ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СОВМЕСТНО С ИНСТРУКТОРОМ ПО ПЛАВАНИЮ НА ТЕМУ:" ВОДА"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Панькова Наталья Владимировна

Создание необычных условий для закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях и во время занятий по обучению плаванию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА (КОРПУС 2) ЩМР МО П.СВЕРДЛОВСКИЙ

                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                               ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СОВМЕСТНО                                         С  ИНСТРУКТОРОМ ПО ПЛАВАНИЮ

             

ТЕМА: «ВОДА».

                         

                                                                        Провели:

                                                                        Учитель-логопед

                                                                        Панькова Н.В.

                                                                       

                                                                        Инструктор по плаванию:

                                                                        Фролова А.Н.

                                                                        Музыкальное оформление:

                                                                        Митина И.В.

                     

            В основу интегрированного занятия принято формирование правильного речевого выдоха у детей с речевыми нарушениями. Использование на занятиях дыхательной гимнастики в сочетании с грамматическими и физическими упражнениями обеспечивает предупреждение нервного перенапряжения, создает положительный эмоциональный настрой на обучение и преодоление речевых расстройств у детей.

Образовательная деятельность интегрированного характера дает возможность закрепить полученные ранее знания в другом виде деятельности.

Цель занятия: Создание необычных условий для закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях и во время занятий по обучению плаванию.

Интеграция образовательных областей:

I. Коррекционно – образовательная:

1. Закрепление знаний по теме «Вода», умений различать и выделять в словах твердые и мягкие согласные, понимать звуковой и слоговой состав слов, использовать предлоги «над» и «под», составлять предложения по заданной схеме. Расширение глагольного словаря.

2. Развитие речевого слуха и внимания, развитие фонетико – фонематического восприятия, формирования длительного речевого выдоха, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование лексического запаса.

3. Развитие двигательной, речевой, зрительной, слуховой памяти; мышления; игровой фантазии; внимания во время исполнения инструкции педагога.

II. Физическое развитие:

1. Совершенствование навыков и способов передвижения в воде и под водой, погружения с задержкой дыхания и последующим выдохом.

2. Развитие координации рук, ног и дыхания при движении под водой; маховых движений рук и ног при плавании свободным стилем; двигательной памяти и активности.

3. Закрепление навыка и последовательности одевания; бережного отношения к своей одежде.

III. Коммуникативная.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения работать в коллективе, желания прийти на помощь друг другу, а также желания заниматься спортом.

Оборудование: два комплекта цветных пластмассовых кубиков, основание для построения звуковой схемы слова, схемы предложений, пластмассовые фигурки животных и птиц, карта движения к подводному царству, пластиковые плавающие кораблики, пластиковые снаряды «лошадки» для плавания, корзинки синего и зеленого цвета, буквы, конверты с заданиями, звуки воды (шум моря, звук дождя, звук наливаемой в стакан воды)  предметные картинки ( крокодил, акула, лягушка, чайки, дельфин, черепаха, рак, кит, сом, осьминог, медуза), подводные рамки для ныряния.

Ход занятия

I. Организационная часть.

Дети проходят по массажным коврикам и выстраиваются вдоль бассейна.

Логопед:

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Давайте поздороваемся с нашими гостями!

Дети:

-Здравствуйте!

II. Основная часть:

Логопед:

Загадывает ребятам загадку.

  Все говорят – она течет.

  Все говорят – она играет.

  Она всегда бежит вперед,

  Но никуда не убегает.
Дети:

- Это вода!

- Правильно! Сегодня мы поговорим о Воде. Вы будете отвечать на вопросы о воде, играть в воде и преодолевать различные препятствия в воде. Для того, чтобы Вы легко справились с поставленной задачей, были сильными и здоровыми, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Дети:

Выполняют дыхательную гимнастику вместе с учителем логопедом и инструктором по плаванию.

Упражнения:

«Шарик»  (Вдох глубокий через нос, выдох через рот. Правая ладонь кладется на живот)

Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем.

Шарик сдулся-выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

 «Ха»

(Вдох глубокий через нос, выдох через рот. Резкий выдох с озвучиванием «Хха-а-а-а»).

«Пловцы»

(Вдох – правая рука вверх, выдох – вниз,

Вдох – левая рука вверх, выдох вниз.)

Включаются звуки воды.

Логопед:

- Ребята, как Вы думаете, что это за звук?

Дети:

- Это шум моря.
Логопед:

- А на что похож этот звук?

Дети:

- Это шум ручья.

Логопед:

- А этот звук?

Дети:

- Это шум дождя.

Логопед:

- А что это за звук?

Дети:

- Это из стакана выливают воду.

Логопед:

- Ребята, а Вы знаете, что большая часть нашей планеты занята водой?

Что большая часть человека  состоит из воды?

Вода является основным источником жизни для животных и растений.

- А как Вы думаете для чего еще нужна человеку вода, как мы ее используем,  что мы можем с ней делать?

Дети:

- Пить, готовить, наливать, выливать, мыть в ней, купаться, играть с ней, плавать, отдыхать.

Логопед:

- Молодцы ребята. Конечно вода это наша жизнь. И сегодня нам предстоит играть и соревноваться в воде.

Инструктор по плаванию:

Приглашает ребят в воду. Там они выполняют еще одно дыхательное упражнение : «Вдох-выдох»

(Вдох носом над водой, присесть и сделать выдох носом и ртом под водой).

Звучит музыка и появляется Русалочка.

Логопед:

- Ребята, посмотрите! К нам сегодня в гости пришла сказочная жительница воды Русалочка. Давайте с ней поздороваемся.

Дети:

-Здравствуйте!

Русалочка:

- Ребята, я попала в беду. Только Вы можете мне помочь. Злая колдунья заколдовала дорогу в «Подводное царство» и я не могу туда вернуться. Но у меня есть карта, в которой указан путь. Да вот беда, те задания, которые необходимо выполнить мне не по силам.

Передает карту логопеду.

Логопед:

- Ребята, поможем Русалочке.

Дети:

- Да, поможем!

Логопед: вешает карту на стену и озвучивает первое задание злой колдуньи.

- Итак, ребята! Для того, чтобы преодолеть все препятствия, нам необходимо разбиться на две команды и выбрать капитана команд. Первая команда «Дельфинчики», капитаном в ней будет Рома, вторая команда «Рыбки», капитаном в ней будет Лера. (ребята делятся на две команды по 4-5 человек).

- Что же за препятствие придумала нам Злая Колдунья?

Логопед берет мешок, вынимает оттуда кубики и картинки. Смотрите ребята, Вы должны подплыть на эту сторону бассейна и составить звуковую схему слов из кубиков. Команда «Дельфинчики» составит схему слова «КИТ», команда «Рыбки» составит схему слова «СОМ».

Логопед:

 - Ребята, не забудьте, что начинается слово всегда с лева, на право.

Дети:

Подплывают, собирают в воде разноцветные кубики и на основании,  которое обозначает слово, напротив заданной картинки, выстраивают звуковую схему.

                                                                           

К           И          Т                                  С         О       М

Логопед:

- Капитаны команд, проверьте, правильно ли построены схемы слов?

Дети:

- Правильно!

Логопед:

-Молодцы! А за правильно выполненное задание Русалочка дарит вам Букву.

Русалочка: наклеивает букву «В» крупного формата на стену.

Инструктор по плаванию:

-Ребята, смотрите, на карте показан высокий и сильный Фонтан. Видимо Вам тоже нужно превратиться в Фонтанчики!

 Упражнение «Фонтан».

-Возьмитесь за поручни, лягте на воду спиной и работайте ногами так, чтобы получился сильный «Фонтан»!.

Дети:

Дети, лежа спиной на воде бьют ногами, выполняя упражнение.

Логопед:

- Отлично! Мы уже очень хорошо продвинулись и выполнили очень сложное задание. Но что же еще приготовила нам Колдунья?

Берет следующий конверт и объявляет:

- Ребята, Вам необходимо по очереди подплыть ко мне, назвать картинку и разделить слова на слоги, отхлопывая их ладошками.

Дети:

Проплыв на противоположную сторону бассейна, называют слово, отхлопывая его по слогам.

Логопед:

-Отлично ребята! Мы преодолели еще одно препятствие! За это наша Русалочка дарит нам еще одну букву.

Русалочка: наклеивает букву «О» крупного формата на стену.

Инструктор по плаванию:

- Ребята, посмотрите! На карте указано еще одно трудное задание. Мы должны показать на сколько сильно мы умеем дуть! Для этого, без помощи рук, с силой дуя на кораблики, мы должны провести их с одной стороны бассейна на другую и обратно. Не забывайте, что вдох мы делаем через нос, и сильно выдыхаем через рот.

Дети:

Прячут руки за спину и ведут кораблики по воде, с помощью сильной воздушной струи.

Логопед:

-Отлично, ребята! Оказывается, Вы и это умеете делать! Наша Русалочка просто восхищена Вами!

-Так, так… Что же еще нам приготовила Злая ведьма, давайте посмотрим. (достает игрушки из мешочка и громко называя их, кидает в воду, игрушки погружаются на дно бассейна)

- А сейчас ребята, Вы должны превратиться в ныряльщиков и достать со дна бассейна утонувшие предметы.  Если название предмета будет начинаться на твердый согласный, вы положите его в корзинку с синим флажком, а если название предмета будет начинаться на мягкий согласный звук, вы положите его в корзинку с зеленым флажком. Договорились? Начали!

Дети:

Ныряют на дно бассейна, задерживая дыхание. Достают предмет и приносят в одну из корзинок.

Логопед:

По окончанию игры учитель-логопед вынимает из корзинки игрушки.

- Посмотрим, справились ли ребята с заданием. Итак, корзина, в которой должны быть предметы, начинающиеся на твердый согласный. Если все правильно, хвалит ребят и проверяет вторую корзину. Если предмет лежит не там, называет слово и спрашивает, какой звук стоит в начале слова. Ребята его называют и уточняют твердый он или мягкий. Логопед перекладывает предмет в нужную корзинку.

Логопед:

- Русалочка, как Ты думаешь, ребята заслужили еще одну букву?

Русалочка:

- Заслужили! (наклеивает букву «Д» крупного формата на стену).

Логопед:

- Отлично! А у нас остается последнее препятствие, самое сложное. Нам нужно составить предложение по зашифрованной схеме! (показывает детям схему слова).

- Ребята, посмотрите, кто летает над водой?

 Дети:

- Птицы!

Логопед:

- Что делают птицы над водой?

Дети:

- Летают!

Логопед:

-Где летают птицы?

Дети:

- Над водой!

Логопед:

- Какое предложение у нас получается? Отвечают капитаны команд! Смотрим на схему!

Дети:

- Над водой летают птицы! (Над водой летают чайки)

Логопед:

-Отлично, покажите, как птицы летают над водой. (дети машут руками над водой).

 И еще одна схема непонятная схема:

- А кто плавает под водой?

Дети:

- Рыбы, сом…

Логопед:

-Что делает сом под водой?

Дети:

- Плавает!

Логопед:

- Где плавает сом? рыбы?

Дети:

- Под водой!

Логопед:

-- Какое предложение у нас получается? Отвечают капитаны команд! Смотрим на схему!

Дети:

- Под водой плавают рыбы. (Под водой живет сом.)

Логопед:

- Давайте покажем, как сом плавает под водой! (ребята ныряют и плывут под водой).

- Уважаемая Русалочка, как Ты считаешь, ребята справились с заданием?

Русалочка:

-Молодцы! Все выполнили верно! И за это я дарю Вам ребята еще одну букву. Это буква «А».

Инструктор по плаванию:

- Ребята, оказывается, под водой есть много подводных лабиринтов и пещер. И следующим нашим испытанием и будет преодоление таких препятствий.

Дети:

Ребята по очереди подныривают и проплывают через подводные рамки.

Логопед:

-Ребята, а Вы знаете, что в море тоже есть подводные «Лошадки». Давайте мы с Вами тоже оседлаем таких лошадок и изобразим, как они цокают с помощью наших язычков.

Дети:

Выполняют артикуляционное упр. «Лошадка», выполняя при этом скачки в воде, на специальных плавательных  «снарядах». 

Логопед:

- Ребята, посмотрите, а какое же слово у нас получилось из букв?

Дети:

-Вода!

Логопед:

Правильно! Вот мы и получили ключ, который поможет Русалочке вернуться в ее родную стихию! Это ВОДА!

III. Заключительная часть.

Логопед:

- Молодцы ребята! Вы отлично играли сегодня, преодолели все препятствия! Показали, как много Вы знаете и умеете!

Русалочка очень благодарна Вам за помощь! Выходите из бассейна, потому что у нашей героини есть для Вас сюрприз!

Дети:

Звучит марш. Ребята выстраиваются в ряд напротив бассейна, и Русалочка раздает им сок.

Русалочка:

-Спасибо Ребята! Я дарю Вам вкусный и полезный сок. Будьте Здоровы!!!

-До свидания!

Играет музыка и Русалочка уходит.

Логопед:

-Ребята, скажите, а что Вам особенно запомнилось сегодня?

- Какое впечатление произвело на Вас наше водное путешествие?

- Вот и мы ребята расстаемся. Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями. 

Дети:

-До свидания!!!

Прощаются и организованно уходят в раздевалку под спокойную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"

Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»

Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...

Интегрированное психолого-логопедическое занятие с детьми подготовительной группы.

У детей с нарушенииями речи часто отмечаются нарушения психических  процессов. Д ля более качественной коррекционной работы с детьми-логопатами необходима интеграция деятельности всех специалисто...

Открытое интегрированное логопедическое занятие с детьми старшей группы " К нам весна пришла"

Цель: Закрепление представлений о весне и ее приметах. Коррекционно- образовательные задачи:1.Уточнение, активизация и актуализация словаря2. Совершенствовать  грамматический  строй ...

Конспект подгруппового интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы»

Конспект подгруппового интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы»...

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия с воспитанниками подготовительной группы с нарушением произношения отдельных звуков "Тайны гор".

Представленный материал содержит план - конспект  проведения интегрированного логопедического занятия и презентацию в 2-х частях с иллюстрациями. Будет полезен в работе учителям - логопедам и вос...