Конспекты занятий по теме"Мебель"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Занятия на ноябрь 2 неделя - 2 по лексической теме "Мебель и одно по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_2_nedelya.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬ, 2 неделя

Занятие 1

Тема  «Мебель»

Коррекционно-образовательные задачи: Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных). Совершенствование  синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых  предложений). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, речевого слуха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, общих речевых навыков.

Оборудование: Магнитная доска, плоскостные изображения мебели, контурные изображения мебели, маленький мячик, тетрадь №1по количеству детей, контейнер с карандашами, шнурки с липучками, средний резиновый мяч.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

  Сегодня мы с вами начнём разговор о мебели. Посмотрите на картину, которую для вас нарисовал художник. Сегодня мы будем её обставлять. Сначала найдёт место для своей мебели тот, у кого в её названии есть звук Р. Нужно не только поставить мебель, но и рассказать, в какую комнату вы её поставили, для чего она нужна. ( Я поставлю кроватку в детскую комнату, для того, чтобы на ней спал ребёнок)

  Теперь найдёт место для своей мебели, тот в названии есть звук Рь. (Я поставлю кресло в гостиную, для того, чтобы в нем можно было отдыхать у телевизора).

  Теперь найдёт место для мебели тот, у кого в её названии есть звук Л. (Я поставлю стул на кухню, чтобы можно было сидеть за столом. А я поставлю письменный стол в детской комнате, для того, чтобы ребёнок делал за ним уроки.)

  1. Игра «Новая квартира»

  Продолжим обставлять новую квартиру. Расставьте в комнатах ту мебель, в названии которой один слог. (Я поставил в спальне стол. Возле стола я поставлю стул. В спальне я поставлю шкаф.) Сейчас вы будете выбирать только ту мебель в названии которой по два слога, находить для неё место в квартире, рассказывать куда вы её поставили. (Я поставил ко-мод в спальне. Я хочу повесить пол-ку в детской. Я поставлю ди-ван в гостиную....) Теперь расставьте в комнатах ту мебель, в названии которой три слога. (Я поставлю кро-ва-ти в спальне. Я поставлю тум-боч-ки в спальне.)

3. Игра «Какой, какая, какие?»

  Давайте поговорим о том, какая мебель стоит в квартире. Я качу вам мяч и говорю из чего она сделана, а вы катите мяч мне и говорите какая она.

Кровати сделаны из берёзы.  (Берёзовые кровати)

Стенка сделана из дуба.  (Дубовая стенка)

Диван обит вельветом.  (Вельветовый диван)

Стулья сделаны из металла.  (Металлические стулья)

  1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира»

В нашей комнате столовой              Загибают пальчик на каждое название мебели.

Есть отличный стол дубовый                  

Стулья- спинка все резные,

Ножки гнутые, витые

И ореховый буфет

Для варенья и конфет

В комнате для взрослых спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И берёзовый комод,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Здесь диван и стол журнальный,

В стенке центр музыкальный.

5. Работа в тетради№1

  Выполните штриховку изображённого шкафа так, как показано стрелками, а потом раскрасьте его.

6. Разгадывание ребуса ( слова ДИ-ВАН).

В букве А спрятаны буквы Д, И рядом буква Н,  получилось ДИ..АН, не хватает буквы В, ДИВАН.

7. Игра расставь и разложи.

  Рассмотрите контурное  изображение. Возьмите карточки и соедините лентой, при помощи приставок предметы из первого столбика с предметами из второго.

( Я повесил костюм в шкаф. Я положил бельё в комод. Я поставил книги в книжный шкаф...)

  1. Игра «Будь внимательным».

 А вот ещё одна игра. Я буду называть части одного из предметов мебели, а вы будите называть ту часть, о которой я забыла.

У кресла есть спинки, сиденье и ножки. (И подлокотники)

У кровати есть матрас и четыре ножки ( а ещё две спинки ).

У стола есть четыре ножки (и столешница)

У шкафа есть стенки, дверцы, ножки ( а ещё полки)

  1. Игра с мячом «Семейки слов»

  Давайте попробуем образовать слова одной семейки от слова стол

Стол -----Столовая  -----  столешница ----- настольная   ------застольная

  1. Окончание занятия: Оценка работы детей

НОЯБРЬ, 2 неделя

Занятие 2

Тема: «Звуки и буквы Хх»

Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуками и буквами Хх. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.  

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Подносы с песком, магнитная доска, буквари, рабочие тетради по количеству детей, синие флажки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Упражнение «Напиши букву».

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Сейчас я произнесу для каждого из вас одно слово. Каждый из вас должен будет подумать, какая буква пишется первой в этом слове, и написать эту букву на песке. Первое слово для … Флакон.

Материал: хвост, груша, волнушка.

2. Упражнение  «Раздели на слоги».

Вы запомнили свои слова? Разделите их на слоги.

Дети делят слова на слоги и называют их количество.

Отлично! Вы выполнили задание.

3. Игра  «Подними флажок».

Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается чаще др.

Хвостик длинный у тритона,

Что живет у Харитона.

(…). Давайте произнесем звук [х] вместе. (…) почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [х] – гласный или согласный? (…). Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…). Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.   (…) твердый или мягкий? (…). Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [х].

Материал: х, к, т, х, г, ф, х, в, ф, х; ха, ку, го, фу, ка, хо, фо; халат, кровать, гном, скакать, хватать, гудеть, мохнатый, мокрый, голубой.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [х].

Молодцы! Вы были очень внимательными.

4. Упражнение «Кто скорее?»

А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получилось, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот получит фишку. Х, а. что получилось?  (Ха). Верно. Получи фишку.

Материал:  х, о; х, у; х, и; у, х, а; м, о, х.

      5. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней ещё раз.

Хвостик длинный у тритона,

Что живет у Харитона.

В каких словах этого стихотворения есть звук [х]?  (Хвостик, Харитон).

Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Хх. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит? (Это значит, буква Хх обозначает два звука: [х] и [х’]).

Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, похожие на звук [х].

Молодцы. Вы быстро нашли все предметы. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?  (Две палочки).

Как они расположены? (Они пересекают др. друга).

Дети подходят к доске и составляют по одной букве Х.

Теперь переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (…)

Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними. (Пихта).

Что такое пихта?  (Это хвойное дерево, похожее не елку).

(…) Что такое хата? (Так называют  дом с глиняными стенами и соломенной крышей).

(…) Что такое тахта? (Это мебель. На ней можно лежать или сидеть).

(…) Кто такой Хомка? (Это хомяк).  

Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слова Харитон, Фома, Хомка написаны с большой буквы.

Хочу обратить ваше внимание на то, что … и … прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения. (…)

Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Вы уже знаете: первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении написаны раздельно. А теперь давайте почитаем задание рядом с желтым кружком. (…)

А предложения мы прочитаем вместе. (…). Молодцы!

6. Пальчиковая гимнастика  «Мы в печи варили щи».

Мы в печи варили щи.               Мешают пальчиком левой руки в ладошке правой.

Ой вкусны! Ой горячи!           Поглаживают себя по животу правой ладошкой.

В чугунке горячем густо:       Изображают, как открывают чугунок.

И лучок здесь, и капуста,       Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с          Здесь и мясо, и картошка,      больших, на каждое название продукта.

И крупы совсем немножко.

Щи томили, щи варили,         Вновь «мешают» пальчиком в ладошке.

По тарелочкам разлили.        Изображают, как различают щи по тарелкам.

Начинайте-ка обед.               Изображают, как едят щи.

Русских щей вкуснее нет!

7. Работа в тетради.

Посмотрите на страницу слева. Что вы видите в ее верхней части?  (…)

Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…) Дети раскрашивают буквы.

А теперь подумайте, как правильно раскрасить хлеб и халат. Выполняйте задание.

Теперь положите цветные карандаши. Давайте напишем букву Х в воздухе.

Букву все пишут в воздухе.

Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Хх. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз слева направо одну косую палочку, а потом сверху вниз справа налево вторую косую палочку. Напишите четыре больших и 3 маленьких буквы по точкам.

8. Игра «Шифровки».

Педагог раздает детям карточки- «шифровки».

   

Внимательно посмотрите на карточки-«шифровки». Квадраты обозначают количество слогов в слове. Кроме того, на каждом квадрате написана гласная буква, ко-рая есть в этом слоге. Подберите слово, ко-рое «зашифровано» на вашей карточке. Подбирайте слова с новой буквой Х. (У меня зашифровано слово тахта. В этом слове 2 слога и 2 гласных буквы А) (… слово мох…., … слово пух,… муха…).

9. Окончание занятия: Оценка работы детей.

По просьбе педагога дети перечисляют задания, ко-рые выполняли, рассказывали о том, что узнали нового и интересного.

НОЯБРЬ, 2 неделя

Занятие 3

Тема «Мебель»

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование  навыка звукобуквенного анализа, чтения и печатания. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование прилагательных в сравнительной степени). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых предложений).

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, логического мышления, речевого слуха, общих речевых навыков.

Оборудование: Светофорчики и фишки по числу детей, предметные картинки с изображением мебели, карточки со словами по числу детей, контейнер с карандашами, пустые контейнеры белый и жёлтый, резиновый мяч среднего размера.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем разговор о мебели. Я прочту вам стихи Гелии Александровны Мауры (Маура Г.А. Подарок)

1.Старый бабушкин буфет...

  И чего там только нет!

  Там и новая посуда

И надтреснутое блюдо

И бенгальские огни

И приправы для стряпни:

Ванилин, изюм, корица…

Тут и вкусное хранится

И бирюльки для игры                                                                                            

И подарки -до поры

  1. Тёмно-бархотное кресло..

   До того уютно-тесно

  За его высокой спинкой  

Ты один в его стране…

В нём мечтается и спится

И листаются страницы

Огонёк высокой лампы  

 Отражаются в окне.

  1. Шкафчики-полочки- ящички,

Всё такое блестящее,

Как кисельная пенка!

Новая мебель- стенка.

До потолка! Как будто

Полочки –этажи

И как это мама не путает, где что лежит?

Ящички точно как соты,

В них чего только нет!

Всё- таки жаль мне что-то

Бабушкин буфет.

Был он цвета соломы,

Столбики по краям,

Был такой же знакомый,

Как бабушка моя.

Я ему прошлым летом

Танк перевёл на дверь

..Что уж теперь об этом?

Нет его теперь.

  1. В двухэтажную кровать

Мы ложимся с братом спать.

Тот, кто первым вымыл ноги

Не стоит на полдороге

А -наверх , по трапу, там он

Будет нынче капитаном

И другой его приказу

Подчиниться должен сразу!

За окном фонарь- маяк

В тёмной дали –друг или враг?

Белый парус простыня

В тёплый сон несёт меня.

  1. Игра «Найди общий звук»

  Произнесите по порядку названия предметов мебели, о которых я вам прочла стихи. (Буфет, кресло, стенка, кровать) Какой глухой согласный есть в трёх из этих слов?(Звук К) Покажите фишкой место звука в слове КРЕСЛО, СТЕНКА, КРОВАТЬ.

  1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Теперь я предлагаю вам брать картинки из стопки и не просто говорить название  мебели. А называть из чего она сделана.

(Деревянный стул, стеклянный стол, кожаный диван, каменная скамейка, плетёное кресло, пластмассовый стул, металлическая раскладушка.)

  1. Упражнение « Буква потерялась»

Прочитайте слово на карточке и скажите какая буква потерялась.

( ....ТУЛ;  ....ТОЛ, ....ИВАН)

  1. Упражнение «Составь предложение».

Составьте с этими словами предложения. Используйте слова ПОТОМУ ЧТО или КОГДА.

(Стол на кухне большой, потому, что за ним собирается вся семья.

Мне в комнату поставят компьютер, когда я немного подрасту)

  1. Пальчиковая игра «Наша квартира»

В нашей комнате столовой              Загибают пальчик на каждое название мебели.

Есть отличный стол дубовый                  

Стулья- спинка все резные,

Ножки гнутые, витые

И ореховый буфет

Для варенья и конфет

В комнате для взрослых спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И берёзовый комод,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Здесь диван и стол журнальный,

В стенке центр музыкальный.

7.Упражнение «Подумай и расскажи»

  Ещё раз рассмотрите картинки и разложите их в два контейнера. В Белый контейнер положите картинки с изображением мебели, названия которых начинаются со звонкого  согласного, а в синюю картинки с названием, которые начинаются с глухого согласного.

Что лежит в белом контейнере? ( Раскладушка, диван, гамак..)

Что лежит в синем контейнере? (Стол, стул, шкаф, скамейка, полка...)

8.Упражнение «Самый- самый»

  Поймав мяч, закончите предложение, которое я начала.

- Книжный шкаф высокий, а платяной ещё .....выше

-Диван широкий, а тахта ещё ...шире

-Стол узкий, а скамейка ещё.....уже.

- Буфет красивый, а комод ещё....красивей

9.Игра соревнование «Кто больше?»

  Мы проведём соревнование первая команда начинает. Вспоминаем мебель, название которой начинается со звука С, вторая команда называет мебель, со звука К  (Стол - кровать, тумба)

10.Окончание занятия. Оценка работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Мебель»

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему «Мебель»...

Конспект занятия по теме "Мебель"

Цель: формировать представление по теме "Мебель" -её назначение -виды мебели -части мебели -из чего делают мебель...

Конспект занятия на тему "Мебель"

Конспект логопедического занятия  для дошкольников  с нарушением слуха на тему «Мебель»        Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольног...

Конспект занятия на тему "Мебель" для детей с общим недоразвитием речи.

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Мебель», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект занятия по теме "Мебель"

Лексико-грамматическое занятие по теме "Мебель" (средний возраст)...