Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии на тему

Фондикова Ирина Валерьевна

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, использованию самомассажа, элементов кинезиологии, нетрадиционных методов массажа мягкого нёба, развитию мелкой моторики, мимической гимнастики, релаксации, фитопедагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фондикова Ирина Валерьевна,

учитель-логопед,

МБДОУ г. Мурманска № 82

"Применение здоровьесберегающих технологий

на логопедических занятиях"

Аннотация. Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, использованию самомассажа, элементов кинезиологии, нетрадиционных методов массажа мягкого нёба, развитию мелкой моторики, мимической гимнастики, релаксации, фитопедагогики.

Конспект логопедического занятия

на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения

«Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».

Пояснительная записка к конспекту занятия

        Представленный ниже конспект занятия  показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения.

МБДОУ г. Мурманска № 82 посещают дети с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия). Как биологическое неблагополучие, нарушение зрения (первичный дефект) приводит к дисгармоничному развитию малыша. Это может выражаться в неблагополучии в эмоционально-волевой сфере ребенка, отставании в физическом развитии: гипер- или гиподинамии, нарушении общей и мелкой моторики, дискоординации движений, частых соматических заболеваниях, слабом развитии дыхательного аппарата. Как логопед, не могу не заметить у наших воспитанников неразвитую артикуляционную моторику, амимичное  лицо, назальный оттенок  в голосе. Всё это прямо или косвенно приводит к нарушению в формировании речевого развития (вторичный дефект). Но без четкой, хорошо артикулируемой, грамматически правильной, выразительной  речи успешная социализация и адаптация в школьных условиях невозможна. А вопрос об успешной социальной адаптации является основным в реализации требований  ФГОС.

Поэтому перед нами встал вопрос о  необходимости поиска новых эффективных форм, средств  и методов оздоровления наших воспитанников, которые наряду с нарушениями зрения имеют речевые дефекты различной степени сложности.

В связи с этим была разработана система упражнений, основанных на здоровьесберегающих технологиях, использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов. Это такие виды деятельности как корригирующая ходьба, дыхательная гимнастика, логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная и мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию, кинезиологическая гимнастика, беседы, фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).

Изначально все виды деятельности использовались на занятиях кружка «Речевичок-здоровячок», которые посещали дети среднего дошкольного возраста, пока не занимающиеся с учителем-логопедом. Ежегодный анализ результатов речевого обследования детей в конце учебного года после занятий в кружке «Речевичок-здоровячок» давал самые положительные результаты: снизился  уровень заболеваемости детей, они приобщались к здоровому образу жизни, овладевали навыками оздоровления, развивалась двигательная и речевая активность. Осуществлялась профилактика речевых нарушений: многие воспитанники избавлялись от возрастных проблем в звукопроизношении благодаря таким занятиям.  

К сожалению, не все дети, направленные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией г. Мурманска на занятия с учителем-логопедом в старшем дошкольном возрасте посещали кружок «Речевичок-здоровячок». Чтобы успешно проводить коррекцию звукопроизношения, необходим подготовленный речевой аппарат ребенка: развитая артикуляция, мимика, просодика, правильное диафрагмальное дыхание. Лишь при этих условиях коррекция будет успешной и не заставит ребёнка прилагать усилия в достижении цели. (Хотелось бы, чтобы ребенок не заметил, что проводится тяжелая кропотливая работа). На помощь приходят те «изюминки», которые были найдены и апробированы на занятиях в кружке «Речевичок-здоровячок». Анализ опыта кружковой деятельности привел к решению использовать на логопедических занятиях те  методы и технологии, которые применялись на занятиях в кружке.

В структуру классического логопедического занятия по коррекции звукопроизношения длительностью не более 20-25 мин для старшего-подготовительного к школе дошкольного возраста (по СанПиН 2.4.1.3049-13)  все вышеперечисленные виды деятельности  включить невозможно: не хватит времени на постановку, автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков, других видов логопедического воздействия. Поэтому занятие на подготовительном этапе по коррекции звукопроизношения структурировано иначе и включает в себя следующие виды деятельности:

Организационный этап – для развития сохранных анализаторов; 

корригирующая ходьба — для развития координации движений, профилактики плоскостопия;

логоритмика — для развития речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закрепления двигательных навыков и правильного произношения;

дыхательная гимнастика, способствующая выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности у детей с нарушением темпа речи, имеющих дефекты звукопроизношения;

психогимнастика — для восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, развития и коррекции различных сторон психики;

пальчиковая гимнастика — для тренировки пальцев и кистей рук, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга;

артикуляционная гимнастика — для развития функций речедвигательного аппарата, правильного произношения звуков речи;

релаксация — для расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения;

коррекционная гимнастика для глаз – поскольку воспитанники имеют нарушения зрения необходимо включать в занятие упражнения, направленные на повышение остроты зрения, развитие прослеживающей функции глаз, расслабляющие или, наоборот, активизирующие работу мышц глаз;

кинезиологическая гимнастика — для улучшения мыслительной деятельности, развития синхронности работы полушарий, улучшения запоминания, повышения устойчивости внимания, облегчения процесса письма;

беседы — для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представления о состоянии собственного тела, здоровья;

фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).

Конспект одного из таких занятий представляю Вашему вниманию.

Путешествие ребят в гости к лесным обитателям.

Цели:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования здоровьесберегающих технологий,  оптимизации двигательной деятельности.
  • Развитие  речевых возможностей детей.
  • Подготовка речевого аппарата ребёнка к постановке и автоматизации нарушенных звуков русского языка.
  • Развитие зрительных возможностей.
  • Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.

Задачи:

  • Создание условий для оптимального психофизического развития дошкольников.
  • Развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега) и двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.
  • Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.
  • Развитие дыхательного аппарата, мелкой и артикуляционной и мимической моторики.
  • Формирование навыков самомассажа.
  • Развитие синхронности работы обоих полушарий головного мозга.
  • Овладение  навыком расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения
  • Развитие прослеживающей функции глаз
  • Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Оборудование и материалы: игрушки Плюшевый медвежонок, лягушка,  «Мотылек», привязанный нитью к палочке, искусственное дерево, кукла Баба Яга, домик Бабы Яги, «Чудесный мешочек» с массажными шариками Су-джок по количеству детей, настой шиповника с красной рябиной и мёдом, разлитый по стаканчикам, индивидуальные коврики, зрительные ориентиры - цветочки на полу, аудиозаписи «Топ, топ, топает малыш» (без слов), «Бабка Ёжка», «Моль», музыка для релаксации (2 композиции), мелодия 1 Т.В. Новиковой-Иванцовой.

Организационный момент. Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш» (без слов). Заходят дети в группу.

Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в лес. Хотите пойти со мной?

Дети: Хотим!

Логопед: Чьё имя я назову шёпотом, тот встанет на лесную тропинку.

Логопед называет имена всех детей шёпотом (артикуляция логопеда не показывается, дети ориентируются только на тихий звук).

I. Коррегирующая ходьба, прыжки и бег.

Сюрпризный момент: дети «встречают» на лесной тропинке медвежонка (плюшевая игрушка спрятана за искусственное дерево). Вместе с медвежонком в руках логопеда под музыку (мелодия 1 Т.В. Новиковой-Иванцовой) со словами выполняются движения:

Логопедическая разминка «Медвежата»

  1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
    Мы веселые ребята,
    Наше имя – медвежата.
    Любим лазать и метать,
    Любим прыгать и играть.
  2. Ходьба в глубоком приседе.
    Мишка шел, шел, шел,
    Землянику он нашел,
    Он присел, попыхтел,
    Землянику всю он съел.
  3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
    Мишка шел, шел, шел,
    К тихой речке он пришел,
    Сделал полный порот,
    Через речку пошел вброд.
  4.  Прыжки с продвижением вперед.
     Мишка шел, шел, шел,
    На лужайку он пришел,
     Он попрыгал на лужайке
     Быстро, ловко, словно зайка.

II. Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой).

После логопедической разминки дети прощаются с медвежонком, спокойным шагом рассредоточиваются по  полянке (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»), занимают свободные места по всей группе (используются зрительные ориентиры – цветочки).

Логопед: Мы пришли в лес: почувствуйте, какой здесь свежий воздух!

Выполняется адаптированная для детей дыхательная гимнастика по показу логопеда при открытой фрамуге: «Ладошки», «Погончики», «Повороты» (+гимнастика для глаз), «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник» +(гимнастика для глаз)

III. Артикуляционная гимнастика

Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш».

Логопед: Мы шли-шли и пришли к избушке Бабы Яги. Бабка Ёжка очень добрая и хочет с нами поиграть. Поиграем с ней?

Дети: Поиграем.

Под музыка «Бабка Ёжка» дети по показу логопеда выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики («Птенчик», Улыбка», «Трубочка», «Лошадка»).

IV. Самомассаж (расслабляющий) Дети приглашаются на полянку отдохнуть: садятся на стульчики (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»)  

Логопед: Давайте немножко отдохнем.

Звучит спокойная музыка для релаксации. 

Дети выполняют по показу логопеда медленные массажные движения: поглаживания, растирание, разминание мышц лица  по массажным линиям от подбородка к ушам, на лбу от бровей к волосам, постукивание пальчиками по подбородку, скулам, лбу («пальцевой душ»), и заканчивают поглаживанием.

V. Самомассаж мягкого нёба, мимическая гимнастика (жевательные движения), коррекционная гимнастика для глаз.

Логопед: Бабушке Яге очень понравилось с вами, ребята, играть. Но она опечалена, слишком много  у нее старых вещей в избушке, а в них моль завелась. (Внесение «Мотылька», привязанного нитью к палочке. Дети прослеживают глазами по траектории его движения). Ох и вредное это насекомое: очень любит полакомиться старыми вещами в шкафу! Расскажем бабушке, как от нее избавиться? Как? Правильно: напугать  и положить нафталин. Дети «пугают» моль: выполняют упражнение для самомассажа мягкого нёба (проговаривание гласных А, О, У, Ы, Э на твердой атаке голоса и с отодвижением языку вовнутрь – прием «Клювик» - соединенные в щепотку большой, указательный и средний пальцы просовываются в рот – язык инстинктивно отодвигается в глубь, вызывая движение мягкого нёба). Под музыку «Моль» в исп. Л. Полищук дети выполняют мимическую гимнастику (жевательные движения).

VI. Гимнастика для развития мелкой моторики

Бабка Ёжка «благодарит» детей и дарит им своих друзей - ёжиков («Чудесный мешочек») дети достают  шарик - суджок.

Выполняется упражнение «Ёжик»:

Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ёжик  нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

VII. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Дети под музыку «Топ-топ, топает малыш» идут по тропинке дальше и встречают на дорожке лягушку, которая предлагает с ними поиграть. Сидя на стульчиках дети выполняют упражнение «Лягушка» с опорой на коленях.

Лягушка (К) хочет (Р) в пруд (Л),

Лягушке (К) скучно (Р)  тут (Л),

А пруд (К) зарос (Р)  травой (Л),

Красивой (К) и (Р)  густой (Л).

VIII. Релаксация «Путешествие на облаке».

Логопед: Дорогие ребята, мы с вами не заметили, как ушли очень далеко, пора возвращаться домой. А вернемся мы на облачке. Занимайте коврики. Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину, закрывают глаза.

Логопед: Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.  Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Облако везет вас назад, на ваше место в группе. Тихонько слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Итог. Логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось? (Ответы детей). А Бабушка Яга  приготовила вам «Волшебный напиток» (см. Приложение 1): он целебный, поможет вам быть здоровыми весь год. Угощение детей, они определяют по вкусу, из чего он приготовлен (каждое занятие заканчивается питьем этого настоя - из шиповника, красной рябины и меда). Благодарят за напиток и путешествие, прощаются и «возвращаются» в детский сад.

Литература

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 240 с.
  2. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. // Дефектология. – 1982. – № 3 – С. 14 – 18
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие воспитание и обучение детей с нарушениями  зрения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,  2012. – 272 с.
  5. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999, 54 с.
  6. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
  7. Чистякова М. Л. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
  8. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Издательство «Метафора», 2011. – 128 с.

Приложения.

Приложение 1.

«Волшебный напиток».

        Настой плодов шиповника, ягод красной рябины с добавлением мёда.

Настой плодов шиповника обладает способностью повышать остроту зрения. Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Настой плодов шиповника и ягод рябины  помогает  повысить остроту зрения, положительно влияют на сетчатку глаза, а добавленный в настой мед укрепит общее состояние организма. Пропорции, в которых настаиваются шиповник и рябина, указаны на аптечной упаковке. Мёд – по вкусу детей. (Соблюдать противопоказания – индивидуальную непереносимость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речи детей в условиях ДОУ...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях плаванием с детьми ОВЗ

Рассмотрены разные виды и формы, применяемые на занятиях плаванием с детьми имеющими нарушения речи...

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"...

Консультация для педагогов на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи»

    Использование здоровьесберигающих технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач по развитию речи. Грамотное их испо...