Развитие речевого дыхания
консультация по логопедии на тему

Демкова Ирина Анатольевна

Советы родителям по развитию речевого дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс: «Развитие речевого дыхания»

Цель: привлечь внимание взрослых к проблеме правильного речевого дыхания

Задачи:

  1. Дать понятие «Речевое дыхание»
  2. Научить правильному речевому дыханию
  3. Совместно сделать пособия для игр с детьми

Участники: родители детей среднего дошкольного возраста

Ход мероприятия:

Уважаемые родители! Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Различают два вида дыхания: физиологическое (неречевое); речевое. Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационального распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания: - Вдох более короткий и более глубокий - Выдох намного длиннее вдоха - Речевое дыхание – управляемый процесс.  Итак главным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Давайте посмотрим, какие звуки образуются с помощью носового выдоха. Подставьте ладонь тыльной стороной к носу и произнесите: ММММ, другие звуки произносятся с помощью ротового выдоха. Причем, воздушная струя для разных звуков не одинаковая: для одних звуков плавная, для других толчкообразная. Подставьте ладонь к губам и произносите ШШШШШ, ППППП. Можете произнести и другие звуки и сравнить силу воздушной струи. (Родители выполняют) Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Особенности речевого дыхания у детей  дыхание характеризуется:

• Малым объемом легких;

• Слабой дыхательной мускулатурой;

• Неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; (В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом.  Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.

• Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;

• Слабым выдохом или не правильно направленной выдыхаемой воздушной струѐй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Условия проведения:

1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 с;

3. Одежда не должна стеснять движений;

4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила проведения: (Родители принимают активное участие в выполнении правил).

1. Следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

2. Вдох и выдох спокойный: • Вдох – бесшумный, не поднимая плечи. • Выдох – без лишних усилий, не надувая щеки. Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).

3. Дозировать количество упражнений. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.  Длительность занятия по формированию речевого дыхания:

 2-3 года - 2-3 слова  за 2-3 минуты;

 3-4 года - 3-5 слов за 3-4 минуты;

 4-6 лет - 4-6 слов за 4-6 минут;

 6-7 лет - 5-7 слов за 5-7 минут

Практикум:  знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Упражнения на формирование носового вдоха. В заключении хочется сказать, что регулярные занятия по развитию дыхания способствуют профилактике болезней дыхательных путей, таких заболеваний как: ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...