Конспект занятия "Автоматизация звуков Ш,Ж"
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Калинина Ангелина Анатольевна

Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетанриях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия

«Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях»

Подготовила:

учитель-логопед IКК

Калинина Ангелина Анатольевна

Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах и словосочетаниях.

Задачи.

1.Коррекционно – обучающие:

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- автоматизация звука в словах и словосочетаниях;

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

- развитие диафрагмального дыхания и голосового аппарата.

3. Воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии.

  1. Артикуляционная гимнастика, сообщение темы.

В сказку двери распахнутся                       раскрыть рот широко

Наши губы улыбнутся.                               улыбнуться

 Здесь любая есть зверушка –             вытянуть губы трубочкой        

И слоненок, и лягушка.                        растянуть губы в улыбке

Удивленье велико –                              округлить губы

Губы в форме буквы О

На лошадке поскакали –                       поцокать

Быстрый ветер обогнали.

Мы положим гриб в лукошко               присосать широкий  язык к 

Гриб на очень тонкой ножке                 нёбу

На гармошке поиграем                           присосать язык к нёбу, под-

И нисколько не устанем.                        нимать и опускать нижнюю

                                                                  челюсть, не отрывая язык

в сказке мы кота встречаем,                   имитировать лакательные

и как котик полакаем.                             движения

В гости к бабушке придем                       поднять края языка к верх-

И из чашки чай попьем.                           ним зубам, не касаясь их

За столом сидят поэты,                             облизать верхнюю губу

Едят варенье и конфеты.                          присосать язык к небу

Ты уже устал немного?

Погоди, не уходи,

Это присказка, не сказка,

Сказка будет впереди.

  1. Развитие пальцевого праксиса.

В одной сказке жила-была девочка, и звали её … А вот как её звали, ты должен догадаться. (из «сундучка ощущений» ребенок достает туфельку, тыкву, мышку).

Как ты думаешь, кому принадлежат эти предметы? (Золушке)

  1. Дыхательная и голосовая гимнастика.

Золушка вставала и каждое утро радовалась солнышку ( ноги вместе, делаем вдох носом, руки поднимаем; на выдохе произносим «а-а-а», руки опускаются, образуя круг).

Потом видела, сколько работы задала ей мачеха и вздыхала (вдох носом, руки поднять; на выдохе произнести «о-о-о», руки опустить.)

Раздвигала тяжелые портьеры (вдох носом, руки подять на уровень груди; на выдохе произнести «и-и-и», руки раздвинуть в стороны).

Слышала, как ее отец-дровосек рубит дрова (ноги на ширине плеч, руки сцеплены в ладонях; на вдох поднимаем «топор», на выдох опускаем его низко, произносим «у-у–у»).

И начинала подметать полы (руки опущены, вдох носом – руки слегка отвести в сторону; на выдох – произнести «ы-ы-ы», руки отвести в другую сторону).

  1. Дифференциация звуков в словах.

Мачеха дала Золушке сложное задание: починить слова – добавить слог ЖОК или ШОК (лу.., ме.., пу.., пры.., утю.., кру.., фла.., сне.., гор.., малы.., пиро.., коре.., лапу.., сапо.., пету.., творо.., пасту.., поро.. ).

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

1. С утра до вечера только и было слышно:

- Золушка, принеси! – И она отвечала: - Я приношу.

- Золушка, крась! – Я (крашу).

- Золушка, меси! – Я (мешу).

- Золушка, гладь! – Я (глажу).

- Золушка, свяжи! – Я (свяжу).

- Золушка, завяжи! – Я (завяжу).

- Золушка, покажи! – Я (покажу).

2. Но Золушка никогда не унывала, была совсеми приветливая и говорила ласковые слова: не голова, а (головушка), не сова, а (совушка), не соловей, а (соловушка), не ворона, а (воронушка), не заяц, а (зайчишка), не барсук, а (барсучишка), не волк, а (волчишка), не горе, а (горюшко), не перо, а (перышко), не зерно, а (зернышко), не крыло, а (зернышко), не солнце, а (солнышко), не ведро, а (ведрышко), не пятно, а (пятнышко).

3. Даже своих сестер она старалась называть ласково: за то, что они любили болтать все их называли (болтушками), а Золушка называла их ласково (болтунишками), за то, что они любили хвастаться, их называли (хвастушками), а Золушка называла их (хвастунишками), Золушка заметила, что они всего боялись, и назвала их маленькими (трусишками). Но Золушка знала, что на самом деле они были очень веселые, любили хохотать, и называла их (хохотушками).

4. Сестры тоже полюбили Золушку, и когда она попросила их ей помочь, то не отказали  в помощи. И вместе они вымыли не 1 (чашку), и даже не (3 чашки), 55 (чашек); начистили не 1 железную (ложку), не (3 железные ложки), а 55 (железных ложек); наточили не 1 (нож), не (3 ножа), а 55 (ножей).  

  1. Пальчиковая гимнастика.

А теперь и мы поможем Золушке и переберем горох:

           Ты катись, горошинка, по ладошке,

            Разомни мне пальчики ты немножко.

            Ты катись, горошинка, по столу –

             Развлекай-ка ты детвору.

  1. Подготовка к обучению грамоте.

И, конечно, Золушка попала на бал. Но чтобы ее наряд не исчез, пока бьют часы, нам нужно постараться изменить слово.

  1. Итог.  Вот и закончилась наша сказка. Тебе понравилась она? А какой звук нам помогал?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №129»

Занятие  

по развитию лексико-грамматических категорий

«Снежная королева –зимушка-зима»

Подготовила:

Учитель-логопед ВКК

 Калинина Ангелина Анатольевна

2022

  1. Организационный момент.

Речь с движением

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья –

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Солнце, небо голубое,

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

Л. Это стихотворение написал Николай Колос из далекой Якутии, которая находится на Севере. Какое время года там длится дольше всего?

  1. 1. Введение в тему. Вам нравится зима? Почему? Зима – это еще и очень волшебное, сказочное время года. Почему? И сейчас я превращаюсь в королеву зимы и приглашаю вас в свое королевство.

2. Массаж. Чтобы не замерзнуть,  разотрем свои щечки (постучать кончиками пальцев по спирали по щечкам), чтобы вдыхать теплый воздух, похлопаем пальцами по ноздрям, теперь пальчиками постучим над верхней губой и приложим свой указательный палец на ложбинку над верхней губой.

3. Подбор слов-родственников.

     Он все время занят делом,

     Он не может зря идти.

     Он идет и красит белым

     Все, что видит на пути. (снег)

А теперь давайте найдем  родственников слова «снег» (снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник, снежный, снежок, снегопад,  снегокат, белоснежный)

4. Подбор слов с заданным звуком. Кроме «снежных» слов давайте еще вспомним «зимние» слова со звуком [с](сугроб, сосулька, санки).

5. Обогащение словаря словами-признаками. Посмотрите на мою корону, она похожа на снег. Скажите, снег – какой? (белый, холодный, искрящийся, легкий, пушистый и т.д.)

6. Расширение семантических полей. Запоминание новых слов и их значений с помощью создания зрительного образа. Русский язык богат снежными словами. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики, похожие на крупинки, больно секут щеки, мы говорим «крупка». Свежий, только что запорошивший землю снег зовется «пороша». Когда снег струится по земле, это - это «поземка». А если снег вьется в воздухе, это – «вьюга». Если снег взметается, как из-под метлы, это называется «метель». А снежная буря называется «буран». Для загрубевшего плотного снега есть жесткое слово «наст».

7. Формирование навыка объяснения слов. На Севере очень красиво, поэтому туда часто приезжают иностранцы. Помогите им понять, что такое «сугроб», «гололёд», «снегопад», «изморозь».

  1. Физкультминутка. А сейчас я вас приглашаю немного согреться (комплекс упражнений для плевого пояса и улучшения осанки).  
  2. Составление описательного  рассказа. Сейчас давайте поможем собраться на улицу Кристине и Диме (дети совместно придумывают и описывают одежду для мальчика и девочки. Затем каждый рассказывает, что на него надето).
  3. Итог занятия. Ребята, вам понравилось в зимнем королевстве? Что понравилось? Но скоро нам надо прощаться с зимой и встречать следующее чудесное время года, когда будут проходить много разных превращений. И мы будем веселиться на широкой Масленице!
  4. Масленичные подвижные игры.

Масленица пришла,

Блинов напекла –

На Масленицу пекли блины и ели их целую неделю. А из чего пекли блины? (из муки), а из чего муку делают? (из зерна). И мы зимушку провожаем и благодарим, что укрывала зерновые снежком, да сдабривала морозцем, да ласкала зимним солнышком.

Масленица, Масленица!

Мы с зимой прощаемся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

В игры играем,

Песни поем,

Всех друзей зовем!

  1. Игра «Маланьюшка»
  2. Как на Масленой неделе

Со стола блины летели,

Рады, рады мы гостям,

Как добрым вестям.

Гости блины ели, хозяйку хвалили, добрыми словами называли. Передаем ложку и хвалим хозяйку (красивая, умная, добрая, приветливая, гостеприимная, хлебосольная, щедрая, хорошая, хозяйственная, нарядная, веселая, симпатичная, аккуратная, чистоплотная, внимательная, изумительная, превосходная, рукодельная, привлекательная, ответственная, грамотная, сообразительная, задорная).

  1. А наша хозяйка рукодельная, по улице шла, клубок ниток нашла – хоровод «Я по улице шла».
  2. Ребята, а почему самое почетное угощение на Масленицу – блины? (похож на солнышко, такой же круглый, желтый, горячий). Собирайся в хоровод, зиму провожать, а весну встречать! Хоровод «Солнышко»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи у дошкольников, с использованием кинетического песка Подготовила: учитель-логопед Калинина А.А.

Слайд 2

Особенности и характеристики кинетического песка :

Слайд 3

Кинетический песок – это смесь таких компонентов, как кварцевый песок (98%) и силиконовая добавка Е900 (2%), которая является пищевой и используется, как связующее звено, стабилизатор. 98% массы составляет чистый, прошедший многоступенчатую обработку, безопасный для здоровья, морской песок. Кинетический песок мягкий, приятный на ощупь, не загрязняет руки, не оставляет жирных следов. Этот песок не токсичный, не вызывает аллергии, безопасен для детей. Он не высыхает, не липнет к рукам. Хорошо держит нужную форму.

Слайд 4

Не теряет своих свойств в процессе эксплуатации. Не требует добавления воды. Не липнет к рукам и рабочей поверхности. Дарит приятные ощущения в процессе работы, месится как тесто. Продается, расфасованным, в удобной упаковке.

Слайд 5

Особенности эксплуатации:

Слайд 6

1. Лучше всего играть с песком при комнатной температуре воздуха и относительной влажности до 60%. 2. Если Вам нужно восстановить свойства кинетического песка, немного смочите и разомните его руками. 3. Перед игрой, руки нужно вымыть, чтобы песок не впитывал частички пищи и различные запахи. 4. Хранить песок нужно в герметичном контейнере, чтобы он не впитывал пыль и влагу.

Слайд 7

Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют: Развить мелкую моторику Совершенствовать сенсорное восприятие Осуществлять подготовку руки к письму Развивать речь Развить творческое мышление Вовлекать в ролевые игры Тренировать внимание Расслабляться и успокаиваться

Слайд 8

Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется. Именно кинетический песок широко используется в США для занятий трудотерапией с детьми с аутизмом и отклонениями в развитии

Слайд 9

«Развиваем пальчики-развиваем речь»

Слайд 12

Опредили, назови, вылепи

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование точечного массажа и ароматерапии в коррекционной работе

Слайд 2

Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; регуляция вегетативных функций и обменных процессов; регуляция эмоционального состояния; профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

Слайд 3

При применении точеного массажа происходит воздействие на точку, стимулируя или успокаивая нервную систему, что зависит от способа техники воздействия

Слайд 4

Точечный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность – мышцы артикуляционного, вокального, дыхательного аппаратов

Слайд 5

К ключевым противопоказаниям относятся: наличие инфекционных или соматических заболеваний в остром периоде; заболевания кожных покровов (острые и хронические); конъюнктивит; гингивит; стоматит; герпес и другие вирусные поражения слизистых ротовой полости; увеличение лимфоузлов; усиленная пульсация сонных артерий.

Слайд 6

Комплекс массажа БАТ, способствующий нормализации носового дыхания 1. Погладить нос (боковые части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям 2. Постукивать по крыльям носа 3. Поглаживать нос и его придаточные пазухи 4. Потряхивать кончик носа указательным пальцем («курносый нос») 5. Указательными пальцами активизировать БАТ возле крыльев носа

Слайд 7

Для снятия напряжения мышц артикуляционной мускулатуры Точка под носом в верхней трети вертикальной бороздки Точка в центре подбородочно-губной складки Парные точки кнаружи от углов рта на 1 см на вертикальной линии от зрачка

Слайд 8

Для снятия напряжения с голосового аппарата Точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости верхней вырезкой щитовидного хряща Точка, примерно на 0,7 м выше верхнего края яремной вырезки грудины

Слайд 10

народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью . Физиолог Д.И.Шатенштейн в 1939 научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на состояние нервной системы. На сегодняшний день профессор Санкт-Петербургского университета Т.В.Черниговская утверждает о сильном влиянии запахов на восприятие.

Слайд 11

Чтобы проверить, подходит ли масло. Надо втереть несколько капель в вики и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц

Слайд 12

Эфирные масла, используемые при работе с гиперактивными детьми Мята Лаванда Ромашка Валериана Тимьян Фенхель

Слайд 13

Эфирные масла, обладающие тонизирующим эффектом Базилик Кориандр Дягиль Лимон Майоран Петрушка Эвкалипт

Слайд 14

Вдыхание ароматических веществ благотворно влияет на эмоциональное состояние стимулирует активность дыхательного центра Способствуют нормализации соотношения вдоха и выдоха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...


 

Комментарии

Любопытнова Оксана Леонидовна

Замечательная идея - использовать кинетический песок в работе учителя-логопеда! Спасибо за материал, Ангелина Анатольевна!