Рабочая программа учителя - логопеда на 2017-2018 уч. год
консультация по логопедии по теме

Кушу Анжела Нальбиевна

 

Данные консультации помогут родителям детей с ОВЗ в развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            Утверждаю:

                                                                                             зав. МБДОУ № 5 «Сказка»

                                                                                            ____________ Тхатель К.А.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

работы в старшей группе для детей с ОНР                        на 2017 – 2018 учебный год

учителя-логопеда Кушу А.Н.

Обследование детей (первые 2 недели сентября)

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I период обучения

(II половина сентября - ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

  1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
  3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

  1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’], [ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’],  [х]-[х’].
  2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
  2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
  3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки), фонематического восприятия.
  2. Различение на слух гласных и согласных звуков.
  3. Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [ы].
  4. Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка).
  5. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [ауо], [уои].
  6. Определение в словах первого и последнего гласных звуков.
  7. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад – огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелетные птицы»,  «Одежда», «Одежда, обувь, головные уборы», «Ателье».

Грамматический строй речи

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах).
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование существительного и глагола в числе.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  5. Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
  6. Образование прошедшей формы глаголов.
  7. Согласование числительных «один» и «одна» с существительными.
  8. Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные).
  9. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

Развитие связной речи

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  3. Обучение детей навыку составления короткого рассказа по демонстрируемому действию.
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с использованием магнитной доски.

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода)
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

II период обучения

( декабрь, 2 половина января, февраль, март)

Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Определение в словах первого согласного звука.
  2. Анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного [ум], [мы].
  3. Знакомство со звуками [м], [н], [в], [ф], [б], [п], [д], [т].
  4. Определение наличия – отсутствия согласного звука в слове.
  5. Определение гласного звука в середине односложных слов.
  6. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
  7. Дифференциация изученных твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков в

изолированном положении, в слогах, в словах.

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние забавы», «Мебель. Части мебели», «Семья», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Почта», «Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия», «Весна. День рождения Весны».
  2. Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа (дательный, творительный, предложный падежи).
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, под).
  5. Образование относительных прилагательных, соотносящихся по значению с темами II периода обучения.
  6. Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме? По величине? По материалу?).
  7. Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?

Развитие связной речи

  1. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.
  2. Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
  3. Описание предметов и объектов с использованием схем.
  4. Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.

Развитие мелкой моторики

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

III период  обучения

(апрель, май, июнь)

Общие речевые навыки

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш.).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Знакомство со звуками [г], [к], [х], [с], [з], [ц].
  2. Полный анализ и синтез слов.
  3. Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК).

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Наша пища», «Откуда хлеб пришел», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Насекомые», «Наша страна. Мой родной край», «Человек», «Лето».
  2. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на твердый согласный; с основой на мягкий согласный).
  3. Согласование числительных с существительными.
  4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами.
  5. Уточнение значений обобщающих слов.
  6. Образование притяжательных прилагательных.                        

Развитие связной речи

  1. Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок.
  2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  3. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине.
  4. Составление рассказа по сюжетной картине.


Предварительный просмотр:

Перспективный план

работы учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы

2017-2018 учебный год.

Месяц

Тема мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

  1. Сбор анамнеза
  2. Артикуляционная гимнастика
  3.  Артикуляционная гимнастика- залог правильного произношения
  4. Причины и характеристика речевых нарушений у дошкольников. Особенности работы в логопедической группе (цели, задачи, организационные формы работы).

  1. Работа в индивидуальных тетрадях. Правила и требования.
  2. «Игры, развивающие и обогащающие словарь ребёнка»
  3. Речевое развитие ребёнка
  4. «Фитнес-тренировка для языка» (комплексы артикуляционной гимнастики)

  1.  «Наши пальчики играют»
  2. Игры для развития  речи и мышления дошкольников
  3. Левша в мире праворуких
  4. «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха)

  1. Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы»
  2. «Весёлый язычок»
  3. «Дыхательная гимнастика – весело и полезно»
  4.  « Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома»

  1. «Гласные тянутся в песенке звонкой»
  2. Влияние движения пальцев на развитие речи
  3. Развитие речи ребёнка в повседневной жизни
  4. Формы работы по развитию пальчиковой моторики
  5. Первые успехи вашего ребёнка

  1. Взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики
  2. Учимся правильно дышать
  3. Игры с мячом
  4. «Как организовать занятие с ребёнком по заданиям логопеда в домашних условиях»

  1. «Чтобы труды не пропали даром…» (контроль звуков в самостоятельной речи у ребёнка)
  2.  «Как работать со звуком»
  3. Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи
  4. «Весёлый карандаш»  (развитие графомоторных навыков)
  5. Играем с ребёнком дома

  1. Работа над слоговой структурой слова
  2. Мяч и речь
  3. В гости к свистящим звукам
  4. Играйте с ребёнком в слова
  5. Мой ребёнок

  1. Путешествие в волшебную страну цветов
  2. Итоги  коррекционной работы за год
  3. «Готовим руку к письму»  (развитие графомоторных навыков)
  4. «Чем и как развивать речь ребёнка летом»

  1. День защиты детей
  2. Автоматизация поставленных звуков
  3. «Звуки, слоги и слова – наша лучшая игра»
  4. Копилка логопеда

Индивидуальные беседы с родителями

Стенд для родителей

Индивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики

Родительское собрание

Памятка для родителей «Занимаясь с ребёнком, помните…»

Папка-раскладушка

Анкетирование родителей

Семинар-практикум

Игротека

Тематическая выставка

Консультация с родителями  леворуких детей

Консультация

Справочное бюро для родителей

Открытый показ артикуляционных упражнений

Семинар-практикум

Папка-раскладушка

Открытое занятие для родителей

Консультация

Круглый стол

Семинар-практикум

Индивидуальные беседы

Родительское собрание. Показ отдельных приёмов пальчиковой гимнастики и жестовых игр

Школа для родителей

Консультация

Картотека   «Ваш домашний логопед»

(логопед отвечает на вопросы родителей)

Консультация

Семинар-практикум

Индивидуальные консультации

Семинар-практикум

Выставка развивающих игр, сделанных руками родителей

Индивидуальные консультации

Открытый просмотр родителями игровых приёмов с мячом на занятии

Тренинг для родителей

Конкурс сочинений между родителями

День открытых дверей.

Проведение логопедического досуга

Родительское собрание.

Бюллетень «Полезная книга для родителей»

Практикум: «Игры и упражнения для развития речи у детей дома, на прогулке, на даче…»

Памятка для родителей

Индивидуальные консультации

Итоговое занятие

Родительский уголок.  Материал по развитию у детей интонации, высоты и силы голоса, слухового внимания, темпа, речевого  слуха.



Предварительный просмотр:

Перспективный план взаимодействия учителя – логопеда с педагогами ДОУ

Содержание

Форма проведения

Сроки

Результаты первичной логопедической, педагогической, психологической диагностики детей.

Диагностика

сентябрь

1-2 неделя

Октябрь

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ОНР

Консультация для воспитателей

Как относиться к речевым ошибкам детей.

Диалог с воспитателями

Ноябрь

Семинар – практикум «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников с ОВЗ».

Практикум для педагогов Презентация

«Подготовка детей обучению грамоте»

Семинар-практикум для воспитателей

Логоритмика в системе коррекции речи детей с ОНР.

Консультация музыкальному руководителю

Декабрь

Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи.

Консультация  педагогам ДОУ

Промежуточные результаты логопедической, педагогической, психологической диагностики детей.

Диагностика   детей

Январь

3 неделя

Фонематический слух – основа правильной речи

Консультация  педагогам ДОУ

Февраль

Коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса с учётом ФГОС

Сообщение на пед. совете

«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Консультация воспитателям

Март

Пальчиковые гимнастики и подвижные игры с музыкальным сопровождением в группе детей с ОНР

Консультация музыкальному руководителю

Основные педагогические условия развития диалогического общения детей.

Консультация воспитателям

Март

Использование дидактического материала на занятиях для развития лексико-грамматического строя.

Семинар-практикум

Апрель

Результаты логопедической, педагогической, психологической диагностики детей. Динамика.

МППК

Выпуск детей

Май



Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

под редакцией профессора Л. В. Лопатиной

Цель:

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка

Задачи:

- развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность ребенка;

- расширять понимание речи детьми;

- развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать ребенка взаимодействию с окружающими, взрослыми и сверстниками;        

- учить ребенка отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий ребенка);

- формировать элементарные общие речевые умения.

Программно-методическое обеспечение

Содержательный раздел

Область, ответственный

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Речевое развитие

Учитель  -логопед

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми,

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

- формировать умение понимать содержание литературных произведений

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений.

Разучивание с ними стихотворений, потешек, песенок.

Артикуляционная гимнастика.

Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

Художественно-эстетическое

Воспитатели группы

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

- уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

- развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

- научить  способам  лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части и пр.).

Рисование различных фигур

Пальчиковые игры

Знает цвета и их оттенки,

Владеет кистью, карандашами, и фломастерами.

Знает приемы лепки

Познавательное развитие

Воспитатели группы

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания, образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

- развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение  выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- развивать ориентировочные действия на листе бумаги

Наблюдения, беседы, игры, чтение

литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнении я со строительными наборами.

д/и «Какой цифры не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Знает и показывает диких и домашних животных

Знает и показывает явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запаху и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге и в пространстве.

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Вызывать у ребенка интерес С/Р играм;

– закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры;

– формировать умение обыгрывать сюжеты,

– формировать умение  использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин»

Проявляет интерес к с/р играм, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители.

Физическое воспитание

Физинструктор

-развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое;

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции взрослых;

– формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола;

поймай мяч,

ударь по мячу.

Выполняет упражнения по словесной инструкции.

Кидает и ловит мяч двумя руками.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Направление коррекционной работы

Содержание

Моторика

Артикуляционная

Мелкая

Общая

Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки).

Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру).

Двигательные упражнения и имитация действий

Просодика:

Голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

Двигательные упражнения с речевым сопровождением (под звучащие муз. инструменты).

Фонематические процессы

Закрепить ряд гласных звуков (а, о, у, и, ы).

Развивать слуховое внимание на неречевых звуках в д/играх «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?».

Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок.

Звукопроизношение

Подготовить речевой аппарат к постановке свистящих звуков.

Автоматизировать звуки в разных позициях и закрепить в разговорной речи.

Слоговая структура слова

Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря.

Лексика

Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д.

Грамматический строй речи

Учить отвечать простым предложением, формировать категории множественного числа в д/играх «Где сколько?»

Связная речь

Улучшать навыки общения с детьми. Оречевлять свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности № на 2017-2018 учебный год . Составлена на основе АООП.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) ДОО направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в фи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого р...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2017 - 2018 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда Рихтер Татьяны Викторовны предназначена для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи IV уровня с простой, сложной д...

Рабочая программа учителя - логопеда на 2017-2018 уч. год

Рабочая программа учителя - логопеда на 2017-2018 уч. год составлена в соответствии с Программой Феличевой Т.Б., Чиркиной В.Г....

Рабочая программа учителя-логопеда на 2017-2018 уч.год

Рабочая программа учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...