Консультация - практикум для родителей "Автоматизация поставленных звуков дома"
консультация (старшая группа)

Макушева Светлана Васильевна

Приёмы автоматизации поставленных звуков в речь в домашних условиях. Как разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_postavlennyh_zvukov_doma.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация-практикум для родителей

Автоматизация поставленных звуков дома

Выполнил: учитель-логопед

Макушева С.В.

г. Туймазы – 2019

Уважаемые родители! 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».  

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.  

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условнорефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.  

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.  

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.  

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:   автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);   автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);   автоматизация звука в предложениях;   автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;   автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;   автоматизация звука в разговорной речи.  

         В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.  

         Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.  

         Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Методы проведения занятий дома

Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. 

            Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. 

Чтобы разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной

Приёмы автоматизации поставленных звуков в речь.

Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал. Попробуйте показать детям следующие упражнения, они веселые и не требуют никакого дополнительного оборудования.

«Колокольчик» – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком.  Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.

«Поезд» – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

«Эхо» – ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко, или тихо.

«Волшебная веревочка» – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

«Кнопочки» – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

«Шарик» – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

«Веселый мяч» – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

«Лабиринт» – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.

«Узоры» – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки слог или слово. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

«Часы» – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

«Пирамидка» – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

«Бусы» – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

«Палочки или счеты» – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.

«Улиточка» - ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.

Игры для автоматизации звуков через различные упражнения на развитие моторики рук:

 «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог, слово. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой» «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.

Для упражнений «Колечки», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

Эти приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание.

Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей «Как закрепить поставленные звуки дома?»

Консультация учителя-логопеда для родителей«Как закрепить поставленные звуки дома?»...

Консультация-практикум для родителей на тему: «Автоматизация поставленных звуков дома».

Консультация-практикум для родителейна тему: «Автоматизация поставленных звуков дома»....

Консультация для родителей "Закрепляем правильное произношение поставленных звуков дома в слогах и словах"

Наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной ...

Консультация - практикум для родителей на тему: "Автоматизация поставленных звуков дома".

Консультация для родителей, в которой представлены игры, помогающие ребенку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, развить фонематический слух, научат рассказывать, о...

Консультация для родителей "Закрепляем поставленные звуки дома"

Эффективность логопедических занятий во многом зависит от того, как превратить однообразную работу над закреплением звука в совместную и занимательную игру....

Консультация-практикум "Автоматизация поставленных звуков дома". Игровые приемы

Цель: оказать практическую помощь  родителям детей с речевыми расстройствами в организации  игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка....

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков дома"

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков дома"...