Развитие дыхания у детей с дизартрией
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Известно, что несформированное физиологическое и, как следствие, речевое дыхание ведут к патологическому формированию плавности речи, обедненному интонированию и неправильному звукопроизношению. Нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов . У дошкольников наблюдаются  трудности организации коммуникативной деятельности, снижение познавательной деятельности, низкая работоспособность, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dyhaniya_u_detey_s_dizartriey.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией

Как показывает практика 80-90 % детей группы с ОНР- это дети имеющие дизартрию и дизартрический компонент.

У  таких детей отмечается низкий уровень развития дыхательной функции . Поэтому физиологическое дыхание дошкольников с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив.  Известно, что несформированное физиологическое и, как следствие, речевое дыхание ведут к патологическому формированию плавности речи, обедненному интонированию и неправильному звукопроизношению. Нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов . У дошкольников наблюдаются  трудности организации коммуникативной деятельности, снижение познавательной деятельности, низкая работоспособность, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.

Опираясь на  требования ФГОС ДО необходимо усилить пропедевтическую работу по развитию речевого дыхания и коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.  

Л.С. Выготский в теории о речевом развитии  считает, что «важнейшим из речевых движений является дыхание, речь без речевого дыхания немыслима». Такие авторы коррекционных методик как Белякова,  Лопатина,  и  Мастюкова  значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено. В современной научно-педагогической литературе говорится о том, что речевое дыхание у детей с дизартрией, так же как и физиологическое, спонтанно не формируется, для таких детей существует необходимость проведения коррекционных мероприятий по его формированию и  требуется обучение специальным коррекционным физическим упражнениям (Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова,  М.Н. Щетинин).

Создание системы пропедевтической работы по развитию речевого дыхания является необходимым  для эффективной коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией . 

В рамках теории деятельности по развитию речевого дыхания в логопедической работе я широко используется игровой метод. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.  Существует много разнообразных игр и игровых пособий, игровых упражнений на развитие дыхания, НО НЕТ СИСТЕМЫ.  

Вся работа по развитию речевого дыхания проводится с момента поступления детей в группу и  условно делится на 3 этапа. Цель дыхательных упражнений на первых двух  этапах- сформировать диафрагмальный тип дыхания, увеличить объем дыхания, выработать плавный, длительный, экономный выдох.  Для этого активно применяю  комплексы дыхательной гимнастики, в которые включаю отдельные упражнения комплекса  парадоксальной гимнастики Стрельниковой.  Следует особо отметить значение игр и игровых пособий для развития диафрагмального  дыхания, которые объединены в групповой мини-музей «Дыхание ветра» и распределены по блокам, в зависимости от поставленных задач на определенном этапе  по развитию дыхания у детей с дизартрией.  На 3 этапе главной особенностью работы над дыханием является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного  и голосового аппаратов, что способствует  развитию координации между дыханием,  голосом и артикуляцией.  С этой целью мною разработаны комплексы упражнений на формирование различных типов выдоха:  дети учатся ощущать разницу в направлении воздушной струи, а это в свою очередь  является необходимым в работе по  подготовке к постановке звуков определенных групп.  В работе над развитием дыхания у детей с дизартрией на каждом этапе использую разнообразые методы и приёмы, представленные на слайде.

Развитие речевого дыхания проводится  в  таких формах организованной образовательной деятельности с детьми, как индивидуальные  и индивидуально-подгрупповые занятия, где  разучиваются комплексы  гимнастик по развитию диафрагамального дыхания,  комплексы дыхательных упражнений для  подготовки артикуляционного аппарата  к дальнейшей постановке определенных групп звуков . Совместная деятельность  с детьми осуществляется  через организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая выполняет   образовательную, развивающую, стимулирующую функции (создание мини-музея пособий по развитию дыхания «Дыхание ветра»  и  пособий представленных  в логопедическом уголке) .

К условиям реализации идеи относится обязательное взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса. Дети  с дизартрией, освоившие правильное дыхание, нуждаются в постоянном контроле и наблюдении за правильностью их дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Достижение результата работы невозможно без взаимодействия с педагогами: в первую очередь с воспитателями группы,  так же педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.  Исходя из того, что родители воспитанников мало осведомлены о необходимости выполнения работы по развитию дыхания у детей с речевой патологией  разработаны разнообразные формы взаимодействия  с ними в данном направлении

В СИСТЕМУ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ  ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ          входит:

  • планирование индивидуально-подгрупповой работы по развитию дыхания,
  • каталог игровых пособий для развития дыхания -  в котором предсталены экспонаты группового мини- музея, расположенные по блокам-  для развития определенного типа вдоха и выдоха, для удобства использования в работе по развитию дыхания у детей с дизартрией.
  •  Картотека игр и игровых упражнений для развития дыхания, в которой  представлены подробные инструкции с фотографиями по использованию каждого пособия мини-музея.
  • Информационные буклеты по теме для родителей и педагогов ДОУ,
  •  мною так же разработаны общие комплексы по развитию диафрагмального типа дыхания с использованием статических и динамических упражнений Стрельниковой и Лазарева, а так же специальные комплексы дыхательных упражнений для индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работы, направленные на подготовку к постановке определенных групп звуков. Все упражнения имеют игровые названия.
  • Среди многообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников, хочется выделить такую новую и  интересную  форму, как  Веб - квест.  

В рамках данной темы был проведен ВЕБ-КВЕСТ «Необычная игрушка», цель которого: формирование у родителей знаний о необходимости  развития правильного дыхания у детей с речевыми нарушениями.  

Родителям  было предложено  принять участие в увлекательной игре вместе со своими детьми.  Им предоставлена была информация о том, что предстоит узнать в ходе так называемой игры: о значимости работы по развитию дыхания у детей, о пособиях по развитию дыхания , истории возникновения некоторых игрушек.  

По желанию родители совместно с детьми выбирали определенные роли. Далее каждой группе участников раздавались электронные инструкции, с подробным описанием действий, источников для поиска информации. Родители были ориентированы на конечный результат совместной продуктивной деятельности с детьми.  Моё общение с родителями проходило через электронную почту;  участники каждой из групп объединялись и «готовили» презентации о дыхании, о пособиях по развитию дыхания, искали материал и готовили к выступлению-защите своих детей, создавали книжки-самоделки, папки с информацией о истории возникновения игрушки-вертушки, создавали игрушки для развития дыхания своими руками. Итогом  стало выступление детей: историков, современников и изобретателей.  Результативность деятельности родителей и детей представлена гиперссылкой в презентации. )

По результатам диагностики  на начало года можно констатировать, что у детей с дизартрией преобладает ключичный, грудной  и смешанный тип физиологического дыхания, им  свойственен малый объем вдыхаемого воздуха, в  прoцессе диагностики  речевогo выдоха oтмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи, произнесение слов происходит иногда в разные фазы дыхания как на вдохе, так и на выдохе, у всех детей нарушено звукопроизношение. Причем, доминирует  искажение нескольких групп звуков одновременно. На конец 1-ого года обучения значительно повысились показатели: у детей изменился тип дыхания, увеличился объём и продолжительность речевого выдоха, отмечается положительная динамика в коррекции звукопроизношения.

Использование мною разработанной системы в практике позволяет:

  1. повысить эффективность коррекции звукопроизношения
  2. нормализовать речевое дыхание у детей 1-ого года обучения  с дизартрией:

сформировать диафрагмальный тип дыхания;

развить фонационный озвученный выдох.

3. достичь координации дыхания, речи и движений

4. осуществлять индивидуально-ориентированный подход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития речевого дыхания у детей с дизартрией

Цели и задачи данной работы: - апробировать уже известные методики развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - систематизировать имеющиеся данные по развитию речевого дыхания ...

Развитие дыхания у детей

Коррекция заикания без нормализации дыхания БЕССМЫСЛЕННА. Вашему вниманию предлагаются теория и практика по развитию дыхания у заикающихся детей....

Практические рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей с дизартрией.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...