Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Золотарёва Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей - логопедов об организации совместной работы учителя- логопеда и воспитателей при работе с детьми с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2017_3.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя – логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Сапогова Н. А., учитель – логопед,

МБДОУ детский сад № 9, г. Орел

В последнее время в силу разнообразных причин значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. В связи с этим большое значение приобретает поиск путей коррекции и эффективных форм работы с детьми. Успех коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированной группы для детей с нарушениями речи во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя. Поскольку процесс коррекции речи в логопедических группах является непрерывным в течение всего пребывания ребенка в детском саду, это взаимодействие приобретает большое значение и является единственным путем осуществления успешной коррекционной работы. Важность преемственности в работе логопеда и воспитателя объясняется еще и тем, что устранение сложных речевых дефектов (ОНР II и III уровней, как правило при дизартрическом компоненте, дефектах смягчения и озвончения), являющихся преобладающими в последнее время, возможно только при комплексном подходе. ОНР -  это системное нарушение, которое характеризуется не только речевыми проявлениями. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно – психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей не только речевого нарушения, но и процессов, тесно связанных с ним. Воспитатель должен стать настоящим активным помощником логопеда, т.к. мы имеем единую цель – помочь ребенку овладеть правильной речью.

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

- обогащение и активизация речевого запаса детей на основе расширения представлений об окружающем;

- развитие способности использовать имеющиеся навыки связной речи в различных ситуациях общения;

- автоматизация в свободной самостоятельной речи навыков правильного произношения звуков, грамматического оформления речи.

В некоторых случаях коррекционно – речевая работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и речевую базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов и изученного материала.

Как же организовать взаимодействие логопеда и воспитателя?

Первым этапом взаимодействия является обсуждение результатов обследований, проводимых логопедом, воспитателем и педагогом - психологом в начале учебного года. По итогам проводится психолого – педагогическое совещание с участием всех специалистов. Логопед знакомит воспитателей с состоянием звукопроизношения детей, фонематического восприятия, лексического и грамматического строя речи, состоянием артикуляционной и мелкой моторики. Воспитатель рассказывает об овладении детьми разделами программы. Педагог – психолог информирует коллег об особенностях внимания, восприятия, памяти, мышления. На основе этого определяются перспективные направления работы с детьми. Совместно воспитатель и логопед могут определить уровни развития детей и скомплектовать подгруппы для коррекционной работы с ними.

Вся коррекционная работа в логопедической группе строится в соответствии с перспективно – тематическим планированием. Логопед и воспитатель в течение всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Изучение темы осуществляется воспитателем во всех видах деятельности: занятия, сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, прогулки.

На своих занятиях логопед знакомит детей с какой - либо грамматической категорией. Воспитатель на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой закрепляет эту грамматическую категорию в речи детей, используя рекомендованные логопедом игры и упражнения. На занятиях, а также в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурства, умывание, игра) воспитатель расширяет, активизирует словарный запас детей, одновременно создавая лексическую базу для последующих занятий логопеда.

Логопед готовит артикуляционный аппарат детей, занимается постановкой звуков и их автоматизацией. Воспитатель под руководством логопеда в игровой форме может закреплять у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата, а также активизировать поставленные звуки в словах, предложениях и речи детей.

Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда, фиксируя возникающие затруднения детей, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателя с целью контроля за речью детей.

Занятия воспитателей имеют широкие возможности для закрепления грамматических категорий в речи детей. На занятиях по РЭМП можно закреплять употребление существительных в единственном и множественном числе, образование форм родительного, дательного, творительного падежей существительных, употребление предлогов, согласование числительных и существительных.  Занятия по ИЗО позволяют закреплять предлоги, временные формы глаголов (Что сделал? Что делаю? Что буду делать?), согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; занятия по физической культуре и музыке – предлоги, приставочные глаголы. Стоит ли говорить, какими широчайшими возможностями обладают занятия по развитию речи, на которых можно развивать и закреплять все речевые навыки детей? Все дидактические игры и упражнения, используемые воспитателем, обсуждаются и согласуются с логопедом.

По рекомендации логопеда воспитатель на своих занятиях и вне их проводит артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Комплексы гимнастики подбираются логопедом в зависимости от тематики занятий. Эти комплексы упражнений могут повторяться несколько раз за день. Воспитатель должен хорошо знать основные движения артикуляционного аппарата, добиваться четкости и точности движений. С этой целью проводятся просмотры артикуляционной гимнастики и тематические консультации для воспитателей.

Очень важной формой взаимодействия логопеда и воспитателя является проведение занятий по заданию логопеда. В течение всего учебного года ежедневно ведется тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя. Логопед записывает в тетрадь задания для детей для выполнения в вечернее время, после дневного сна. Тетрадь заполняется после индивидуальной работы логопеда с детьми. Содержанием таких заданий становится закрепление грамматических категорий, вызывающих затруднения у детей, развитие фонематических процессов, автоматизация звуков. Логопед обязательно информирует воспитателя, что проговаривание всего материала, и грамматического, и фонетического, должно происходить утрированно, с акцентом на закрепляемом звуке или грамматической форме. Дети, не имеющие задания, могут быть заняты настольными играми, заданиями по развитию мелкой моторики (мозаика, конструктор, шнуровка, штриховка). Занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке в группе, оснащенном зеркалом и необходимым дидактическим материалом.

         Одной из важных функций воспитателя в рамках взаимосвязи с логопедом является контроль за фонетической и грамматической правильностью речи детей и исправление всех возникающих ошибок. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении режимных моментов и всего общения с детьми. Очень важно, чтобы все детские ошибки исправлялись корректно, в мягкой доброжелательной манере. Нельзя не сказать о важности правильности речи самих педагогов. Речь педагога – это пример, образец для подражания для детей с речевыми нарушениями: она должна быть четкой, предельно ясной, внятной и выразительной.  

Одно из направлений совместной работы логопеда и воспитателя – это подготовка к детским праздникам, в которой активно участвуют оба педагога, тщательно отбирая речевой материал, доступный детям.

Процесс нормализации речи детей возможен только при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя, при повышенном внимании к речи ребенка и к своей собственной. Такая работа требует от педагогов терпения, такта, постоянной изобретательности. Только при правильно организованном взаимодействии логопед и воспитатель, постоянно помогая друг другу, могут достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

laquo;Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» Семья – ближайшее и постоянное социальное...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ро...