Взаимодействие по развитию речи учителей-логопедов и воспитателей
статья по логопедии на тему

Пеньевская Юлия Вячеславовна

Мастер-класс на тему "Взаимодействие по развитию речи учителей-логопедов и воспитателей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко»

Мастер-класс

«Взаимодействие по развитию речи учителей-логопедов и воспитателей»

Автор:

Пеньевская Юлия Вячеславовна

учитель-логопед

Ковдор

2017

Взаимодействие по развитию речи учителей-логопедов и воспитателей

Роль речи в становлении ребенка как личности переоценить невозможно. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований всех педагогов и специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. В группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.

В системе планирования нашего ДОУ выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты, работающие с этими детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить по данной лексической теме.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

-комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;

-сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми;

-учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;

-дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.

Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже сформированных навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).

Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого нарушения. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля над качеством речи детей. А также оказания методической помощи.

В начале учебного года проводится обсуждение результатов диагностики детей воспитателями и учителем-логопедом и путей реализации задач по преодолению речевых нарушений у детей, также обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приемы проведения коррекции речи у каждого.

В течение года логопед руководит работой воспитателей по расширению, уточнению, активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Одной из форм взаимосвязи является ведение тетради взаимодействия, в которой учитель-логопед предлагает задания для закрепления материала лексической темы, материала индивидуальных логопедических занятий. Учителю-логопеду необходимо не только дать рекомендации воспитателям по работе с каждым ребенком, но и контролировать их выполнение. Предлагаются следующие виды упражнений:

-закрепление поставленных звуков;

-повторение стихотворений, рассказов;

-упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления;

-фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

-активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

Учитывая рекомендации учителя-логопеда, воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Логопед советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на определенном этапе. В группах нашего ДОУ имеются логопедические уголки, в которых находятся альбомы на различные звуки, карточки, для развития неречевых процессов, медиатеки на флеш-носителях, презентации пальчиковых, дыхательных игр, самомассажа  и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

Также, учитель-логопед дает рекомендации воспитателям по проведению логопедических часов, логопедических пятиминуток по автоматизации звука.

Еще одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей является и совместная подготовка к проведению родительских собраний, в ходе которой подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопедической работы, готовимся к показу открытых моментов.

В завершении учебного года совместно с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-дефектологом во время психолого-медико-педагогического консилиума определяем кандидатуры, которые необходимо отправить на ТПМПК для уточнения маршрута обучения.

Однако, по-моему мнению, наиболее практически-ориентированной формой взаимодействия является мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей группы, так как благодаря такой форме работы педагоги активно внедряют полученные знания, умения в работу с воспитанниками.

Я хочу продемонстрировать вам фрагмент мастер-класса по формированию фонематического слуха. На этом мастер-классе я предлагаю воспитателям различные игры, которые они могут использовать в своей работе.

«Хлопни-топни». Цель игры: развитие умения дифференцировать сходные звуки. Вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук Б, и топнуть, когда слышите звук П.

Бант, павлин, башня, багаж, палец, погоны, будильник, бык, полка, будка, пушка, пульт, банкет.

«Исправь ошибки».

К нам в окно залетел лук. (жук)

У дедушки на груди педаль. (медаль)

Мальчик в конце  письма поставил бочку. (точку)

На асфальт упала лень. (тень)

Из трубы идет дом. (дым)

В океане живет кот. (кит)

Спит на заборе кит. (кот)

Над чайником шар. (пар)

У слона вместо носа робот. (хобот)

На пальме растут бараны. (бананы)

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Самое главное условие во взаимодействии всех участников коррекционного процесса – создать для воспитанников с нарушениями речи единое коррекционно-образовательное пространство, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г., г.Хабаровск

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),мод...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Презентация. Взаимодействие по развитию речи учителей-логопедов и воспитателей

Презентация на тему "Взаимодействие по развитию речи учителей-логопедов и воспитателей"...

«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе по развитию речи учителя-логопеда и воспитателя»

Данный материал поможет воспитателям узнать о специфике взаимосвязи в работе с учителем-логопедом, о направлениях и коррекционных задачах, а также о работе с родителями....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 город Красноармейск Саратовской области» Из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с учителем-логопедом» подготовительная группа Воспитатель высшей квалификационной категори

Актуальность: Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, в современном мире, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. В модернизации об...