Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи(Здоровьесберегающая технология)
презентация по логопедии по теме

Речь-высшая псхическая функция человека.Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из важнейших психических функций нарушена?Объектом деятельности логопеда в условиях ЦВЛ "Детская психиатрия" является больной ребенок с органическими поражениями ЦНС. Речевой диагноз детей осложнен различными нервно-психическими недостатками. Речевые нарушения, особенно тяжелые выбивают ребенка и близких ему людей из привычной жизненной колеи, требуя длиительного комплексного медико-педагогического воздействия. Поэтому возрастает значимость и необходимость применения здоровьесберегающих образовательных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи. Здоровье сберегающая технология

Слайд 2

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, « смазанность » конца фразы. Физиология речевого дыхания

Слайд 3

Как проверить состояние речевого дыхания Тест 1. Предложите ребенку выполнить упражнение « Парашютик ». Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ ф ]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [ х ], не попадая на кончик языка. Тест 2. Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик». Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д , затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [ д ] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот

Слайд 4

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом. Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом. Дети получают знания о том, что: - вдох осуществляется через рот, - при вдохе нельзя поднимать плечи, -в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается), при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».

Слайд 5

II этап. Развитие озвученного выдоха Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией. В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что: - звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы; - в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

Слайд 6

III этап. Развитие речевого дыхания. Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы. В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты

Слайд 7

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки). Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.

Слайд 8

Дыхательная и звуковая гимнастика (по системе йогов) Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям, которые способствуют выработке речевого дыхания. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей,

Слайд 9

Упражнения для выработки носового дыхания Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрёй, правая закрыта, выдох правой (при этом, закрывается левая). На выдохе постукать по ноздрям (5 раз). Сделать 8—10 вдохов и выдохов через, правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцем по крыльям носа. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть « г-м-м-м », на выдохе то же самое, закрыв левую ноздрю.

Слайд 10

Энергично произносить « п-б », « п-б », « п-б ». произношение этих звуков укрепляет мышцы губ. Энергично произносить « т-д », « т-д », « т-д ». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка. Высунуть язык, энергично произносить « к-г », « н-г ». Укрепляются мышцы полости глотки. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Слайд 11

«Покорители космоса»

Слайд 12

Практические упражнения Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к полёту: Полет на Луну — на выдох дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают. Полёт на Солнце — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся. 3. Полёт к инопланетянам — на выдохе звук «а» нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение лёгкости, радости. (На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии.)

Слайд 13

Упрямый ослик Выбираются «ослики» и «погонщики». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавлива­ются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать « и-а », « и-а », « и-а ». - Что же ты хочешь, мой милый « и-а »? На, поешь сена. «Ослик» прекращает кричать, получив желаемое. (Звуки «и» укрепляют связки. Люди, страдающие храпом, излечиваются).

Слайд 14

Полёт самолёта Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении упражнения дети учатся произвольно управлять ритмом дыхания.

Слайд 15

Гудок парохода Через нос с шумом дети набирают воздух, задержав дыхание на 1—2 сек, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинён). Учит дышать в темпе 3 — 6. (Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.)

Слайд 16

Плакса - Что ты плачешь « ы » да « ы »? Ребенок «плачет» со звуком « ы ». -Слёзы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать». После чего «плакса» престает «плакать» и дети пляшут. (Звук « ы » снимает усталость головного мозга.)



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушения общей и мелкой моторики;

 расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

 повышенная утомляемость;

заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

нарушения оптико-пространственного праксиса;

неустойчивость внимания;

расстройство памяти (особенно слуховой);

несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются логопедом на индивидуальных занятиях в условиях ЦВЛ «Детская психиатрия» . А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей-логопатов;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ  В УСЛОВИЯХ ЦВЛ «ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ»

1. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

        улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Развитие общей моторики.Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия.Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Су-Джок терапия.Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Массаж и самомассаж.При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

массаж и самомассаж лица;

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

плантарный массаж (массаж стоп);

аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

 массаж языка.

Это массаж, выполняемый самим ребенком (взрослым, подростком), страдающим речевой патологией, является средством дополняющим воздействие основного массажа.

Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

Показания для массажа:

    Дислалии;

    Различных видах дизартрии;

    Алалии

    Неврозоподобном заикании;

    Послеоперационном периоде при ринолалии;

    Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса.

Релаксация.Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика.Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмикой, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Дыхательная гимнастика.Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи

Рекомендации для родителей и педагогов...

"Формирование речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизносительной стороны речи".

Важным разделом логопедической работы  является развитие дыхания и коррекция его нарушений....

Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание - это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. По...

Практическая реализация коррекционных технологий по формированию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

  Речевое дыхание – способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе....

Мастер -класс "Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи".

Материал полезен и для воспитателей и для логопедов. Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Я предлагаю упражнения, которые можно проводить с детьми дома, на любых...

Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.В логопедической работе важным является речевое дыхание, ...

Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи

Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов и родителей "Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи"...