Рабочая программа учителя - логопеда на 2017-2018 уч. год
консультация по логопедии по теме
Данные консультации помогут родителям детей с ОВЗ в развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt_plan_2017.doc | 81 КБ |
pers_plan_s_rodit2017.docx | 21.14 КБ |
perspektivnyy_plan_vzaimodeystviya_uchitelya_2.docx | 17.77 КБ |
adaptirovannaya_primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
зав. МБДОУ № 5 «Сказка»
____________ Тхатель К.А.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы в старшей группе для детей с ОНР на 2017 – 2018 учебный год
учителя-логопеда Кушу А.Н.
Обследование детей (первые 2 недели сентября)
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
I период обучения
(II половина сентября - ноябрь)
Развитие общих речевых навыков
- Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
- Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
- Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
- Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Звукопроизношение
- Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’], [ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х]-[х’].
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
- Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки), фонематического восприятия.
- Различение на слух гласных и согласных звуков.
- Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [ы].
- Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка).
- Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [ауо], [уои].
- Определение в словах первого и последнего гласных звуков.
- Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад – огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелетные птицы», «Одежда», «Одежда, обувь, головные уборы», «Ателье».
Грамматический строй речи
- Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах).
- Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
- Согласование существительного и глагола в числе.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
- Образование прошедшей формы глаголов.
- Согласование числительных «один» и «одна» с существительными.
- Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные).
- Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.
Развитие связной речи
- Составление простых распространенных предложений.
- Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
- Обучение детей навыку составления короткого рассказа по демонстрируемому действию.
- Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
- Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с использованием магнитной доски.
Развитие мелкой моторики
- Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода)
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
II период обучения
( декабрь, 2 половина января, февраль, март)
Развитие общих речевых навыков
- Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
- Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Звукопроизношение
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
- Определение в словах первого согласного звука.
- Анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного [ум], [мы].
- Знакомство со звуками [м], [н], [в], [ф], [б], [п], [д], [т].
- Определение наличия – отсутствия согласного звука в слове.
- Определение гласного звука в середине односложных слов.
- Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
- Дифференциация изученных твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков в
изолированном положении, в слогах, в словах.
Лексика
- Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние забавы», «Мебель. Части мебели», «Семья», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Почта», «Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия», «Весна. День рождения Весны».
- Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.
Грамматический строй речи
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа (дательный, творительный, предложный падежи).
- Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Практическое употребление простых предлогов места (в, на, под).
- Образование относительных прилагательных, соотносящихся по значению с темами II периода обучения.
- Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме? По величине? По материалу?).
- Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?
Развитие связной речи
- Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.
- Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
- Описание предметов и объектов с использованием схем.
- Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.
Развитие мелкой моторики
- Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
- Работа по развитию конструктивного праксиса.
- Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
- Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
III период обучения
(апрель, май, июнь)
Общие речевые навыки
- Продолжить работу над речевым дыханием.
- Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
- Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш.).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
- Знакомство со звуками [г], [к], [х], [с], [з], [ц].
- Полный анализ и синтез слов.
- Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК).
Лексика
- Расширение и уточнение словаря по темам: «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Наша пища», «Откуда хлеб пришел», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Насекомые», «Наша страна. Мой родной край», «Человек», «Лето».
- Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.
Грамматический строй речи
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на твердый согласный; с основой на мягкий согласный).
- Согласование числительных с существительными.
- Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами.
- Уточнение значений обобщающих слов.
- Образование притяжательных прилагательных.
Развитие связной речи
- Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
Предварительный просмотр:
Перспективный план
работы учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы
2017-2018 учебный год.
Месяц | Тема мероприятия | Форма проведения |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь |
| Индивидуальные беседы с родителями Стенд для родителей Индивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики Родительское собрание Памятка для родителей «Занимаясь с ребёнком, помните…» Папка-раскладушка Анкетирование родителей Семинар-практикум Игротека Тематическая выставка Консультация с родителями леворуких детей Консультация Справочное бюро для родителей Открытый показ артикуляционных упражнений Семинар-практикум Папка-раскладушка Открытое занятие для родителей Консультация Круглый стол Семинар-практикум Индивидуальные беседы Родительское собрание. Показ отдельных приёмов пальчиковой гимнастики и жестовых игр Школа для родителей Консультация Картотека «Ваш домашний логопед» (логопед отвечает на вопросы родителей) Консультация Семинар-практикум Индивидуальные консультации Семинар-практикум Выставка развивающих игр, сделанных руками родителей Индивидуальные консультации Открытый просмотр родителями игровых приёмов с мячом на занятии Тренинг для родителей Конкурс сочинений между родителями День открытых дверей. Проведение логопедического досуга Родительское собрание. Бюллетень «Полезная книга для родителей» Практикум: «Игры и упражнения для развития речи у детей дома, на прогулке, на даче…» Памятка для родителей Индивидуальные консультации Итоговое занятие Родительский уголок. Материал по развитию у детей интонации, высоты и силы голоса, слухового внимания, темпа, речевого слуха. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план взаимодействия учителя – логопеда с педагогами ДОУ
Содержание | Форма проведения | Сроки |
Результаты первичной логопедической, педагогической, психологической диагностики детей. | Диагностика | сентябрь 1-2 неделя Октябрь |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ОНР | Консультация для воспитателей | |
Как относиться к речевым ошибкам детей. | Диалог с воспитателями | Ноябрь |
Семинар – практикум «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников с ОВЗ». | Практикум для педагогов Презентация | |
«Подготовка детей обучению грамоте» | Семинар-практикум для воспитателей | |
Логоритмика в системе коррекции речи детей с ОНР. | Консультация музыкальному руководителю | Декабрь |
Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи. | Консультация педагогам ДОУ | |
Промежуточные результаты логопедической, педагогической, психологической диагностики детей. | Диагностика детей | Январь 3 неделя |
Фонематический слух – основа правильной речи | Консультация педагогам ДОУ | Февраль |
Коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса с учётом ФГОС | Сообщение на пед. совете | |
«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения» | Консультация воспитателям | |
Март | ||
Пальчиковые гимнастики и подвижные игры с музыкальным сопровождением в группе детей с ОНР | Консультация музыкальному руководителю | |
Основные педагогические условия развития диалогического общения детей. | Консультация воспитателям | Март |
Использование дидактического материала на занятиях для развития лексико-грамматического строя. | Семинар-практикум | Апрель |
Результаты логопедической, педагогической, психологической диагностики детей. Динамика. | МППК Выпуск детей | Май |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
Цель:
Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка
Задачи:
- развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность ребенка;
- расширять понимание речи детьми;
- развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать ребенка взаимодействию с окружающими, взрослыми и сверстниками;
- учить ребенка отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий ребенка);
- формировать элементарные общие речевые умения.
Программно-методическое обеспечение
Содержательный раздел
Область, ответственный | Задача | Содержание | Ожидаемый результат |
Речевое развитие Учитель -логопед | -развивать речевую активность ребенка; -развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, - расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей; - формировать умение понимать содержание литературных произведений | Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание с ними стихотворений, потешек, песенок. Артикуляционная гимнастика. | Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений. |
Художественно-эстетическое Воспитатели группы | развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату; - уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках, - развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами; - научить способам лепки (раскатывать, защипывать, оттягивать, соединять части и пр.). | Рисование различных фигур Пальчиковые игры | Знает цвета и их оттенки, Владеет кистью, карандашами, и фломастерами. Знает приемы лепки |
Познавательное развитие Воспитатели группы | – продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования; -– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания, образе жизни животных и растений; – углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы; - развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус; - развивать ориентировочные действия на листе бумаги | Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах. Игры эксперименты с водой, песком, камнями. Игры и упражнении я со строительными наборами. д/и «Какой цифры не стало?», «Найди такой же узор», «Каждую фигуру на свое место», «Кто больше увидел» | Знает и показывает диких и домашних животных Знает и показывает явления природы. Может выделить предмет на ощупь, по запаху и вкусу. Ориентируется на листе бумаге и в пространстве. |
Игровая деятельность (социально-коммуникативное) | Вызывать у ребенка интерес С/Р играм; – закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры; – формировать умение обыгрывать сюжеты, – формировать умение использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители; | Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» | Проявляет интерес к с/р играм, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители. |
Физическое воспитание Физинструктор | -развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое; – формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции взрослых; – формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола; | поймай мяч, ударь по мячу. | Выполняет упражнения по словесной инструкции. Кидает и ловит мяч двумя руками. |
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
Направление коррекционной работы | Содержание | |
Моторика | Артикуляционная Мелкая Общая | Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки). Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру). Двигательные упражнения и имитация действий |
Просодика: Голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание | Двигательные упражнения с речевым сопровождением (под звучащие муз. инструменты). | |
Фонематические процессы | Закрепить ряд гласных звуков (а, о, у, и, ы). Развивать слуховое внимание на неречевых звуках в д/играх «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?». Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок. | |
Звукопроизношение | Подготовить речевой аппарат к постановке свистящих звуков. Автоматизировать звуки в разных позициях и закрепить в разговорной речи. | |
Слоговая структура слова | Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря. | |
Лексика | Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д. | |
Грамматический строй речи | Учить отвечать простым предложением, формировать категории множественного числа в д/играх «Где сколько?» | |
Связная речь | Улучшать навыки общения с детьми. Оречевлять свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА в подготовительной к школе группе № _5_ компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ОНР на 2017 – 2018 г.
Соответствует ФГОС...
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности № на 2017-2018 учебный год . Составлена на основе АООП.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в фи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого р...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2017 - 2018 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда Рихтер Татьяны Викторовны предназначена для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня с простой, сложной д...
Рабочая программа учителя - логопеда на 2017-2018 уч. год
Рабочая программа учителя - логопеда на 2017-2018 уч. год составлена в соответствии с Программой Феличевой Т.Б., Чиркиной В.Г....
Рабочая программа учителя-логопеда на 2017-2018 уч.год
Рабочая программа учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. ...