"Особенности развития речи ребенка с ОВЗ"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

Выступление на родительском собрании о развитиии речи детей разного возраста и ее особенностях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razv_reb_s_ovz.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание, 1 подгот  группа,

«Особенности развития речи ребёнка с ОВЗ».

                                       Учитель-логопед: Зырянова И.А.

Психологами и педагогами современности правильно было отмечено, что речь – это не только умение правильно произносить звуки родного языка,  строить правильно предложения, но  еще речь выступает источником общения, познания и развития личности. Ребенок овладевает речью за 2-3 года жизни. На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии речи ребенка играют окружающие взрослые. В 1-ый год жизни – 10 слов, 2-ой год – 300-400 слов, к 3-м годам в активном словаре ребенка может насчитываться до 1500 тысяч слов. Благодаря частому эмоциональному общению ребенка со взрослыми, направляя его деятельность, регулируя поведение и познание окружающего мира – взрослые воздействуют на развитие малышей, в том числе и речевое!

Цель работы  педагогического  коллектива группы  выяснить возможности и способности  ребенка, помочь осознать родителям  необходимость целенаправленного  воспитания и развития во всех областях ( в том числе и речевой). Воспитание  и развитие даст положительный результат только при условии  согласованности требований и воздействий на ребенка в детском саду и дома.

2-3 года.

Возможность ребенка понимать и говорить  становиться важным средством познания. Но на 1-ом этапе речь должна пониматься ребенком и только затем переходить в активную форму. Вы знаете своих детей и можете судить насколько они понимают обращенную речь……….

На 1-е место выходит задача понимание речи окружающих, дальнейшее развитие понимания. Ребенок третьего года жизни способен выполнять простые словесные поручения.

  1. Оречевляйте свои действия, движения, как можно чаще обращайтесь к ребенку с просьбами и инструкциями и поручениями, если ребенок не понимает, то проделывайте вместе с ним поручения. Обязательно при этом одобряйте и хвалите малыша.
  2.  Создавайте мотив к речевому высказыванию («Попроси», «Скажи», «Что ты принес?», «Куда мы сейчас пойдем?»).

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Они начинают активно интересоваться окружающим и действовать с предметами.

  1. Разговаривайте с ребенком – правильно! Не сюсюкайтесь! Чтобы ребенок слышал правильное название предметов и правильную речь.
  2. Не пытайтесь опередить малыша. Увидев, что он чем-то заинтересован, не выдавайте всю информацию о предмете или нарисованном на картинке. Пусть ребенок подействует с этим предметом, рассмотрит картинку. Дождитесь действия, мимики, выражающего вопрос, и только тогда объясните, расскажите.  Если у ребенка пропал интерес, следует снова привлечь внимание с объяснением, рассказом, показом.

Ребенок способен слушать и воспринимать  тексты художественной литературы.

  1. Читайте ребенку сказки, рассказы доступные его восприятию. При повторном ознакомлении, старайтесь рассказать произведение без книги. Дайте время для того, чтобы ребенок договаривал слова, словосочетания из знакомых произведений
  2. Как можно больше используйте в своей речи потешки, песенки, стихотворения для активизации речи малышей, подходящих для данной ситуации. (умываетесь……

                               (ложитесь спать…..

                               (садитесь кушать….

« Как создать условия для пробуждения речевой активности ребенка»

  • Обучать действию с различными яркими предметами – игрушками. Взрослый многократно проговаривает эти действия и названия предметов. Постоянно «оречевлять» все действия, названия предметов.

«Красный кубик поставим на синий кубик», «Круглый мяч кидаем вверх», «Куклу Аню спать уложим. Песенку споем».

  • Создание мотива к речевому высказыванию – «Попроси», «Скажи».
  • На первых этапах больше обращать внимание и добиваться проговаривания, повторения неречевых звуков (кап-кап, би-би, бай-бай и др.)
  • Четкое проговаривание, многократное слов и словосочетаний, небольших потешек, стихотворений, любимых сказок.
  • При чтении книг, посильных для восприятия – спрашивайте, задавайте вопросы по содержанию читаемого. («Кто плакал?», «Что упало?»). При повторном чтении дождитесь, когда ребенок сам договорил последнее слово в предложении.
  • Больше играйте с малышом. Создавайте игровые  ситуации и обучайте ребенка осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослые вызывают у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Выражайте искреннее положительное эмоциональное настроение к игре.

   Для  развития речи хороши все направления работы в группе…..перечисления.

Другие задачи развития речи я ставлю для ребятишек старшей  группы.

  • Коррекция звукопроизношения, по необходимости, в основном звук-с. Родители исправляют звукопроизношение, выполняют задания для закрепления дома.
  • Работа над грамматикой по возрасту.
  • Связная речь – составление предложений, ответы на вопросы полными предложениями, пересказы рассказов небольших, рассказывание сказок, рассказы об увиденном и услышанном.
  • Совершенствование фонематического слуха. Умение выделять звук из потока и из данных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИНаиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинаетпонимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постеп...

Особенности развития речи ребенка 6-7 лет

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свид...

"Особенности развития речи ребенка"

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять просты...

Особенности развития речи ребенка третьего года жизни.

Благодаря данному консультативному материалу, родители смогут ознакомиться с развитием речи детей третьего года жизни. Сравнить данные развития с возможностями своих детей. И узнать способы развития р...

"Особенности развития речи ребенка"

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка – приобщения его к человеческому обществу и полноценной жизни в нем.Умение понимать связную речь окружающих, текс...

Особенности развития речи ребенка с 3 до 4 лет

С 3 лет в развитии речи ребенка происходит резкий скачок: почти все трехлетние дети умеют говорить достаточно хорошо, хоть и не полностью внятно. В этом возрасте ребенок должен уметь составлять просты...