"Использование технологий развивающего обучения в работе логопеда"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Камышева Ирина Сергеевна

В современном мире в работе с детьми  с речевыми нарушениями сейчас недостаточно использовать  традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников,  обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире в работе с детьми  с речевыми нарушениями сейчас недостаточно использовать  традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников,  обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы.

Палочки Кюизенера -  этот материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада.

Комплект цветных счетных палочек наравне с развитием математических представлений позволяет одновременно закрепить у детей в практической деятельности грамматические категории — употреблять порядковые и количественные числительные; учить задавать вопросы и отвечать на них, используя предложения с однородными определениями. Пособие является хорошим материалом для развития мелкой моторики, психических процессов, таких как память, воображение, логическое мышление, развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи. 

Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры.

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

По мимо готовых игровых наборов  фирмы Корвет, сочетающих в себе готовые изображения для складывания фигур, можно использовать и в других упражнениях.

"Длинное – короткое словечко" - перед ребенком карточки с изображениями предметов, в названии которых 1 слог или 3-4 слога. ребенку нужно определить, если слово короткое - короткая палочка, если длинное - длинная палочка.

"Кто больше?" например подбор определений или слов-действий к предемету. При назывании выкладывается палочка. Кто назвал больше слов, у того больше палочек.

"Весёлый счёт"  - на развитие грамматического строя речи, 1 стул - короткая палочка, 2 стула - палочка длиннее, 5 стульев - еще длиннее.

"Выложи фигуру"  - выложить фигуру по картинке заготовке.

Игровое упражнение «Баклажан-лимон» - автоматизация  звуков  Л и Ль в словах учить выкладывать палочки в определенной последовательности, соблюдая закономерность. Желтая (лимон - мягкий звук) - фиолетовая (баклажан - твердый звук) – при показывании карточки-картинки, ребенок палочкой дифференцирует звуки.

Игровое упражнение «Одни-много» - учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета: желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т.д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета.  «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».

Игровое упражнение «Посчитай». Цель: согласование количественных числительных и существительных. Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки. Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»

Игровое упражнение «Повтори за мной». Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов. Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово. Инструкция:  «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».

          СА    -   СА    -    САНИ  

       СА    -    СА    -    СА     -    САПОГИ

Игровое упражнение «Посчитай слоги». Цель: учить определять количество слогов в слове.  Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я  назвала».

Игровое упражнение «Найди букву». Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.

     Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»

БЛОКИ ДЬЕНЫША

Плоский вариант блоков Дьенеша можно использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях при этом дети учатся задавать вопросы, строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Также в процессе игр отрабатывается согласование существительных с прилагательными, закрепляется умение использовать порядковые числительные, образовывать прилагательные от существительных. Возможно использование блоков для составления схем слогов и коротких слов, а так же для дифференциации оппозиционных звуков в дорожках слогов. Например: па-па-ба, па - желтые, бы - синие. Выложили дорожку-подсказку.         

"Дифференциация звуков" Предлагаем ребенку положить в желтый круг – желтую фигуру, когда услышишь звук ш, а в синий круг – синюю когда услышишь звук с. Примеры слов: шуба, сок, сухо, шептать, шелест, сова, синица, похож, коса, кукушка, ананас, душ, лес, финиш.

Игры с тремя обручами.  "Определи место звука в слове". Три обруча лежат рядом на полу, детям предлагается разложить детали, в названии которых есть изучаемые звуки.

Игра «Магазин». Ход игры: Перед ребенком лежат специально подготовленные схемы фигуры, которую нужно собрать. Ребенок может купить фигуру за выполнение задания, например, что бы купить желтый круг необходимо сказать – 2 слова со звуком С.

"Вагончики" Ход игры: Предлагаем ребенку поиграть в игру, в которой необходимо выложить столько прямоугольников, сколько слов в предложении. Например, в предложении «Дом стоит» – два слова, следовательно паровозик будет состоять из двух вагончиков.

Игра «Путешествие» Ход игры: Педагог предлагает ребенку выкладывать фигуры, соблюдая речевую инструкцию. Например: возьмите красный большой широкий круг, справа положите желтый маленький узкий прямоугольник, сверху положите желтый треугольник, справа положите большой синий круг, снизу положите тонкий маленький красный треугольник.

Все игры сопровождаются историей про персонажа, которому необходимо помочь.

Аналогично можно использовать конструктор ЛЕГО и  КУБИКИ НИКИТИНА в некоторых заданиях.

Из минусов для себя я отметила  отсутствие зеленого цвета.

ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА

"Квадрат Воскобовича" Пособие содержит 32 треугольника разного цвета. Они располагаются на установленном расстоянии по отношению друг к другу и приклеены к тканевой основе, которая отлично сгибается. В игре работают 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Для малышей до 5 лет для игры предусмотрен квадрат из двух цветов, а для ребят постарше квадрат из 4 цветов.

«Квадрат Воскобовича» с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные. Собрали фигуру, посчитали количество слогов, определили место звука в слове, сделали схему слова. Составили предложение со словом, подобрали родственные слова, синонимы, антонимы к родственным словам.

"Игровизор" (+ "Геовизор") Игра, позволяющая сэкономить много бумаги на рисовании, прохождении лабиринтов и выполнении других различных заданий, которые требуют прорисовки.

Игровизор состоит из:

  • подложки – листа заламинированного картона, на котором расчерчена сетка;
  • прозрачный пластик, рисуют по которому маркерами на водной основе.

Написание букв, графические диктанты

"Теремки" В комплекте 12 кубиков в форме теремка. Во всех теремках есть окно или арочка для гласных букв. Отдельно предложены гласные-сундучки. Чтобы получить слог, кроха должен взять соответствующий сундучок-гласную и поставить его в окно согласного теремка. Образовавшийся слог необходимо пропеть. Таким же образом кроха будет познакомлен с ударением и мягким и твердым знаком. Для проведения игр предложена инструкция, с детальным описанием их хода.

"Складушки" (переработанные кубики Зайцева). Весьма колоритно выполненное пособие для игр, поможет со знакомством малыша с гласными и согласными буквами, поможет понять принцип складывания слогов. Пособие сделано подобно книжке, страницы которой украшают яркие картинки. Сказочные персонажи предлагают малышу разучить стихи, и спеть песенки.

"Шнур затейник" Это пособие выполнено в виде деревянной досочки с 27 сквозными отверстиями. В комплекте также идут красный, синий и зеленый шнурки. Задача малыша в том, чтобы пользуясь предоставленными схемами продевать шнурки в отверстие или наматывать их на крепления. В результате он получает рисунок или написанное слово.

"Геоконт" (+ "Геоконт алфавит") - составление и чтение слогов и слов, мелкая моторика.

Дети создают узоры, закрепляя резинки на гвоздиках по схемам или придумывая их самостоятельно. Можно изобразить дорожки, геометрические фигуры, сложные узоры-паутинки. Развитие мелкой моторики, можно "вырисовывать" буквы.

"Конструктор букв"

Пособие представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. В комплект включено 15 элементов разных форм для составления букв. Конструктор поможет малышу в изучении алфавита. С его помощью можно выкладывать графическое обозначение каждой буквы, перестраивая ее потом в другую.

Пособие окажет помощь ребенку:

  • в понимании того, как связаны между собой звук и буква,
  • в запоминании графического обозначения букв,
  • в развитии мелкой моторики и воображения.

Комплект "ПЕРТРА" состоит из семи наборов игровых средств в чемоданах, двух досок – основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены. В составе каждого чемодана от 100 до 1000 деталей. Доска-основа – деревянное игровое поле с 28 отверстиями расположенными в 4 ряда по 7 отверстий в каждом.
Используется для игры со всеми деталями «Пертра»: отверстия по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали.
На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять узоры, задавать их зеркальное изображение
Для этого нужно разделить пространство доски пополам (горизонтально, вертикально, по диагонали – в зависимости от задания). Основа может располагаться на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу. Используется также в качестве крышки для чемодана.

Игровой набор № 1 Конструирование на плоскости (Konstruktion)

Состав набора:

  • Комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне.
  • Машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками.
  • Фигурки людей со штырьками и без штырьков.
  • Набор шариков.
    Цели работы:
  • Развитие пространственных представлений.
  • Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму.
  • Знакомство с различными видами линий.
  • Развитие концентрации внимания.

Игровой набор № 2 Классификация (Kllassifikator)

Состав набора:

  • Маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других треугольник или круг разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), оборотная сторона одноцветная.
  • Равнобедренные треугольники (красный, синий, желтый, зеленый)
  • Равнобедренные прямоугольные треугольники (красный, синий, желтый, зеленый).
  • Большие квадраты (красный, синий, желтый, зеленый).
  • Прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата.
  • Прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата.
  • Деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.
    Цели работы:
  • Восприятие фигур и форм.
  • Формирование представлений о тождестве и симметрии.
  • Формирование способности к классификации.
  • Формирование представления о пространственных отношениях («лево и право», «верх и низ»).
  • Развитие математических навыков (усвоение понятий «больше и меньше», «столько же», представления о количестве).
  • Развитие пространственных отношений.

Игровой набор № 3 Одинаковое и разное (Diskrimnation)

Состав набора:

  • Бусины (шайбы, втулки и т. п.) разных цветов, размеров, форм.
  • Деревянные стержни разной длины.
  • Кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней.
  • Шнуры.
    Цель работы:
  • Восприятие формы и цвета.
  • Соотнесение и сравнение.
  • Развитие способности к классификации.
  • Развитие координации «глаз - рука»
  • Формирование содружественных движений обеих рук.
  • Развитие способности к копированию и воспроизведению.

Игровой набор № 4 Пространство и преобразования (Relation)

Состав набора:

  • Деревянные шаблоны разных геометрических форм.
  • Деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе.
  • Воротца с большими и малыми отверстиями.
  • Резинки с пробками на конце.
  • Деревянные флажки с конусным штырьком.
    Цель работы:
  • Формирование представлений о форме.
  • Развитие понимания пространственных отношений.
  • Развитие координации движений пальцев.
  • Формирование представлений о соотношениях.

Игровой набор № 5 От каракуль к каллиграфии (Grafomotorik)

Состав набора: 

  • Деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне.
  • Деревянные пластины-направляющие с желобом.
  • Разноцветные фигурки машинок.
  • Магнитный штифт.
  • Резиновые ленты.
  • Оргстекло.
    Цель набора:
  • Развитие пространственных представлений.
  • Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму.
  • Развитие концентрации внимания.

В составе набора деревянные детали с канавками, по которым может кататься металлический шарик или передвигаться предметная фигурка. При работе с металлическим шариком канавка накрывается оргстеклом и ребенок передвигает шарик через стекло при помощи магнитной ручки. Занятия с набором способствуют формированию содружественных движений глаз и руки, тренируют точность движений пальцев, развивают навык владения письменными принадлежностями.

Игровой набор № 6 От хватания к схватыванию (Handgeschiklichkeit)

Состав набора:

  • Доска-основа с 280 отверстиями.
  • Деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе.
  • Короткие и длинные штырьки.
  • Цилиндры, прищепки, шайбы и бусины с отверстиями.
  • Блоки, шнуры, резинки.
  • Стальные шарики.
    Цели работы:
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие дифференцированных хватательных движений.
  • Формирование представлений о числе.
  • Формирование навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма.
  • Развитие навыков счета и классификации.

Игровой набор № 7 Начальные математические знания (Mathematik)

Состав набора:

  • Неокрашенные дощечки с цифрами от 1 до 20.
  • Планки желтого цвета для оценивания длины.
  • Набор для построения числового луча.
  • Рамки для числового луча.
  • Ключ угловой.
  • Стальные шарики.
  • Кубики с точками и цифрами.
  • Разноцветные штырьки с отверстиями в головке.
  • Доска результатов (для проверки результатов умножения).
    Цели работы:
  • Формирование представлений о числе, множестве, составе числа.
  • Развитие навыков сравнения и классификации.
  • Развитие математических навыков (пересчет, выполнение вычислений, определение количества).
  • Формирование представлений об арабских цифрах.

Аналог набора "Пертра" российский НАБОР ДЛЯ ПСИХОЛОГА Inclusive.

 При использовании в коррекционной работе технологий развивающего обучения у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Подводя итог, хочу сказать: развивая способности детей уже с младшего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем. 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Радуга»

"Использование

технологий развивающего обучения

в работе логопеда"

подготовила: учитель-логопед

Камышева И.С.

2017 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

Коррекционно-развивающая работа логопеда в ДОУ

В данной презентации представлена коррекционная работа логопеда на логопункте....

Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"

Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...

Презентация "Содружество учителя-логопеда и родителей в коррекционно - развивающем обучении дошкольников с речевыми нарушениями"

Содружество в работе учителя-логопеда с семьёй – необходимое условие полноценного речевого развития ребенка, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...