Особенности развития речи ребенка с 3 до 4 лет
консультация по логопедии на тему

Гурлова Юлия Сергеевна

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_rechi_rebenka_s_3_do_4_let.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи ребенка с 3 до 4 лет

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять простые предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями.

Особенности развития речи ребенка с 3 лет

В среднем речевой запас детей в возрасте от 3 до 4 лет включает около 1500–2000 слов. Трехлетний ребенок относится к звукам и словам с интересом: создает собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В то же время уровень развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким. В этом возрасте дети не всегда могут составить понятный рассказ из связных предложений, делают много грамматических речевых ошибок, а также могут неточно употреблять падежные окончания слов и предлоги. Также в речевом развитии ребенка до 4 лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, сонорными («р», «л») свистящими или шипящими («с», «ш»). Дети 3–4 лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах. Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и не требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Остальные небольшие недостатки речи (неразвитое произношение, грамматические ошибки) являются временными, однако для их скорейшего устранения необходимо заниматься развитием речи ребенка.

Как правильно развивать речь ребенка в 3–4 года?

С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи в этом возрасте можно посетить стоматолога, который может определить наличие таких факторов, нарушающих правильное произношение, как неправильный прикус или короткая уздечка. Что касается обычных недостатков детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи. Когда ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово правильно. Также родителям и близким необходимо следить за собственной речью. Не следует употреблять слова-«паразиты», а также использовать много уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны звучать. Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти. А еще можно выполнять несложные артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции. Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации.

Общая артикуляционная гимнастика

(проводить перед зеркалом спокойно, медленно, четко)

Каждое упражнение делать 1 – 2 раза с отдыхом.

  1. Открыть медленно, широко рот, подержать открытым, закрыть.
  2. Губы вытянуть вперед «хоботок», как при звуке [у], затем широко открыть рот, как при [a] (движение губ и рта, как при [уа]).
  3. Губы в улыбке, видны два ряда зубов.
  4. Губы вытянуть вперед «хоботком», затем перевести губы в улыбку как при [и], видны верхние и нижние зубы (движение, как при [уи]).
  5. Растянуть губы в улыбку, видны два ряда зубов, открыть медленно, широко рот, подержать открытым, затем закрыть.
  6. Надуть щеки, затем втянуть.
  7. Растянуть губы в улыбку, открыть рот широко, видны верхние и нижние зубы. Поднять язык на верхнюю губу, затем опустить на нижнюю («ловкий язычок»), затем язык высунуть и двигать «маятником» вправо и влево; облизать верхнюю, затем нижнюю губу («слизать мёд»).
  8. Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот и кончиком языка касаться во рту нижних резцов, верхних резцов, нёба, затем провести два раза кончиком языка по нёбу от верхних резцов по средней лени твердого нёбо.
  9. Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот: а) высунуть язык лопатой (распластанный); б) «Язык жалом» - язык узкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИНаиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинаетпонимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постеп...

Особенности развития речи ребенка 6-7 лет

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свид...

"Особенности развития речи ребенка"

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять просты...

Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.

Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...

"Особенности развития речи ребенка"

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка – приобщения его к человеческому обществу и полноценной жизни в нем.Умение понимать связную речь окружающих, текс...

"Особенности развития речи ребенка с ОВЗ"

Выступление на родительском собрании о развитиии речи детей разного возраста и ее особенностях...