конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Звук и буква "Ш"".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Черникова Галина Васильевна

Коррекционно - развивающую работу по коррекции звукопроизношения следует проводить либо в индивидуальной форме, либо - подгрупповой форме занятия. Следует строго соблюдать последовательность изложенного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgr._zvuk_i_bukva_sh.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей речевой группе для детей с ОНР

Тема: «Звук и буква «ш»».

Цели:

1.        Закреплять навык четкого произношения и различения звука «ш»:

  • выделение звука «Ш» из состава слова;
  • вызывание звука «Ш»:
  • изолированное произношение;
  • характеристика звука;
  • произношение звука «Ш» в слогах, словах;
  • произношение звука «Ш» во фразовой речи.

2.        Развитие фонематического слуха, слухового внимания и слуховой памяти:

  • выделение заданного звука из состава слова;
  • определение места звука в слове.
  1. Развитие интонационной выразительности.
  2. Знакомство с буквой «Ш». чтение обратных слогов.

Материал:        игрушки: кукла Маша, мишка, матрешка. Петрушка, неваляшка, кошка, мышка, лошадка, лягушка. Каркуша. собака Шарик, петушок; предметы: шуба, шапка, штаны, шорты, шарф, подушка, шоколадка, машина, шашки, шарик (воздушный), чашка, погремушка, лягушка, карандаш, брошь;

цветовые символы звуков: изображения звуковичков. пособие «Гусенички», изображение буквы «Ш», слоги.

Содержание:

I.   Организационный момент.

Учитель-логопед:

Принесла я вам подарки.

Кто захочет, тот возьмёт.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Неваляшка, самолёт.

Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает, мишка танцует, неваляшка качается, лошадка скачет.

II.   Введение в тему.

Учитель-логопед достает куклу.

Учитель-логопед: Это кукла Маша. Вспомните и назовите имена людей, в названии которых есть звук «Ш».

Дети: Саша. Наташа, Даша, Катюша, Миша. Ксюша. Илюша.

Учитель-логопед: Какой общий звук есть во всех именах?

Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у неё в гостях и познакомимся с новым звуком «Ш».

III.   Характеристика звука «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам.

Учитель-логопед: Машенька ещё маленькая и не умеет произносить звук «Ш». Давайте её научим.

Как шипит сердитый гусь? (ш-ш-ш...) Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук?

Дети: Вытягиваются трубочкой.

Учитель-логопед: Где находится язык? Какой он: узкий или широкий?

Дети: Язык широкий, чашечкой.

Учитель-логопед: Как мы произносим звук «Ш» - с голосом или без него?

Дети: Без голоса.

Учитель-логопед: Звук «Ш» звучит твердо или мягко?

Дети: Твердо.

Учитель-логопед: Этот звук гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Учитель-логопед: Загибайте пальчики и повторяйте, какой звук «Ш» (согласный, твердый, глухой).

Дети перечисляют характеристики и загибают пальцы.

IV.   Игра «Поймай звук».

Учитель-логопед предлагает хлопнуть в ладоши, когда дети услышат звук «Ш».

А, И, Ш, С, Т, Ш, СУ, ША, РОМ, ШУМ.

V.   Произношение звука «Ш» в слогах.

Игра «Разговоры мышат» - развитие интонационной выразительности речи. Учитель-логопед: Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-шу?» (вопросительно - пригласит ли их Маша на день рождения?) «Шу-шо-шу» (с просьбой). «Шта-што-шту!» (утвердительно). «Шва-шво-швы» (радостно).

VI.   Произношение звука «Ш» в словах. Определение позиции звука. Падежное управление.

Дети садятся за столы. Выставляются игрушки: петушок, Петрушка, матрешка, неваляшка, мышка, лягушка, мишутка, кошка, собачка Шарик, Каркуша.

Учитель-логопед: Кого пригласила Маша на день рождения? Дети: Кошку, мышку...

Игра «Найди звук».

Учитель-логопед: Что подарили гости Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук «Ш» слышится в начале слова: шарик, шашки, шапочку, шоколадку, шарф, шубу, шорты.

А теперь - со звуком «Ш» в середине слова: машинку, лягушку, чашку, погремушку.

И ещё назовите подарки, в названии которых звук «Ш» слышится в конце слова: карандаш, брошь.

Возьмите «гусенички» и квадратики синего цвета. Определите место звука в словах, отображая на «гусеничках»: машина, шапка, душ, кошка, шуба.

VII.   Произношение звука «Ш» в предложениях. Дополнение предложений.

Учитель-логопед: Теперь предлагаю вам с Машей поиграть в игру «Подскажи словечко». Я назову два слова, а вы добавьте нужное, чтобы получилось понятное предложение.

Маша - кашу (Маша любит кашу.) Миша - шубу (Миша носит шубу.) Лягушка - мошку (Лягушка съела мошку.) Кошка - мышку (Кошка поймала мышку.)

VIII.   Физкультурная минутка «Мы по лесу шли, шли...»

Дети становятся в середине группы.

Мы по лесу шли. шли. шли. Только шишку лишь нашли. Дети дальше побежали И лягушку повстречали. Лягушка-попрыгушка -Глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, Комары да мушки.

Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек.

Садятся на ковер.

IX.   Произношение звука «Ш» в стихотворном тексте, подбор рифм.

Игра «Исправь ошибку».

Учитель-логопед: А ещё ко дню рождения Машенька получила поздравительные стихи от Незнайки, но он. как всегда, всё перепутал. Надо услышать его ошибки и исправить.

«С другом мы играли в чашки... (шашки)

Пили чай из белой шашки... (чашки)

Вылезла из порки шишка... (мышка)

На неё упала мышка... (шишка)

В воздухе летела кошка... (мошка)

Молоко лакала мошка... (кошка)

На столе стояла кошка... (плошка)

На полу сидела плошка... (кошка)

Молодцы, ребята, вы помогли Маше правильно прочитать веселые

стихи со звуком «III».

X.   Знакомство с буквой «Ш», «ш».

Учитель-логопед: С каким звуком мы играли сегодня? («Ш»). А теперь я познакомлю Машу и вас с буквой, которой на письме обозначается звук «Ш».

Учитель-логопед показывает на букву на картинке, на карточке.

Дети читают слоги:

АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЫШ.

XI.   Итог.

Учитель-логопед: Вот и кончился праздник - День рождения Маши. Маша хочет в своем игрушечном городке поиграть в те игры, в которые мы играли сегодня. Напомните их...

«Поймай звук» - хлопали в ладоши.

«Разговоры мышат» - шептали.

«Найди звук» - искали звук.

«Подскажи словечко» - искали нужное слово.

«Исправь ошибку» - исправляли ошибки Незнайки.

Кукла Маша: Спасибо вам, ребята, теперь я ничего не забуду. Побегу учиться и играть с другими малышами. До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения Тема: «Звуки М, Мь. Буква М» «Семья»

Цель: Познакомить с новыми звуками М, Мь и буквой М на материале лексической темы "Семья"....

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"

Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...

конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: "Звук и буква "С"".

Коррекционно - развивающую работу по коррекции звукопроизношения следует проводить либо в индивидуальной форме, либо - подгрупповой форме занятия. Следует строго соблюдать последовательность изложенно...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...