Что такое аденоиды?
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АДЕНОИДЫ У РЕБЕНКА: ВЛИЯЮТ ЛИ ОНИ НА РЕЧЬ» Сегодня я вам расскажу о том, как аденоиды влияют на речь ребенка. Что же это такое? Скорее всего многие слышали слова гланды, миндалины — это участки лимфоидной ткани. Они защищают носовую и ротовую полость от инфекции. Обычно известны всем небные миндалины, при их воспалении возникает ангина, тонзиллит. Но между ними находится одна носоглоточная, она имеет свойство разрастаться. Вот эти отростки и называются аденоидами. 1 Гипоксия и снижение слуха 2 Нарушение прикуса 3 Проблемы с голосом 4 Дыхательная гимнастика ГИПОКСИЯ И СНИЖЕНИЕ СЛУХА Увеличиваясь, они затрудняют доступ воздуха и этим самым вызывая гипоксию, мозг испытывает недостаток кислорода. Это отрицательно сказывается на развитие нервной системы у детей. У них нарушается сон, ухудшается память, снижается аппетит, возникают головные боли, головокружение, отсюда и вялость, апатия, быстрая утомляемость. Возможны приступы бронхиальной астмы и ночное недержание мочи. Нарушаются обменные процессы, поэтому страдают функции многих органов. Наблюдается общая задержка психомоторного развития. Аденоиды могут перекрывать евстахиеву трубу, в результате нарушается отток омывающей слизи в среднем ухе, она начинает скапливаться и падает острота слуха и может привести к отиту. Что сильно сказывается на речи и на развитии ребенка в целом. Даже если процент снижения слуха небольшой, все равно страдает понимание речи и фонематический слух. Ребенок плохо понимает инструкции, смысл выполнения заданий, пишет с ошибками. НАРУШЕНИЕ ПРИКУСА Поскольку малыш не может дышать через нос, то начинает дышать через рот. Рот постоянно или периодически приоткрыт, носогубные складки сглаживаются, нижняя челюсть становится меньше. Образуется так называемый habitus adenoideus — аденоидный тип лица, неправильно формируется лицевой скелет. Нарушается строение челюстей, особенно верхней, она становится узкой, с высоким небным сводом., так называемое “готическое небо”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АДЕНОИДЫ У РЕБЕНКА: ВЛИЯЮТ ЛИ ОНИ НА РЕЧЬ»

Сегодня я вам расскажу о том, как аденоиды влияют на речь ребенка. Что же это такое? Скорее всего многие слышали слова гланды, миндалины — это участки лимфоидной ткани. Они защищают носовую и ротовую полость от инфекции. Обычно известны всем небные миндалины, при их воспалении возникает ангина, тонзиллит. Но между ними находится одна носоглоточная, она имеет свойство разрастаться. Вот эти отростки и называются аденоидами.

ГИПОКСИЯ И СНИЖЕНИЕ СЛУХА

Увеличиваясь, они затрудняют доступ воздуха и этим самым вызывая гипоксию, мозг испытывает недостаток кислорода. Это отрицательно сказывается на развитие нервной системы у детей. У них нарушается сон, ухудшается память, снижается аппетит, возникают головные боли, головокружение, отсюда и вялость, апатия, быстрая утомляемость. Возможны приступы бронхиальной астмы и ночное недержание мочи. Нарушаются обменные процессы, поэтому страдают функции многих органов. Наблюдается общая задержка психомоторного развития.

Аденоиды могут перекрывать евстахиеву трубу, в результате нарушается отток омывающей слизи в среднем ухе, она начинает скапливаться и падает острота слуха и может привести к отиту. Что сильно сказывается на речи и на развитии ребенка в целом. Даже если процент снижения слуха небольшой, все равно страдает понимание речи и фонематический слух. Ребенок плохо понимает инструкции, смысл выполнения заданий, пишет с ошибками.

НАРУШЕНИЕ ПРИКУСА

Поскольку малыш не может дышать через нос, то начинает дышать через рот. Рот постоянно или периодически приоткрыт, носогубные складки сглаживаются, нижняя челюсть становится меньше. Образуется так называемый habitus adenoideus — аденоидный тип лица, неправильно формируется лицевой скелет. Нарушается строение челюстей, особенно верхней, она становится узкой, с высоким небным сводом., так называемое “готическое небо”.

ПРОБЛЕМЫ С ГОЛОСОМ

Все это не может не сказаться на произношении в первую очередь. Страдает фонетическая сторона, голос, он становится гнусавый, с носовым оттенком. Это называется ринофония, при аденоидах она закрытого типа (в отличие от открытой при парезе мягкого неба при дизартрии). Усложняется постановка сонорных звуков. Если, например, для постановки Р нужно в среднем от 5 до 15 занятий с логопедом, то при аденоидах уйдет как минимум, 15 — 30 занятий. Это связано не только со слабым носовым выдохом, но и с кривым прикусом.

Когда я работала в логопедическом саду, то детей с аденоидитом туда не брали. В частной практике я беру таких детей, но сразу предупреждаю, что быстро не получится. Кроме того, сейчас изменилось лечение, оно стало более продуктивным, появилось много новых методов терапии в отоларингологии. Менее травматичной стала сама процедура по прижиганию этих отростков.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Но надо отметить, что после операции остается патологический рефлекс. Дети привыкают дышать через рот, надо их переучивать. Часто они не могут выдохнуть в нос, высморкаться. Дыхание обычно неправильное, поверхностное, верхнеключичное. Надо проводить с ними дополнительные занятия по отработке:

  • выдоха через рот и выдоха через нос
  • выдоха через нос и длительного выдоха через рот
  • диафрагмального дыхания
  • сочетание грудного и диафрагмального дыхания
  • работы носового резонатора на примере звуков М и Н
  • выдоха на твердой атаке
  • воздушной струи строго посередине языка на его кончик

Без отработки этих навыков часто просто невозможно поставить звуки Л и Р. Л будет стойко заменяться на Г или Н, а произношение Р непредсказуемо, может быть и горловое и боковое и в щеку и другие экзотические виды, которые потом очень сложно поддаются коррекции, особенно если при постановке не использовался логопедический массаж. Поэтому не надо форсировать, процесс, надо добиться, чтоб под хороший, качественный звук была подогнана мощная подготовительная база.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...