Сказки-игры про веселого язычка. (Васина А.В.) Февраль 2024
учебно-методический материал (старшая группа)

АБВГДейка

Сказки про веселого язычка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_artikulyatsionnye_igry.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Это артикуляционные игры – сказки, которые с удовольствием выполняется детьми. Весь комплекс артикуляционных упражнений направлен на развитие речевого аппарата, как для исправления речевых дефектов, так и для их профилактики.

Сказка о Веселом Язычке


В небольшом, но очень красивом домике жил-был Веселый Язычок. Вот такой.
(показываем и прячем язык, открывая и закрывая рот.)
Он был маленький и очень веселый. Ему обычно не сиделось на месте. То он выходил во двор и там бегал (высунуть язык, приоткрыв рот и подвигать им из стороны в сторону).
То поднимался в гору 
(поднять кончик языка вверх, пытаясь дотянуться до носа).
Или скатывался с горки вниз. 
(Высунуть язык, опустив его кончик вниз, проведя от нижней губы по направлению к подбородку).
А еще Веселый Язычок умел менять свой внешний вид.
Он мог стать то узеньким и длинным 
(показать узенький язык). А то становился широким как лопатка. (Расслабить мышцы языка, положить его на нижнюю губу, приоткрыв рот. Или вообще сворачивался трубочкой. Показать как). 
Веселый язычок был аккуратным хозяином  и часто убирал в своем домике. Он подметал пол из стороны в сторону и из глубины к дверям. (Провести кончиком языка по нижнему небу справа налево, а потом с внутренней части по направлению к челюстям).
Потом принимался обметать и потолок. (Те же движения языком делать по верхнему небу. Справа налево. И из глубины неба к зубам, по центру, а потом по бокам.)
Не забывал и о стенах дома.( Те же движения по внутренней части щек).
Но особенно Язычку нравилось красить забор, который стоял вокруг его домика. Сначала он красил внутреннюю часть забора
( провести языком по внутренней части верхних зубов сначала справа налево, а потом последовательно по зубкам от их корня к краю. И то же по нижним зубкам.)

Вот какой теперь красивый забор. А что же наш Язычок забыл покрасить забор с внешней его стороны? Давай ему поможем. 
(Движения языком по внешней стороне зубов от края до края, а потом вертикальные движения. Сначала верхние зубы, потом нижние.)
Когда Веселый Язычок хотел повеселиться, он принимался за расширение границ своего домика. Не знаешь, как он это делал? А вот так.(При закрытом рте проводить языком по верхней челюсти, между губой и зубами. Натягивая и выпячивая кожу верхней губы как бы надувая ее. Аналогичные движения и с нижней губой.)
Больше всего Язычок, бесспорно, любил надувать свой домик как шарик, а потом исправлять стенки дома, чтобы они не растянулись. (Надуть воздухом пузырь в щеках и руками разбить его).Ох, и весело же тогда было Веселому Язычку! Вот так, вот так. Особенно он любил наблюдать, какой смешной звук при этом вырывается изо рта.
Чтобы стенки домика оставались гибкими и эластичными, он тренировал, их как спортсмен. Надувал воздухом, а потом втягивал стенки вовнутрь. Вот так
. (Надуть пузырем щеки на выдохе, а на вдохе втянуть их внутрь, чтобы видны были ямки или очертания челюстей.)
Ох, и любил же Веселый Язычок побаловаться!
Знаешь, как он играл с дверью домика? Он просто хлопал ею, открывая и закрывая по много раз. Вот так. Раз, два, три, четыре..
(Открывать и закрывать рот медленно или быстро, вытягивая губы вверх-вниз, или вправо-влево, открывая рот широко или чуть-чуть.) Он делал это по-разному. Мог резко открыть, громко хлопнув дверью, особенно когда закрывал ее. (Открывать и закрывать рот со звуком)
А в другой раз любил лишь тихонько приоткрыть дверцу, чтобы никто не видел, что он выглядывает во двор. Иногда делал щелочку высокой, а иногда – широкой и узенькой. А когда ждал гостей, то широко распахивал двери домика, приглашая в гости: «Заходите, пожалуйста. Жду».
А как ты думаешь, Кто приходил в гости к Веселому Язычку?
Что они делали и как играли?
Чем угощал Язычок своих гостей? –
Дайте малышу проявить фантазию и продолжить сочинять сказку.

    Сказка « Язычок и змейка»

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

– Давай играть вместе, – предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Артикуляционное упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки     ( артикуляционное упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

Сказка о путешествии язычка.

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

   (Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.)

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: (улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши, чистить зубки нужно минимум 2 минуты (7-8 раз).)

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. (Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….)

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? (Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.)

            Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. (С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.)

            А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! (Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…)

            Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине?( Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.)

           Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми — десяти.)

А теперь успокой киску — погладь ее. (Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.)

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. (Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.)

            Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами?( Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.)

            А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

            Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками,( стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.)

            Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки — конец, а кто слушал и делал — Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

Сказочные истории из жизни Веселого Язычка

Практический материал для работы над звуковой культурой речи....

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

В данном пособии находится практический материал из опыта работы для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...