"Кубики Зайцева как эффективное средство речевого развития дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Зубайдуллина Гульнара Зиннуровна

   Метод «Кубиков» Зайцева затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Склады написаны на гранях кубиков. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, которые они издают. Каждый раз при игре с ними включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. 

   Все его пособия основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая не отражается негативно на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, а когда – поодиночке. В состав комплекта входят картонные кубики, материал для их наполнения, методическое пособие для образовательной деятельности, а также аудиозапись напевок  всех слогов. Эффективность «Кубиков Зайцева» проверена многими педагогами из разных стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кубики Зайцева22.32 КБ

Предварительный просмотр:

               Кубики Н. А. Зайцева                      

    как эффективное средство речевого    

           развития дошкольников.

   При изучении новых технологий по развитию речи и обучению грамоте особый интерес у меня вызвала методика Николая Александровича Зайцева : «Кубики Зайцева».

   Николай Александрович Зайцев – российский педагог – новатор, профессор , академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель центра «Нестандартные технологии в образовании».

   Метод «Кубиков» Зайцева затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную. Склады написаны на гранях кубиков. Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку, которые они издают. Каждый раз при игре с ними включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. В комплект также входят таблицы со складами.

   Все его пособия основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая не отражается негативно на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, а когда – поодиночке. В состав комплекта входят картонные кубики, материал для их наполнения, методическое пособие для образовательной деятельности, а также аудиозапись напевок  всех слогов. Эффективность «Кубиков Зайцева» проверена многими педагогами из разных стран.

   Понравилась она мне тем, что эта нетрадиционная методика позволяет детям в короткие сроки овладевать навыками письма и чтения, что вся образовательная деятельность проходит в игре, а она как известно, является одним из средств развития ребенка. Пособия универсальны для любой аудитории, предназначены для создания развивающего пространства и стимулирующей учебной среды , в которой происходит интеллектуальное развитие ребенка.

   Изучив все пособия, я приступила к работе с детьми.

   Кубики детям очень понравились. Играя с кубиками оживляются даже самые нерасторопные и малоактивные дети. Игра интригует, мобилизует, заставляет действовать. Каждый ребенок старается по быстрее выполнить задание и, если нужно, помочь товарищу.

   Помогает в образовательной деятельности и пение. Деятельность идет намного успешнее, быстрее, веселее. Дети топают, хлопают , пританцовывают.

   Начала свою работу с того, что познакомила с кубиками Зайцева родителей. На групповом собрании старалась просто и доступно объяснить суть методики, рассказать о ее преимуществах. Главное – это складовой принцип с помощью звучащих кубиков, а это значительно легче, чем по буквам и слогам.

   Что такое склад? Склад - это пара из согласной, или из гласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этим складом ребенок начинает составлять слова. Складовой принцип – основа данного метода. Запоминание происходит непроизвольно, ненавязчиво в результате полного раскрепощения позы, поведения , в игре. Быстрые переводы глаз с объекта на объект, непрерывная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение работы в сидячем положении содействуют профилактике сколиоза и близорукости.

   Обратила внимание родителей и на то, что склады даются в строгой последовательности. Они легко запоминаются с помощью пропевания, многократного повторения. Объясняла, что игра с кубиками проходит весело, интересно, полезно и, что самое главное, дети не будут уставать.

   В наборе «Кубики Зайцева» 61 кубик. Кубики наполнены разным содержимым: деревянными палочками ( для кубиков с глухими звуками) и металлическими крышечками ( для «звонких»).

   Кубики отличаются по размеру: большие и большие двойные ( для твердых складов), маленькие и маленькие двойные (для мягких складов); по цвету: «золотые»( желтые) – для складов с гласными, «железные» (серые) – для звонких складов, «деревянные» ( коричневые) – для глухих складов; белые – зеленые – для знаков препинания.

   Заручившись поддержкой родителей, их желанием всегда придти на помощь, начала работу. Прописывала с детьми их имена по таблицам и строила при помощи кубиков. Затем имена мам, пап, бабушек и дедушек (игра «Знакомство»).

   Как и у всех людей, у кубиков тоже есть имена. Не хотите ли вы с ними познакомиться? – так начинается знакомство с кубиками. Ребенок приносит мне кубик( Бери какой сам хочешь), я пропеваю склады на гранях кубика. Беги, неси другой. Дети смеются от радости, быстро все запоминают. Весело! Интересно! Познавательно!

   Родители, видя хорошие результаты нашего труда, сами заинтересовались методикой и приобрели кубики Зайцева для игры дома.

   Первыми любимыми играми были «Классификации»: стучали, звенели кубиками.

  Игра: «Поезд» помогла пропевать склады, находить похожие и выстраивать их в цепочку. С удовольствием дети играли, бегали, старались положить побольше кубиков. Затем называли имена всех пассажиров, перенося кубик с ударением на следующий склад и называли его. В этой игре меняла темп чтения, высоту голоса.

   Очень полюбилось детям пропевание таблиц под мелодии попевок, детских песенок. Поём и показываем указкой по таблице склады, побуждая детей внимательно следить за указкой.

   Пропевание занимает немного времени, но очень много даёт детям. Это прекрасная фонетическая разминка. Пропевание помогает исправлять речевые недостатки, которые часто не обнаруживаются, ускользают от фиксации в потоке речи. Запоминание складов через песенки идёт на удивление быстро. Ребятам нравится сопровождать песенки движением, прихлопыванием, притопыванием, прыжками. Тренируя внимание детей, можно делать паузы, петь тихо или громко, быстро или медленно.

   Когда дети научились петь складовые песенки, мы всё больше стали составлять слов по таблице: чем занимались, что кушали на завтрак, обед, ужин, из чего можно сварить суп, сделать салат.

   Смена видов деятельности во время образовательной деятельности позволяла мне постоянно поддерживать интерес детей. И это дало свои результаты. Большинство детей к концу года называли склады, составляли слова из кубиков по образцу, а некоторые и самостоятельно. К концу года заметно выделились способные дети.

   Игры с кубиками Зайцева старалась связать и с темой недели, вводила кубики во все виды деятельности.

   Читаем стихотворение — выкладываем из кубиков название и имя автора. Находим по таблице или выкладываем из кубиков тему для рисования, аппликации, лепки. По ФЭМП выкладываем время суток, дни недели, названия геометрических фигур.

   По развитию речи с кубиками проводила логопедическую работу, старалась выправить произношение трудных звуков. И результат был на лицо.

   По ознакомлению с окружающим миром при помощи кубиков составляли отгадки к загадкам, новые слова, что позволяла лучше их запомнить. Стала обращать внимание на то, что не все слова как слышатся, так и пишутся, необходимо подбирать проверочные слова (глаз — глаза, котёнок — кот, лев - львы, коза - козы).

   Со временем игры для детей усложняла. Так при построении поезда из кубиков на заданную букву, дети сами называли склады. Затем делили поезд на составы: А – БА, ПА – МА, СА – ША, ВА – ЗА, БА – ПА и т.д. Слова – вагоны прочитывали с помощью кубика с ударением. Нравилось детям находить среди них настоящие слова, а получающимся смешным словам придумывали значение. После этой игры не было проблем с постановкой ударения.

   Составляли слова из кубиков сначала по образцу. Давала ребенку табличку со словом МОЛОКО и соответствующие кубики. Он составлял слово. Затем задание усложнялось: ребенку давалась только табличка, кубики он набирал сам; давались кубики, слово воспринималось на слух. Следующий этап: дети самостоятельно составляют любые слова, беря кубики из набора.

   Игры-соревнования всегда интересны детям. Они мобилизуют, интригуют, заставляют действовать. Благодаря им оживились малоактивные дети. Они стали открытыми, более подвижными и активными. Чудесно развивается у ребят чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

   Далее познакомила детей с кубиками белого цвета на которых изображены знаки препинания и символ ЗБ - заглавная буква. Дети усвоили, что имена, отчества, фамилии, названия городов, стран, рек, клички животных пишутся с большой буквы.

   Нравится детям ставить ударение в словах, а в конце предложения знаки препинания, соответствующие интонации, что развивает слух детей.

   Сейчас на данный момент я работаю с детьми подготовительной группы. Многие дети уже хорошо читают тексты. Звуковой анализ проводят без каких-либо затруднений.

   Благодаря идеально составленной таблице дети знают парность и непарность согласных.

   Появились другие новые игры, многие из которых придумывают сами дети. Ребята всё больше и больше проявляют интерес к кубиками Зайцева. Они самостоятельно выкладывают слова, пишут указкой по таблице, поют склады. Ведь петь интересно и полезно. Песня помогла детям выучить алфавит всего за несколько занятий.

   Дети очень любят играть в игру «Волшебник». Задания могут быть разными: измени слово путём перестановки кубиков (весна — навес); переверни кубик, чтобы слово изменило смысл (кот — коты); замени один кубик, чтобы получилось новое слово (каша — Саша — сад); добавь новый кубик (лапа — лампа).

   В игре: «Конкретное слово» детям предлагается составить из определённого количества кубиков реальное слово. Это очень сложные, но интересные игры и дают возможность для творчества детей и развития у них мыслительных способностей.

   Большим успехом у детей пользуется игра «Записки». Играть можно всей группой и подгруппами. Игрушка, которую принёс Олег, исчезла, а на столе осталась записка: Найдёт игрушку тот, кто прочитает пятую записку. Вторую записку ищите в спальне. Записки ребята, конечно, читают сами. В последней записке указано местонахождение игрушки. Игра: «Клад» аналогична, но в ней уже не записка, а целое послание.

  Такие игры заставляют читать даже самых малоактивных. На ура эта игра проходит, когда у кого-то из ребят день рождения и кладом могут послужить принесённые именинником сладости.

   Благодаря постоянному прописыванию слов кубиками, указкой по таблице, мелом на доске, фломастерами на бумаге, у детей растёт желание писать. Письмо всё больше становится лёгким, понятным и необходимым. Поэтому игры со словами и складами («Вставь пропущенную букву», «Найди слово в слове», «Соедини части слова», «Грамматическая арифметика», «Какого склада не хватает»?) дети выполняют с удовольствием. Но интереснее всего — это разгадывание кроссвордов. Выполняя это задание, дети учатся писать, не пропуская буквы, с удовольствием пишут поздравления, пожелания к дню рождения.

   Пособия Н.А.Зайцева, игры с ними (их можно придумать множество) дают возможность не только научить ребят читать, но и создать им условия для всестороннего развития. Преимущество методики ещё и в том, что она может работать как самостоятельно, так и сочетаться с разнообразными методическими приемами.

   В результате своей деятельности, я пришла к выводу, что задачи по развитию речи и подготовки детей к обучению грамоте сформулированные в программе «От рождения до школы» решаются намного эффективнее при использовании и нетрадиционной методики Н. А. Зайцева. Волшебные Кубики Зайцева – это актуальное методическое пособие, помогающее нам, воспитателям, решать много проблем и дающее большой простор творчеству педагога.

  Спасибо за внимание! ( 2016-2017 уч. год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников...

5. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (оценочные средства)

В данном разделе предтавлены оценочные средства в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и для проведения педагогического обследован...

«Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

laquo;Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у  дошкольников»....

Театрализованная деятельность как эффективное средство речевого развития дошкольника

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. В нашем детском саду организована работа с воспитанник...

Консультация для воспитателей на тему: «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями....