Консультация-практикум для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков дома».
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Бондаренко Юлия Михайловна

Консультация-практикум для родителей

на тему: «Автоматизация поставленных звуков дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_praktikum_dlya_roditeley.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей

на тему: «Автоматизация поставленных звуков дома».

Цель:

  • Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;
  • Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;
  • Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи.
  • Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.

Оборудование: видеозапись занятий по автоматизации звуков в речи, памятки для родителей, выставка печатных игр по закреплению звуков в речи.

План:

1.Вступительное слово логопеда о необходимости систематической работы по автоматизации звуков в речи;

2.Просмотр видеозаписи занятий с ребёнком по автоматизации поставленных звуков в речи.

3.Проведение совместных игр с родителями на закрепление звуков в речи.

Ход.

- Здравствуйте уважаемые родители!

-Сегодня, у нас подгрупповая форма беседы. Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в самостоятельной речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Скорость введения звуков в речь у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук автоматизирован в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка. Как вы думаете –в чем кроется причина таких проблем?

Примерные ответы родителей:

-недостаточно времени уделяется решению данного вопроса;

-слабый самоконтроль ребенка за собственной речью;

-нежелание ребёнка исправлять свое звукопроизношение;

-трудность произношения звука и т.д.

Вы правильно думаете, но не все причины были озвучены. Давайте уточним.

Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:

1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия-это говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями. 

Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Это дает дополнительный материал для игр и их разнообразия. В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико - грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:

— нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;

— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:

— следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений).

 Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!

Давайте представим, что вы- это ваш ребенок (предлагаются атрибуты детей- заколка, бант, игрушка, шапочка и т.д.)

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Образуй родственные слова».

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.

Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).

Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.

Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.

Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Игра «Посчитай-ка».

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра «Всезнайка». Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].

Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?

Каких ты знаешь животных на звук [л]?

Каких ты знаешь рыб на звук [л]?

Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Игра « Кто больше».

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один - много».

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.

Игра «Чего много».

«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.

Игра «Знаешь ли ты?».

Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:

Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.

Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.

Овощи - свекла, баклажан и др.

Игра «Назови ласково словечко».

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патятка для родителей: «Автоматизация поставленных звуков дома»

Будьте оптимистичны, дорогу осилит идущий!!!...

Консультация - практикум для родителей "Автоматизация поставленных звуков дома"

Приёмы автоматизации поставленных звуков в речь в домашних условиях. Как разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной. ...

Консультация для родителей на тему:"Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях"

Консультация посвещена теме "Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях".Данный материал направлен на:- привлечение родителей к совместной работе в коррекции речи детей;- оказание...

Консультация - практикум для родителей на тему: "Автоматизация поставленных звуков дома".

Консультация для родителей, в которой представлены игры, помогающие ребенку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, развить фонематический слух, научат рассказывать, о...

Консультация-практикум "Автоматизация поставленных звуков дома". Игровые приемы

Цель: оказать практическую помощь  родителям детей с речевыми расстройствами в организации  игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Консультация для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи»Учитель-логопед – Гладыш В.М.Автоматизировать звук – значит довести п...

Консультация-практикум для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков».

Здесь вы можете познакомиться со способами и приемами автоматизации поставленных звуков дома....