовал художник?

- Это стрекоза и бабочка. Чего нет у стрекозы и  бабочки?

- Правильно, крыльев. Возьмите простой карандаш и дорисуйте крылышки стрекозе.

- А теперь раскрасьте стрекозу. Вы сделаете это правильно, если рассмотрите картинку. Каким будет тело стрекозы?

- Правильно, зеленым. А крылышки?

- Правильно, голубыми.

- Молодцы, теперь отложим свои тетради и возьмем с края своего стола карточки с изображением бабочек. Посмотрите, какие красивые половинки бабочек на карточках. Давайте попробуем сложить цепочку из бабочек. Необходимо, чтобы половинки каждой бабочки совпали по цвету.

- Отлично. У вас получилась длинная цепочка из бабочек!

- А теперь посмотрите на доску, какие красивые колокольчики расцвели у нас в группе. Они так понравились насекомым. Расскажите, что делают насекомые.

- Стрекоза села куда? (на колокольчик)

- Божья коровка спряталась куда? (в цветок)

- Пчела сидит где? (под листиком)

- Как скачет кузнечик? (с листика на листик)

- Молодцы, теперь внимательно посмотрите на доску и запомните насекомых, которые на ней  изображены. Закройте глаза, а когда я скажу «открыть» вы постараетесь назвать, какого насекомого не стало.

- Вот и закончилось занятие. Чем вы занимались сегодня? Что вам было интересно делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – логопед МБДОУ №173 Живчикова Анастасия Аркадьевна август 2014 Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Упражнение «Хоботок»

Слайд 4

Упражнение «Улыбка» Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение .

Слайд 6

Упражнение «Лопатка » Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок.

Слайд 8

Упражнение «Прятки» Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

Слайд 10

Упражнение «Чашечка» Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

Презентация НОД по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Насекомые»

Задачи:- Познакомить детей с насекомыми.- Представить характерные особенности каждого насекомого.- Обсудить с детьми, чем насекомое отличается от других животных, по каким признакам можно их узнать....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (индивидуальный) образовательная область «Познавательное развитие» тема «Насекомые»

Конспект непрерывной образовательной деятельности (индивидуальный) образовательная область «Познавательное развитие»тема «Насекомые»...

Конспект занятия в первой младшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Насекомые»

Конспект занятия в первой младшей группе. Образовательтная область "Речевоен развитие" Тема: "Насекомые"...

Методическая разработка. Образовательная область: Речевое развитие. Тема: "Насекомые". Средний дошкольный возраст.

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области речевое развитиедля детей среднего дошкольного возраста Тема: «Насекомые»...