Артикуляционные упражнения
занимательные факты по логопедии (старшая группа) на тему

Арсланова  Алсу  Раифовна

                

              АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                   

 

 

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 

                  ** *

 

Вот грибок на тонкой ножке -

Ты клади его в лукошко!

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет

напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная

связка – ножку гриба.

 

 

                 ***

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

 

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из

стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы). 

 

 

       

                 ***

У щенка – малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

 

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,

надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении

губы на счет от 1до 5.

         ***

 

Язычок наш молодец

Достает он леденец!

 

 

1.     Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.

2.     Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и

     кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются

     неподвижными.

 

 

         ***

 

 

Широко разинув рот

Зевает толстый бегемот.

 

А веселая мартышка

Губы сжав,

Читает книжку.

 

Рот широко раскрыть. Вдох через рот : имитация зевоты.

Затем плотно сжать губы.

Чередовать упражнения.

 

 

 

        ***

 

Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

 

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком

положении под счет от 5 до 7.

 

 

         ***

Собираем мы без спешки,

Словно белочка – орешки.

 

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя

выдавливание шариков.

           ***

 

Наливаем воду в бочку -

Надуваем сильно щечки

 

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.

 

          ***

 

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

 

Губы сжаты, щеки втянуты.

 

           ***

 

Мы печем, печем блиночки

И для сына, и для дочки.

     

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.

 

           ***

 

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

 

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук ; “ д-д-д-д…”  - сначала

медленно, затем темп увеличить.

 

           ***

 

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Сережка.

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот  широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).

 

 

 

           ***

 Тик-так, тик- так –

 Ходят часики -

                  Вот так!

 

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать

из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз. 

 

 

        ***

 

           На качелях мы качались

           И друг другу улыбались!

 

  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком

положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык

за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.

  Поочередно менять положение языка 4-6 раз. 

 

 

                   ***

           Мы с моей подружкой Светкой  

           Жуем мятные конфетки.

 

    Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.

    Кончик языка широкий.

 

 

                    ***

 

            Ходят по двору подружки -

            Две болтливые индюшки.

 

   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала

производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить

голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.

 

                    ***

 

            Обезьянка, бегемотик –

            Все водой полощут ротик.

 

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.

 

                  *** 

 

              И –У,  И- У,  И- У

              Взяли в садик мы дуду.

 

 Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем  вытянуть вперед

(“трубочка”). Чередовать движения  6-7 раз.

 

 

                    ***

 

              На нижней губке язычек

              Расстелим, как половичек.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет

от 5 до 10.

 

 

 

                    ***

 

              Эй, дружок , Антошка!

              Сыграй нам на гармошке!

       

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При

повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и

все дольше удерживать язык в верхнем положении. 

 

        

                   ***

               Как волшебник наш Николка –

               Лопатку превратил в иголку.

 

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

 

                 Лида, Оля и Наташка

                 Пили молоко из чашки.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.

 

 

                          ***

 

                  Поиграть тебе охота ?

                  Загоняем мяч в ворота.

 

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.

 

                                   ***

 

                  По утрам мы чистим зубки,

                  Любим песенки и шутки.

 

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.

Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.

 

                          ***

 

                  Потолок покрасил гномик,

                  Приглашает нас в свой домик.

 

Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад. 

                          ***

 

                   Быстро по реке плывет

                   И гудит наш пароход  -  “ыыыы”!    

 

 

Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”

- имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что

широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

 

 

 

 

                          ***

                    Шарик лопнул у Танюшки –

                    Плачет, бедная девчушка.

 

Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

 

 

                          ***

                     Заводи мотор, пилот!

                     Пусть взлетает самолет:

                     Дррррррррр …………

 

Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.

 

                         ***

 

                      Стучат колеса : т-т-т-т

                      В вагоне едем я и ты.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.

 

 

                          ***

                       Чистить зубки тщательно

                       Всем деткам обязательно. 

                   

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

 

                         ***

 

                      Язычок играет в прятки –

                      Поиграйте с ним, ребятки!

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.

 

 

                          ***

 

                       С братом мы возьмем насос-

                       Будет праздник для колес:

                       Подкачаем  шины

                       Папиной машины 

 

Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

 

 

 

                           ***

                      Лопаткой ямку я копаю,

                      Цветы  иголкой вышиваю.

 

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

 

                          ***

                       Кормит  ласточка птенцов –

                       Голосистых молодцов.

 

Опускать и поднимать нижнюю челюсть.

 

                            ***

 

                         Ветер дул на одуванчик –

                         Разлетелся сарафанчик.

 

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

 

                             ***

 

                         Юля бублик быстро съела,

                         Земляничку захотела.

 

Округлить губы как при произнесении звука “о”.

Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

 

                              ***

 

                         Мурка спинку выгибает,

                         Глазки щурит и зевает.  

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

 

 

                               ***

 

                          Киска  сердится на Машу:

                          Хочет рыбку, а не кашу.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.

 

                                ***

                                                          

                  Кашку манную мы ели

                  И добавки захотели.

                  Хобот вытянул слоненок,

                  Плачет  великан – ребенок

                 

Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”

Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.

                               

                                ***

 

                 Сосет апельсиновый сок

                 Из трубочки мамин сынок.

 

Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.

 

 

                      *** 

                  Тарелку вылизал щеночек,

                  Колбаски просит он кусочек.

 

Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.

 

                       ***

 

 

                   Бобик с мясом съел картошку,

                   Вылизал большую плошку.

 

Имитировать вылизывание плошки языком.

 

                       ***

 

                       

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnye_uprazhneniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

              АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

                   

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

                  ** *

Вот грибок на тонкой ножке -

Ты клади его в лукошко!

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет

напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная

связка – ножку гриба.

                 ***

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из

стороны в сторону, потом снизу вверх. ( Только верхние зубы).  

       

                 ***

У щенка – малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,

надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении

губы на счет от 1до 5.

         ***

Язычок наш молодец

Достает он леденец!

  1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
  2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и

     кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются

     неподвижными.

         ***

Широко разинув рот

Зевает толстый бегемот.

А веселая мартышка

Губы сжав,

Читает книжку.

Рот широко раскрыть. Вдох через рот : имитация зевоты.

Затем плотно сжать губы.

Чередовать упражнения.

        ***

Смастерим мы дудочку,

Дудочку – погудочку.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком

положении под счет от 5 до 7.

         ***

Собираем мы без спешки,

Словно белочка – орешки.

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя

выдавливание шариков.

           ***

Наливаем воду в бочку -

Надуваем сильно щечки

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.

 

          ***

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Губы сжаты, щеки втянуты.

           ***

Мы печем, печем блиночки

И для сына, и для дочки.

     

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.

 

           ***

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук ; “ д-д-д-д…”  - сначала

медленно, затем темп увеличить.

           ***

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Сережка.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот  широко открывать.( Как лошадка цокает копытами).

           ***

 Тик-так, тик- так –

 Ходят часики -

                  Вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать

из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

Поочередно менять положение языка 4-6 раз.  

        ***

           На качелях мы качались

           И друг другу улыбались!

  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком

положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык

за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.

  Поочередно менять положение языка 4-6 раз.  

                   ***

           Мы с моей подружкой Светкой  

           Жуем мятные конфетки.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.

    Кончик языка широкий.

                    ***

            Ходят по двору подружки -

            Две болтливые индюшки.

   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала

производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить

голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.

                    ***

            Обезьянка, бегемотик –

            Все водой полощут ротик.

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.

                  ***  

              И –У,  И- У,  И- У

              Взяли в садик мы дуду.

 Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем  вытянуть вперед

(“трубочка”). Чередовать движения  6-7 раз.

                    ***

              На нижней губке язычек

              Расстелим, как половичек.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет

от 5 до 10.

                    ***

              Эй, дружок , Антошка!

              Сыграй нам на гармошке!

       

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При

повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и

все дольше удерживать язык в верхнем положении.  

         

                   ***

               Как волшебник наш Николка –

               Лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

                 Лида, Оля и Наташка

                 Пили молоко из чашки.

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.

                          ***

                  Поиграть тебе охота ?

                  Загоняем мяч в ворота.

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.

                                   ***

                  По утрам мы чистим зубки,

                  Любим песенки и шутки.

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.

Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.

                          ***

                  Потолок покрасил гномик,

                  Приглашает нас в свой домик.

Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.  

                          ***

                   Быстро по реке плывет

                   И гудит наш пароход  -  “ыыыы”!    

Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”

- имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что

широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

                          ***

                    Шарик лопнул у Танюшки –

                    Плачет, бедная девчушка.

Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

                          ***

                     Заводи мотор, пилот!

                     Пусть взлетает самолет:

                     Дррррррррр …………

Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.

                         ***

                      Стучат колеса : т-т-т-т

                      В вагоне едем я и ты.

Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.

                          ***

                       Чистить зубки тщательно

                       Всем деткам обязательно.  

                   

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.

                         ***

                      Язычок играет в прятки –

                      Поиграйте с ним, ребятки!

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.

                          ***

                       С братом мы возьмем насос-

                       Будет праздник для колес:

                       Подкачаем  шины

                       Папиной машины  

Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

                           ***

                      Лопаткой ямку я копаю,

                      Цветы  иголкой вышиваю.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

                          ***

                       Кормит  ласточка птенцов –

                       Голосистых молодцов.

Опускать и поднимать нижнюю челюсть.

                            ***

                         Ветер дул на одуванчик –

                         Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

                             ***

                         Юля бублик быстро съела,

                         Земляничку захотела.

Округлить губы как при произнесении звука “о”.

Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

                              ***

                         Мурка спинку выгибает,

                         Глазки щурит и зевает.  

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

                               ***

                          Киска  сердится на Машу:

                          Хочет рыбку, а не кашу.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.

                                ***

                                                           

                  Кашку манную мы ели

                  И добавки захотели.

                  Хобот вытянул слоненок,

                  Плачет  великан – ребенок

                 

Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”

Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.

                               

                                ***

                 Сосет апельсиновый сок

                 Из трубочки мамин сынок.

Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.

 

                      ***  

                  Тарелку вылизал щеночек,

                  Колбаски просит он кусочек.

Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.

                       ***

                   Бобик с мясом съел картошку,

                   Вылизал большую плошку.

Имитировать вылизывание плошки языком.

                       ***

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений ...