Предупреждение дисграфии и дислексии
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

Обследование детей в подготовительных к школе группах вызывает тревогу, в частности тот факт, что даже у детей, не имеющих речевой патологии, не всегда сформированы навыки звукового анализа, соответствующие их возрасту. Как правило, эти дети и входят в состав потенциальных дисграфиков и дислексиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_disgrafii_i_disleksii.docx36.05 КБ
Файл prilozhenie.docx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение дисграфии и дислексии

Обследование детей в подготовительных к школе группах вызывает тревогу, в частности тот факт, что даже у детей, не имеющих речевой патологии, не всегда сформированы навыки звукового анализа, соответствующие их возрасту. Как правило, эти дети и входят в состав потенциальных дисграфиков и дислексиков.

Одна из причин – недостаточное количество занятий по обучению грамоте  детей в соответствии с образовательными программами дошкольного образования. Учащиеся с ФФНР, поставленные перед необходимостью провести звуковой анализ слова, впервые в своей речевой практике должны были отойти от смысла, от значения слова и начать работать с ним как с некоторой формальной единицей, со звукокомплексом, испытывали большие затруднения. Вот почему возникла необходимость в проведении систематической целенаправленной работы по формированию у детей-логопатов навыков звукового анализа и синтеза в условиях дошкольного логопедического пункта.

Основу педагогической деятельности учителя-логопеда были приняты рекомендации  Г. Каше  по обучению грамоте детей с недостатками речи при подготовке их к школе и разработанный Д. Б. Элькониным способ формирования умственного действия звукового анализа слов, заключающийся в использовании ребенком графической схемы звукового состава слова и в заполнении ее фишками в ходе называния звуков, входящих в состав слова.

В системе обучения, опирающейся на данный опыт, предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного анализа.

Работа с детьми-логопатами систематизирована по периодам обучения с нарастающей степенью сложности и условно разделена на несколько этапов:

1-й этап – обследование у детей навыков звукового анализа;

2-й этап – подготовительный период.

Основной единицей обучения в этот период является отдельный звук или звук, выделенный из состава слова. В процессе постановки, уточнения, а затем и закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия.  Дети учатся различать звуки, у них развивается внимание к звуковой стороне речи.

Развитие у детей слухового внимания и фонематического восприятия осуществляется на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу (Приложения 1, 2). Развитие фонематического восприятия положительно  влияет  на  формирование  всей фонетической стороны речи, в том числе и слоговой структуры слов; стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия, а в дальнейшем это окажет положительное влияние на освоение письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов, как считает Т. А. Ткаченко.

3-й этап – фонемный анализ.

На первый план работы в этот период выдвигается задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова, уметь определять их последовательность. В качестве материализованной опоры целесообразно использовать собственные речевые кинестезии детей и зрительный анализатор. Все знают, что звуки произносим и слышим, а малыши непременно хотят их увидеть. Педагог не должен лишать их этой возможности.

В ходе изучения звуков учащиеся знакомятся со звуковыми человечками, придуманными Галиной Ванюхиной и живущими в логопедическом кабинете: шесть девочек, шесть гласных звуков. Полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе воздуха. Красный цвет платья указывает на главную роль в словообразовании, колокольчики на шапочках – на полногласие звуков, губы – на схематичную артикуляцию (Приложение 3).

Согласные звуки – мальчики. Сжатые губы мальчиков – символ преград на пути выдыхаемого воздуха. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, об этом напоминает детям один колокольчик на их шапочках. Глухие согласные издают только шум. Колокольчиков у них нет (Приложения 4, 5).

С помощью этих символов дети учатся сначала выделять начальный гласный из состава слова, затем анализировать ряд, состоящий из двух-трех гласных,  производить  анализ  и  синтез  обратного слога типа  ГС (гласный – согласный), упражняются в выделении гласного из положения после согласного, а затем – в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ (согласный – гласный), позже овладевают умением выделять последний и первый согласный из слов типа СГС (согласный – гласный – согласный), например: дом, сок, рак.

Особое значение отводится формированию способа вычленения звука из слога, слова.

Одним из эффективных наглядных пособий, помогающих выделить звук в слове, является «Звуковая птичка» (Приложение 6). Её носик – первый звук в слове, хвостик – самый последний, крылышки – все остальные звуки в середине слова. От «звуковой птички» можно переходить к «звуковой дорожке», с помощью которой ученики определяют местоположение звука в слове (начало, середина, конец), а затем – к перфокартам, которые позволяют одновременно занять группу детей выполнением задания и проверить их навыки в определении местонахождения звука в слове. Это могут быть перфокарты как с картинками, так и без картинок (Приложение 7). Называя нарисованный предмет, дети вслушиваются в звучание слова, определяют место заданного звука и ставят точку, например, в последней клеточке, если звук был в конце слова, или в первой клеточке, если звук был в начале слова, либо в средней клетке, если звук был в середине слова.

Пособие «Звуковая линейка» помогает показать детям последовательность звуков в слове, сравнивать короткие слова и длинные.

На 4-м этапе проводится работа по условно-графическим схемам звукового состава слова. Моделирование звуковой структуры слов при помощи абстрактных единиц (фишек) направляет внимание ребенка  на последовательность звуков в слове, учит детей «читать» слово по схеме с одновременным ведением указкой. Педагогу необходимо добиваться полной синхронности в произнесении и движении указкой, убеждать детей в том, что эта синхронность не случайна: они могут замедлять или убыстрять движение указки в зависимости от того, какой звук в слове интонационно подчеркивается.

Предметная деятельность с фишками позволяет любую фишку переставить, убрать и т. д., это дает возможность детям-логопатам понять, что звуки в слове можно переставлять, действовать с ними, как с фишками, но что при перестановке одного звука меняется всё слово.

Как во всей коррекционной работе с детьми-логопатами по овладению ими навыками звукового анализа и синтеза, и при реализации данного опыта необходимо двигаться вперед от простого к сложному постепенно: от анализа ряда гласных, обратных и прямых слогов к анализу слов, сначала односложных типа СГС, затем – СГСГ, далее – СГСГС, СГСГСГ, ССГС, СССГСГ.

При обучении навыкам звукового анализа и синтеза по условно-графическим схемам (Приложение 8) применяются игровые, словесные, наглядные и практические методы обучения. Используются показ образца и способов действия с фишками, а также пояснение, сопровождающее конкретный показ, и указания, необходимые при воспроизведении показанного способа действия при самостоятельном выполнении упражнений детьми. Нужно применять в работе прием преднамеренной ошибки, который концентрирует внимание детей к заданию, а также «ловушки» – прием запуска учебных дискуссий.

В занятия включаются задания творческого характера, развивающие у детей важнейшие мыслительные операции: сравнения, сопоставления, анализа. Например: найти одинаковые звуки в словах пол – лук, слон – стон. Либо задания, где нужно выделять звуки друг за другом в словах, обозначать звуки фишками и показывать в схеме место заданного звука или же называть гласные в названиях заданных картинок (Приложения 9–12, 15), а также дидактическая игра «Как нас зовут?» (Приложения 18, 19).

На 5-м этапе обучения учащимся предлагается анализировать звуковой состав слова уже без условно-графической схемы, а позже заменять фишки, обозначающие гласные звуки, буквами А, О, У, Ы, И. Введение букв в схемы звукового состава слов предупреждает в дальнейшем пропуск гласных при письме и подготавливает детей-логопатов к чтению, так как они приобретают навык ориентироваться на гласную. (Приложения 10, 12).

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно на 4-м и 5-м  этапах  обучения включаются вычленение и словесного ударения и определение, обозначение ударного гласного звука в структуре слова фишкой черного цвета.

Для сравнения можно практиковать перестановку фишки черного цвета на другую гласную в слове, поскольку детям важно показать, что изменение, перенос ударения с одного гласного на другой меняет смысл слова, например: замки – замки, мелки – мелки, а в большинстве случаев делает его бессмысленным.

Особое значение уделяется ознакомлению детей со слоговой структурой слова, потому что в русском языке единицей чтения является слог. Работу со слога следует начинать с его демонстрации. Этот интересный способ показа части слова описан М. Г. Генингом и Н. А. Германом (когда картинка разрезается на 2, 3, 4 части, в зависимости от того, двух-, трех- или четырехсложное слово предлагается. Например: ва-за, ма-ши-на, пу-го-ви-ца. Приложения 19, 20).

При ознакомлении детей со слогом применяются самые разнообразные приемы – отраженное и сопряженное произношение, дирижирование, подсчет количества прикосновений подбородка к кисти руки при произнесении слова по слогам, загибание пальцев руки, удары мяча об пол, пособие «Зеленый огонек», работающее от батарейки. Дети, проговаривая слово по слогам, нажимают на кнопку столько раз, сколько слогов в слове, и лампочка под зеленым колпачком всякий раз загорается. Одновременно развивается и пальчиковая моторика. Введение графического изображения слоговой структуры слова короткими линиями позволяет детям увидеть слоги в слове. Когда они уже умеют определять количество слогов в слове, задания усложняются. Например: предлагается назвать слово, состоящее из двух слогов (ко-тик), затем изменить его так, чтобы слогов стало 3 (ко-ти-ще). Либо дети выполняют такие задания: назвать слова, начинающиеся со слога БУ-, ЗА-, РА- и др. «Сильным» детям можно предложить задание с перестановкой слогов в словах, чтобы получить новые слова: мыш-ка – ка-мыш; чай-ка – ка-чай.

При работе со слоговой пирамидой дети охотно «расселяют» слова по «квартирам»: трехсложное слово – в квартиру с тремя окошками, двусложное слово – в квартиру с двумя окошками и т. д.

После многочисленных упражнений в слоговом анализе дети приступают к ознакомлению с ударным слогом. На этом этапе работы используются занимательные задания: «Починим телевизор», «Закончи слово, если получится», «Телеграф», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Дед Буквоед».

Развитию внимания и памяти детей способствует задание, когда они самостоятельно расчленяют слова на слоги, запоминают последний слог слова в стихотворной строчке, потом складывают все выделенные слоги и получают слово-отгадку (Приложение 21).

Для закрепления навыков звукового анализа и синтеза широко применяются игры. С их помощью создается ориентировка в звуковой структуре слова, формируется способ интонационного выделения звука в слове. Игры помогают активизировать словарь дошкольников и совершенствовать звуковую культуру речи, знакомят с окружающим миром и ближайшим социумом, развивают связную речь. Это такие игры: «Назови картинку с заданным звуком», «Живые звуки», «Придумай слова по заданной модели», «Загадай (отгадай) загадки», «Какой звук, ребятки, играет с нами в прятки?», «Сочиним сказку про звук…» или варианты игры «Волшебная линия» (адаптированы для дошкольников), когда играть можно с одним ребенком, с группой детей или организовать соревнование в парах. Причем, играть можно многократно, так как карточки находятся в файлах, а «волшебные линии» дети проводят фломастерами. Линии легко стираются влажными салфетками.

Задания к игре «Волшебная линия»:

– проведи  «волшебные  линии»  от  букв  в середине листа к словам и выдели гласные в середине слов (Приложение 22);

– угадай, какие гласные пропали в словах; проведи «волшебные линии» (Приложение 23);

– выдели конечные звуки  в словах, проведи «волшебные линии» от букв в середине листа к картинкам (Приложение 24);

– подбери  схемы  к  словам и проведи «волшебные линии» от  схем к картинкам (Приложение 25).

Игры приковывают внимание ребенка к занятию, дают возможность получить и усвоить новые знания, побуждают напряженно мыслить. Важной в игровой деятельности детей является и воспитательная сторона,  так как игра требует от детей собранности, внимания, учит выдержке, настойчивости.

В гости к детям приходят, предлагая интересные задания, сказочные персонажи: Буратино и Незнайка, Забывуля и Красная Шапочка, кот Матроскин и почтальон Печкин, дед Буквоед, лягушка Квака, великан Стёпа и другие.

Твердая ориентация в обучении на игру и наглядность как на способ обучения и форму организации деятельности детей помогают и педагогу сделать его труд радостным и эффективным.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....

Система работы логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников

Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) — самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических&raqu...

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.Причина...

Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»

Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ».  Задачи:Повысить у...