Игры на развитие грамматического строя речи
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса –онок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие грамматического строя речи

1. Д/и «Ласковая мама»

Цель: Учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса –онок.

Воспитатель дает ребенку игрушку или картинку тот становится «ласковой мамой» и называет ласково детеныша.

Закрепление материала через сюжетные игры «Зверята заболели»«Д/сад для зверят».

Словарный материал: лисенок, мышонок, волчонок, жеребенок, теленок, слоненок, ягненок лягушонок, козленок, утенок, цыпленок, индюшонок, котенок.

2. Д/у. «Кто что делает?»

Цель: Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов

Словарный материалстроит- строят, играет-играют, везет-везут, гуляет-гуляют, кормит-кормят…

(рассматривание сюжетных картинок, наблюдение за играющими детьми)

3. Д/игра «Оденем куклу»

Цель: Согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Материал: кукла; комплект одежды (юбка, кофта, платье, брюки, туфли, шарф, носки) разного цвета.

Закреплять в игре «Дочки матери»

Вариантыигры на классификацию предметов по одному признаку.

4. Д/и. «Один-много» с опорой на картинки.

Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Словарный материал: лисенок-лисята, медвежонок-медвежата и т. д.

5. Д/игра «Задания»

Цель:образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

Материалигрушки(мишка, кукла, зайка)

Воспитатель сообщает о том, что игрушки хотят поиграть они будут выполнять задания.

Словарный материал; попляши, поскачи, потанцуй, пой и т. д

6. Д/игра «Прятки»

Цель: использовать в речи пространственные предлоги в, на, под, около, перед.

Материал: игрушки, предметы за которыми можно прятать игрушку.

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушку, открыв глаза, ребенок проговаривает где прячется игрушка, используя предлоги.

Варианты: игра «Магазин» Игрушка продается тому, кто точно укажет, где она находится; игра «Расставить все по местам» (после влажной уборке в игровом уголке)строительные игры.

7. Д/игра «Чего не стало?»

Цель: упражнять в образование форм родительного падежа множественного числа существительных

Материал: пары предметов (лошадки, пирамидки, матрешки)

8. Д/и «Чего не стало?»

Цель: упражнять в согласовании существительных множественного и единственного числа в форме родительного падежа с прилагательными.

Материал: парные и не парные предметные картинки.

Словарный материал: красных флажков; синей длинной ленты; крассных тапочек; узкого, черного ремня; высоких деревьев; кирпичного дома; зеленой куртки; теплых варежек…

9. Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: Упражнять в согласований существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов(5-6 шт.)

Воспитатель дает описание предмета. Дети отгадывают предмет, достают его из мешочка, дают описание«Это яблоко оно круглое зеленое»

Словарный материал: разные животные, предметы посуды, фрукты, овощи и т. д.

10. Д/у «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь глаголы с приставками.

• Что можно делать с пластелином? (лепить)

• Что делает мальчик? (лепит)

• Что сделал мальчик? (слепил)

Словарный материал: рисует-нарисовал, моет-вымыл, пел-спел, играет- поиграл, бегает-побегал.

11. Д/у «Спортсмены»

Цель: учить образовывать существительный с помощью суффиксов.

• Спортсмен который ходит на лыжах-….(лыжник)

• Спортсменка которая ходит на лыжах-(лыжница)

Словарный материал: бегун-бегунья, гимнаст-гимнастка, пловец-пловчиха, футболист-футболисткаи т. д.

12. Д/у «Скажи кто?»

Цель: образовывать сложные слова с помощью слияния двух основ.

Словарный материал: Рыбу ловит-… рыболов; пчел разводит-… пчеловод;

Сам летает-…самолет; лес рубит-… лесоруб, воду возит-… водовоз; по луне ходит-… луноход; кашу варит-… кашевар; хлев возит-…хлебовоз; мясо рубит-…мясоруб; и т. д.

13. Д/и «У кого какая мама»

Цель учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов: -иц, -их.

Словарный материал: Львица, тигрица, лисица, медведица, верблюдица, зайчиха, олениха, ежиха.

Материал: картинки с изображением животных.

14. Д/и «Назови профессию»

Цель: образовывать существительный при помощи суффиксов: -щик, -тель, -ист.

• Часы чинит-… часовщик

• Воспитывает детей-… воспитатель

• Играет на пианино-… пианист

Словарный материал: крановщик, каменщик, стекольщик, строитель, учитель, водитель, бульдозерист, тракторист, машинист

15. Д/и «Назови машину одним словом»

Цель: упражнять детей в образовании сложных слов.

• Машина которая чистит картофель-… (картофилечистка)

• Машина которая режит овощи-… (овощерезка)

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, соковыжималка, пылесос, полотер, бетономешалка, мясорубка

16. Д/у «скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

• Длинное ухо -… длинноухий.

• Светлые волосы-… светловолосый

Словарный материал: короткохвостый, голубоглазый, длинноногий, длиннорукий, рыжехвостый, трудолюбивый, быстроходный, чернобровый.

17. Д/у «На чем можно путешествовать?»

Цель: упражнять в образовании существительных в предложном падеже.

• На чем можно путешествовать по воздуху? (на самолете)

• А по воде?

Словарный материал: на поезде, корабле, паруснике, лыжах, санках, собаках, оленях, машине, верблюдах и т. д.

18. Д/и «Фокус»

Цель: Образовывать уменьшительные формы существительного с помощью суффикса – ц-

Материал«Волшебная палочка»

-Дерево (воспитатель касается палочкой ребенка)-деревце

Словарный материал: масло, блюдо, болото, сало, окно, одеяло, тело печенье, зеркало, платье, кресло, мыло и т. д.

19. Д/и «Оденем куклу в одежду одного цвета»

Цель: согласовывать существительные, прилагательные в роде и числе.

Словарный материал(синий, красный) платье- синее, бант-синий, носки- синие, кофта- синяя, штаны синие, пальто-синее, шапка-синяя, шарф-синий, ботинки-синие.

20. Д/и «Угадай, о ком речь?»

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде.

Материал: картинки (котята, мышка, белочка, лиса, медведь, слон крокодил.)

I вариант: воспитатель загадывает загадки - описания.

II вариант: дети самостоятельно загадывают загадки.

Красивая, рыжая, хитрая-… Огромный, серый добрый-…

21. Д/и «Прятки» (животные)

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: пары картинок

Словарный материал: зайчат, лисят, мышат, крольчат, щенят, котят, коров волков, львов, слонов, тигров, зайцев, лошадей, медведей, мышей, ежей, оленей, лошадок, собак, овец, коз, зебр.

22. Д/и «Прятки» (птицы)

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: пары картинок.

Словарный материал: утят, гусят, цыплят, страусят, голубят, воронят, скворчат, индюшат, гусей, голубей, стрижей, грачей, журавлей, снегирей, скворцов, индюков, страусов, воробьев, уток, куриц, ворон, цапель, галок, синиц, ласточек.

23 Д/и «Чего не стало?» (Посуда, одежда, продукты питания.)

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: пары картинок.

Словарный материал: ложек, кружек, чашек, тарелок, вилок, сковородок, чайников, стаканов, ножей, кастрюль; маек, рубашек, колготок, футболок, юбок, штанов, шарфов, носков, кофт, шуб, пальто; печенья, варенья, конфет, яблок, груш, слив, орех, помидор, мандарин, апельсинов, хлеба, шоколада, сахара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, формирующие грамматический строй речи:

Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее будет его речь, тем легче будет ему добиться взаимопонимания с ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Игры По грамматическому строю речи

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...

Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».

Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления  речи детей. В ином случае у ребёнка ...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

игры по грамматическому строю речи

       В пособии собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у  детей с задержкой психического развития  в возраст...