Главные вкладки

    «Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ в условиях комбинированной группы»
    консультация по логопедии (старшая группа) по теме

    Бибина Марина Юрьевна

    Задачи и направления в работе воспитателя комбинированной группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx22.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:

    «Роль воспитателя в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ

    в условиях комбинированной группы»

    Подготовила:

    Учитель-логопед:

    М.Ю. Бибина

    Тамбов

    2018

         ФГОС ДО одной из основных задач определяет «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

    Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано с изменением всей образовательной среды.

    Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности. Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.

    Воспитание и образование детей строится в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного учреждения.

    Для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.

    Особенностями организации работы воспитателя в данной группе являются: ‒ совместное с учителем-логопедом планирование и проведение коррекционно-развивающей деятельности воспитанников с ОВЗ;

    ‒ планирование и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

     ‒ обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом взаимных рекомендаций (воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед — советы воспитателя);

    ‒ консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье;

    ‒ ведение необходимой документации.

    Коррекционная работа в комбинированной группе строится по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса (логопед-воспитатель). Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

    В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают следующие разделы: ‒ логопедические пятиминутки; ‒ подвижные игры и пальчиковая гимнастика; ‒ индивидуальная работа; ‒ рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

    В работе воспитателя комбинированной группы можно выделить два основных направления:

    1. Коррекционно-развивающее;
    2. Общеобразовательное.

    Однако необходимо учитывать, что первое – коррекционно- развивающее – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.

     Коррекционно-развивающее направление включает в себя следующие задачи:

    1. Закрепление речевых навыков (звукопроизношения) на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
    2. Развитие артикуляционной и тонкой моторики.
    3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
    4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
    5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
    6. Формирование связной речи.
    7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

    Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.  Во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя по коррекции речи с подгруппами и отдельными детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для заданий (тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями). В данной тетради учитель-логопед прописывает содержание коррекционно-развивающей работы, а воспитатель указывает, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы, по возможности, включать эти задания в индивидуальную работу, рекомендовать их родителям для закрепления дома.

      Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.   Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.

    Развитие у детей артикуляционной и тонкой моторики. 

      Развитие артикуляционной моторики (с элементами дыхательной и голосовой) осуществляется с самого начала обучения ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед завтраком, обедом и ужином и после сна. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

      Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, собирать рассыпанные мелкие предметы, нанизывать бусы и т.п. 

    Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. 

    Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

    Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно.  Ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет грамматическую ошибку только тогда, когда большинство детей не смогло этого сделать. Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.

      Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

      Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.  

    Вторым направлением в работе воспитателя группы такого вида является общеобразовательное. Оно включает в себя:

    • Обучение на занятиях по всем разделам программы ДОУ (кроме раздела «Развитие речи»);
    • Воспитательная работа в соответствии с программой ДОУ;
    • Работа с родителями.

    В задачи воспитателя так же входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Если в коррекционно - воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.  

    Если педагоги, занятые в коррекционном процессе, будут выполнять свои функциональные обязанности, то успех логопедической работы будет гарантирован.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционно-развивающего тренинга для детей с ЗПР в старшей группе на тему: «Способы общения»

    Этот тренинг позволяет дошкольникам научиться разным формам общения как вербальным, так и невербальным....

    Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ

    Выступление и распространение опыта по теме: "Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОВЗ"...

    Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе в группе для с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО

    Данная презентация поможет понять и правильно организовать условия, способствующие коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста. Исключить дублиров...

    «Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении дошкольников ОВЗ»

    Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью ...

    Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-развивающей деятельности детей младшей группы

    Перспективный план по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

    Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

    Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

    Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОНР в старшей группе «Жилища животных».

    Занятие направлено на расширение и обогащение словарного запаса детей по теме "Жилища животных"....