Консультация для родителей: Роль фольклора в развитии речи детей.
консультация по логопедии на тему

Киселёва Оксана Реннадиевна

Одной из форм работы с родителями является консультирование. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста. В эпоху телевидения и компьютерных технологий мы всё дальше уходим от наших истоков,  нашего устного народного творчества. В данной статье рассматриваются основные виды детского фольклора, которые являются значимой частью воспитания ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Роль фольклора в развитие речи детей

«Красную речь – любо слушать»

Пословица

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Дошкольный возраст является периодом активного становления речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Грамотная, хорошо развитая речь ребёнка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем и обучения в школе. Чем внятнее речь малыша, тем легче ему выразить свои мысли, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями.

Почему наши дети так плохо говорят?

Причины речевых нарушений издавна интересовали человечество. Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) считал причину ряда речевых нарушений, в частности заикания, в поражении мозга. Другой греческий  философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), связывал процессы речеобразования с анатомическим строением речевого аппарата.      

На современном этапе  специалисты выделяют следующие причины возникновения речевых нарушений:

  • Внутриутробная патология.
  • Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.
  • Ухудшение экологической обстановки.
  • Ослабление здоровья детей.
  • Различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановится на социальных причинах. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков, что приводит к появлению  речевых дефектов.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому,  важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Если вернуться к истокам древности, посмотреть уклад жизни и привычки наших предков, то мы увидим, что большую роль в умственном воспитании детей, развитии речи, нравственных качеств играл фольклор (англ. folklore – народное знание, народная мудрость), народная поэзия, народное поэтическое творчество, совокупность различных видов и форм массового устного художественного творчества народа (Советская историческая энциклопедия).

Детский фольклор можно разделить на три группы в плане их влияния на развитие речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного  эмоционального опыта.

Первая – произведения, созданные взрослыми для детей: колыбельные песни, пестушки, потешки, припевки, прибаутки, забавлялки. С их помощью ребёнок познавал родную речь, эстетически воспринимал окружающий мир.

Под влиянием колыбельных песен малыш познавал звуки речи, начинал понимать обращения к нему матери.

Баю-баю, спи дружок.

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь

Закрывай глаза, малыш.

Пестушки и потешки, прибаутки – короткие стихотворные приговоры, сопровождали движения ребёнка в первые месяцы жизни и способствовали развитию речи у детей раннего возраста, эмоциональных чувств.

  • Потягунушки, потягунушки поперёк толстунушки.

     А в ручки – хватунушки, а в ножки – ходунушки,

А в роток – говорок, а в головку – разумок.

  • Ладушки, ладушки.

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

  • Где кисель – тут и сел.

Где пирог – тут и лёг.

Где блины – тут и мы.

Где щи с мясом – тут и место наше.

Вторая группа пополнялась за счёт произведений, утративших своё значение в жизни взрослых, но переработанных для детей. Это – заклички, песни-хороводы, колядки, сказки, загадки.

Заклички:

  • Дождик, дождик веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

           Большую педагогическую роль имеют сказки. Они обладают величайшей воспитательной силой и способствуют усвоению ребёнком особенностей народной поэтической речи. К.Д. Ушинский подметил, что «сказки – это проявление педагогического гения народа». Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Через сказку дети обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказка – это способ общения с ребёнком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни.

Загадкам, среди средств умственного воспитания, отводилось первое место. Отгадывание загадок требовало усиленной мыслительной деятельности. Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять функцию источника знаний.

Из куста шипуля за ногу тяпуля. (змея)

Мать толста, дочь красна, сын сокол под небеса ушёл. (печь, огонь, дым)

Сама нагая, а рубашка в запазухе. (свеча)

Ещё один жанр устного народного творчества – скороговорки. Они издавна использовались в «народной» логопедии для исправления нарушений речевой артикуляции, картавости, «проглатывания» окончания слов, гугнивости (произношения в нос) и других.

Нарушения речи у детей в Древней Руси называли болбанием. Наиболее распространённым методом исправления речи было повторение вслед за взрослыми правильного произношения звуков животных и птиц. С ростом родители переходили к скороговоркам. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, чётко и правильно говорить.

  • Бобр добр до бобра.
  • Выдерни лычко из-под кочедычка.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Третья группа – произведения, созданные самими детьми: дразнилки, песенки-голосянки, прозывалки, поддевки, считалки.  

  • Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока подлетела,

И тебе водить велела.

  • Федя-медя съел медведя, упал в яму, крикнул «мама».
  • Никита – волокита купил лошадь без копыта.

А Фома – простота купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд и поехал в огород.

Таким образом, наряду с современными методиками обучения специалистам необходимо использовать опыт многих поколений, оставивших нам в наследство духовное богатство, которое мы должны приумножать.

Родители должны принимать активное участие в развитии речи ребёнка.

Многие из них считают, что ребёнок научится говорить сам, что он ещё маленький или всему научат в детском саду и  пропускают самое благодатное время. Надо начинать учить малыша говорить как можно раньше. Первые годы жизни – самое благоприятное время для эмоционального общения. Если ребёнок до года редко слышит обращённую к нему речь, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка у него идёт с трудом. Родителям необходимо общаться со своим малышом, разговаривать с ним как можно чаще, использовать при общении устное народное творчество. Как гласит пословица «У говорливой мамы и дитя говорливое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».  «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум....

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей"

Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Пр...

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

В консультации собраны все наиболее интересные потешки, используемые в режимных моментах...

Консультация для родителей: «Роль фольклора в развитии речи детей».

С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития....

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколе...

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколе...