Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Живчикова Анастасия Аркадьевна

    Тема: «Насекомые».

    Направление: познавательно-речевое

    Цель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.

    Интеграция и задачи образовательных областей:

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых;

    - уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы);

    -формирование обобщающего понятия насекомые;

    -совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах).

    Коррекционно-развивающие задачи:            

    - развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов.

    Коррекционно – воспитательные задачи:

    - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

    - воспитание бережного отношения к природе.

    Предварительная работа:

    • беседа о насекомых;
    • чтение рассказов;
    • разучивание стихотворений;
    • загадывание и отгадывание загадок;
    • рассматривание иллюстраций в альбоме «Насекомые»;
    • рисование насекомых;
    • использование дидактических игр.
    • работа родителей с детьми в тетрадях для домашних заданий по теме «Насекомые».

    Методы и приемы:

    • практические (дидактические игры, упражнения, игровая ситуация, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика);
    • наглядные (рассматривание, показ способов действия, просмотр,использование ЭОР);
    • словесные (художественное слово, рассказ по опорным картинкам, беседа, объяснение).

    Материал и оборудование:

    • ЭОР: компьютер, флеш-карта, CD диски, ЖК – телевизор;
    • ТСО: музыкальный центр, видео-, фотокамера;
    • презентация «Насекомые»;
    • тетради №2 по числу детей;
    • простые и цветные карандаши;
    • контейнер с предметными картинками, содержащими в названии звуки [т], [п], [н];
    • разрезные картинки «Насекомые»;
    • игра «Бабочки»;
    • картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики;
    • игра «Веселые насекомые».
    • Игра «Четвертый лишний».

    Ход.

    Логопед раздает детям карточки с изображением предметов.

    - Сначала сядет тот, у кого в названии картинки есть звук «П». (дети называют картинки) Потом сядут те дети, в названии картинок у которых есть звук «Т». И наконец, сядет тот, у кого в названии картинок есть звук «Н». Молодцы! Вы выполнили задания без ошибок.

    - А теперь я вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушаете и запомните о каких насекомых говориться в нем:

    Прилетела к нам вчера

    Полосатая пчела,

    А за нею шмель-шмелек

    И веселый мотылек,

    Два жука и стрекоза,

    Как фонарики глаза.

    Приходили муравьи

    И травинку принесли,

    А паук на всех смотрел,

    Сети плел и песни пел.

    - О каких насекомых говориться в стихотворении?

    - Правильно, о пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях. Еще говориться о пауке. Но вы должны запомнить, что паук – не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Давайте сейчас с вами посмотрим чем же они полезны.

    Просмотр презентации.

    1 слайд – пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш.

    2 слайд – муравьи уничтожают вредных насекомых.

    3 слайд – а вот большая часть бабочек приносит вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы.

    4 слайд – гусеницы поедают листья растений и наносят им вред.

    5 слайд –кузнечики наносят вред

    6 слайд - стрекозы питаются насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляют комаров, мошек и других вредных насекомых.

    7 слайд – комары питаются нектаром и соками растений, но многи виды могут прокалывания кожу животных-хозяев, чтобы сосать их кровь.

    - Посмотрите внимательно на доску, на ней картинки с изображением насекомых. Посмотрите внимательно на них. Теперь вы попробуете сложить разрезные картинки. Я думаю, что картинки вам помогут.

    Дети выполняют задание, логопед помогает им, если это необходимо.

    - Расскажите, чьи изображения вы сложили.

    Дети называют что получилось.

    - Сегодня мы еще раз повторим упражнения артикуляционной гимнастики вместе. Сначала вспомним, как мы делали упражнение со слоненком. Вытяните губы вперед, как это делает слоненок. А теперь покажите зубы, как показывает их щенок. Теперь я буду показывать вам то слоненка, то щенка, а вы будете то вытягивать губы хоботком, то показывать зубы. Вместе с пушистой собачкой давайте сделаем упражнение «Лопата», хорошо распластаем язык и положим его на нижнюю губу. А теперь упражнение «Прятки». Его нам тоже поможет сделать кошечка. Посмотрите, как они закрывают широким языком верхнюю губу, прячет ее. Попробуйте сделать это упражнение. Молодцы! У вас отлично получилось. А теперь вспомните, как наша кошечка лакает молоко. Ее язычок широкий, его края загибаются «Чашечкой», язычок поднимается наверх. Молодцы! У вас очень хорошо получились все упражнения.

    - Стрекоза предлагает нам поиграть в игру «Четвертый лишний».

    - Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, какое насекомое лишнее и почему вы так думаете?
    Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают. (бабочка, муравей, стрекоза, жук)
    Лишняя божья коровка, потому что она красного цвета, а остальные насекомые зеленого цвета. (зеленые бабочка, гусеница, кузнечик, красная божья
    коровка).
    Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а остальные насекомые полезные. (муха, пчела, бабочка, божья коровка)

    - Молодцы, вы очень внимательные.

    - А теперь мы с вами немного отдохнем. Встанем со своих мест и выйдем на ковер, встанем в круг.

    Мотылек – мотылек, (бегут на носочках, взмахивая руками как крыльями.)

    Принеси нам ветерок.

    От ворот – поворот (останавливаются, делают поворот вокруг себя)

    Гнать кораблик в ручеек.(поочередно руки «волной»)

    Вей, вей, ветерок, (руки поднять вверх, делать махи).

    Натяни нам парусок. (тянуться на носочках вверх, подняв руки)

    - Молодцы. Теперь сядем на свои места и продолжим наше занятие.

    Посмотрите в свои тетради, кого нарисовал художник?

    - Это стрекоза и бабочка. Чего нет у стрекозы и  бабочки?

    - Правильно, крыльев. Возьмите простой карандаш и дорисуйте крылышки стрекозе.

    - А теперь раскрасьте стрекозу. Вы сделаете это правильно, если рассмотрите картинку. Каким будет тело стрекозы?

    - Правильно, зеленым. А крылышки?

    - Правильно, голубыми.

    - Молодцы, теперь отложим свои тетради и возьмем с края своего стола карточки с изображением бабочек. Посмотрите, какие красивые половинки бабочек на карточках. Давайте попробуем сложить цепочку из бабочек. Необходимо, чтобы половинки каждой бабочки совпали по цвету.

    - Отлично. У вас получилась длинная цепочка из бабочек!

    - А теперь посмотрите на доску, какие красивые колокольчики расцвели у нас в группе. Они так понравились насекомым. Расскажите, что делают насекомые.

    - Стрекоза села куда? (на колокольчик)

    - Божья коровка спряталась куда? (в цветок)

    - Пчела сидит где? (под листиком)

    - Как скачет кузнечик? (с листика на листик)

    - Молодцы, теперь внимательно посмотрите на доску и запомните насекомых, которые на ней  изображены. Закройте глаза, а когда я скажу «открыть» вы постараетесь назвать, какого насекомого не стало.

    - Вот и закончилось занятие. Чем вы занимались сегодня? Что вам было интересно делать?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx2.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель – логопед МБДОУ №173 Живчикова Анастасия Аркадьевна август 2014 Артикуляционная гимнастика

    Слайд 2

    Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Упражнение «Хоботок»

    Слайд 4

    Упражнение «Улыбка» Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение .

    Слайд 6

    Упражнение «Лопатка » Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок.

    Слайд 8

    Упражнение «Прятки» Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.

    Слайд 10

    Упражнение «Чашечка» Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

    Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

    Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

    Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика) Тема: «Путешествие с Красной шапочкой»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика). Тема: «Путешествие с Кр...