Лексическая тема "Космос" (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Бобкова Елена Владимировна

логопедическое занятие для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_star.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Космос»    

Физкультминутка  «Ракета»

А сейчас мы с вами ,дети,                                                                                                         Улетаем на ракете.                     Маршируют на месте                                                                 На носки поднимись,        Поднимаются на носки, руки вверх сомкнув их.                                  А потом руки вниз.             Опускают руки                                                                                    Раз , два потянись.             Вновь тянут руки вверх                                                                            Вот летит ракета ввысь!        Бегут на месте

Пальчиковая гимнастика  «Космонавт»

Вот немного подрасту, Соединить все пальцы рук,  начиная с указательных.                    На ракете полечу Соединить руки, прижав пальцы друг к другу, - «ракета»
Космонавтом буду я  (Соединить все пальцы рук,  начиная с мизинцев.)
Звезды в небе ждут меня Пальцы левой руки развести в стороны, а правой   прижать к ним -«звездочка»)

Артикуляционная гимнастика                                                                                       Упражнение «Шар»                                                                                                                              Мальчик Ваня не стал ждать пока он подрастет и полетел в космос на воздушном шаре. Он берет нас с собой. Приготовьтесь, включите насос, чтобы надуть воздушный шар.                                                                                                                                        Встать прямо. Совершить медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе.

Упражнение «Насос».                                                                                                   Затем сделать плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить три раза. .Произносить звук (С_С_С_С). Выполнить три раза.

Упражнение для увеличения продолжительности речевого выдоха                        Шар надут. Ребята приготовились к старту, а мальчик отдает команду: «Раз, два, три - в космос, шар, лети!»   Сделать вдох, а на выдохе произнести команду мальчика.

 Тема: «Космос»                                             понедельник

"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он.                                                                                                                                         "Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!"                                                                                                       Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!"                                                                   Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?"                                                                "10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве".                                                                            Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?"                                                                              Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз..."                                                              
- Что наблюдал Звездочет ночью?
- Что он наблюдал днем?
- Куда решил полететь Звездочет?
- Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
- Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

«Посчитай»
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

«Назови ласково»                                                                                                             Солнце -                                                                                                                                      Земля-                                                                                                                                Корабль-                                                                                                                                 Звезда-                                                                                                                                        Ракета-                                                                                                                                   Космонавт-

Физкультминутка   

«Все летим в космос»                                                                                                                        Я -  лечу, (буду космонавтом; приземлюсь на луну)                                                                          

Мы-,                                                                                                                                                           Ты-,                                                                                                                                                                             Вы-,                                                                                                                                                                             Он-,                                                                                                                                                                                 Она-,                                                                                                                                                                    Оно-,                                                                                                                                                                  Они-...

«Где какой?»

На Земле – земной

На Луне – (лунный)

На Солнце - солнечный

На планете – планетный

Между звезд – межзвездный

Между планет – межпланетный

 Пальчиковая гимнастика

Задания по самокоррекции: 

Обведи и раскрась «Ракету»

Итог занятия

О чем мы сегодня говорили?                                                                      

        

   Тема: «Космос»                                             Вторник

- Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут Космосом. Космос еще называют другим  словом - Вселенная. Наблюдали ли вы когда-нибудь за ночным небом? Как вы представляете себе размеры Вселенной?

Рассуждения детей.

 - Да, ребята, нет конца и предела вселенной. Она наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и др. небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли, газа. В этой межзвездочной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха... Давайте рассмотрим карту "Солнечная система". Посмотрите, какая красота нас окружает. В безоблачный тихий вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому, что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Есть звезды гиганты, а есть карлики. Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они постоянно находятся в движении.

Во вселенной существует строгий порядок. И ни одна планета не может встать на место другой планеты. Наша планета Земля находится третьей от Солнца. Она находится на таком расстоянии от него, что на ней достаточно тепло, но не так жарко, как на Венере. На Земле может быть холодно, но не так, как на Плутоне. Чем планета более удалена от солнца, тем на ней холоднее.

- Ребята, а вы знаете какова форма Земли?                                                                                                      - Как называется модель Земли?

 - На глобусе мы можем увидеть континенты и моря. Очень много стран на земных континентах. И много разных народов живет в этих странах. Но у всех народов есть общее - все мы жители планеты Земля. Это очень красивая планета и все мы должны сделать так, что бы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее, строить красивые здания, сажать сады и парки, стараться ничего не разрушать.

Артикуляционная гимнастика                                                                                      

 «Чего много в космосе?»                                                                                                       (ракет, комет, звезд, космонавтов, планет, спутников) .

 Ответь на вопросы:
Кто летает в космос?
Что надевает космонавт?
На чём летают в космос?
Что есть в космосе?
 

Физкультминутка   

Составить предложение из слов.                                                                                              Ракета, космос, летать, в.                                                                                                      Космонавт, в, летать, космос.

«Исправь предложения»

Сел наш космонавт в комету и полетел.                                                                       Космический корабль прилунился в степи 

 «Раздели слова на части» Сосчитай сколько частей в каждом слове. Ра-ке-та, кос-мо-навт, лу-на, спут-ник, ор-би-та, звез-да, кос-мос, ко-ра-бль....

Пальчиковая гимнастика

Задания по самокоррекции:                                                                                                           «Найди тень»                                                                                                                

Итог занятия                                                                                                              О чем мы сегодня говорили?                                                                                                                                                       Чем мы занимались?                                                                     

 Тема : «Космос»                                                среда

– Ребята, вы все, конечно, любите смотреть на небо. Ночью на небе можно увидеть звезды. Нам они кажутся маленькими звездочками, потому, что находятся очень далеко от Земли, а на самом деле звезды очень большие. Космос всегда интересовал человека, людям хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? Чтобы летать люди придумали самолеты, вертолеты, а затем и ракеты.

Создали ракету советские ученые под руководством С.П. Королева.

Но прежде, чем человек полетел в космос, там побывали собаки Белка и Стрелка.

А первым человек, который полетел в космос,  был советский космонавт Юрий Гагарин, который полетел на первом космическом корабле «Восток».

Когда Юрий Гагарин с орбиты увидел нашу планету Земля, он сказал: «Красота-то какая! Как прекрасна наша Земля!»  

Ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. Первая женщина - космонавт Валентина Терешкова.

- Ответьте мне, а вы хотите стать космонавтами? (ответы детей)                                                                           - А как вы думаете, каким должен быть космонавт? ( ответы здоровым, сильным, умным, образованным, упорным и т.д.)

Артикуляционная гимнастика                                                                                      

«Подбери признак»                                                                                                                          космонавт (какой?) — ....

станция (какая?)-
корабль (какой?)-
свет (какой?) на луне-...
на солнце-....
На земле-        

«На планете веселых животных». Доскажи словечко:                                                      

Быстрее всех от страха Несется ...

По горной круче проходил                                                                                                    Покрытый шерстью...

По ловкости он чемпион                                                                                                        Огромный, неуклюжий ...

День и ночь кору грызет                                                                                                   Саблезубый ...          

Парить средь облаков готова                                                                                                               Хозяйка воздуха ...

 Совсем от страха ослабев,                                                                                                              Забился в норку робкий ...

Физкультминутка   

 «Один – много»                                                                                                                          Ракета – – много ракет
Планета – … много …
Комета – … много …
Звезда – … много …
Спутник – … много …

«Какой? Какая? Какое?» 
земля – он земной, она земная, оно земное
солнце - он … она … оно …
луна - он … она … оно …
звезда – он … она … оно …
космос – он … она … оно …
 

Пальчиковая гимнастика

Задания по самокоррекции:                                 Математические пазлы  «Ракета»

Итог занятия                                                                                                                           О чем мы сегодня говорили?                                                                                                  Куда мы с вами полетели?                                                                    

Тема: «Космос»                                                        четверг

Артикуляционная гимнастика                                                                                       Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Почему этот день стал для нашей страны праздником? (Потому что в этот день впервые в космос отправился человек).

- Кто же был первым космонавтом на Земле?

              Самый первый в космосе

              Летел с огромной скоростью

              Отважный русский парень

              Наш космонавт…..

«Скажи наоборот»

В солнечный день очень светло, а в космосе-....,
Летом на солнце очень жарко, а в космосе-....,
На земле люди совершают движения быстро, а в космосе-....,
На земле работать легко, а в космосе-        

«Добавь нужное слово»                                                                                                                                                                                          В космос летает…(космонавт)

Звезды наблюдает…(астроном)

Предсказывает судьбу по звездам…(астролог)

Физкультминутка   

 «Один – много»
Ракета – ракеты
Планета – планеты
Комета – кометы
Звезда – звезды
Спутник – спутники

Чистоговорки                                                                                                                                                                                    Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

 Пальчиковая гимнастика

Задания по самокоррекции:                                                      Дорисуй «Ракету»

 

Тема: «Космос»                                                        пятница

Ребята, вы уже знаете, что 12 апреля 1961 году – 53 лет назад сбылась мечта человечества. Впервые житель планеты Земля устремился к звездам.                                          Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Гагарин)                                                        Назовите планеты нашей вселенной?                                                                                        Вокруг какой звезды они вращаются?

Артикуляционная гимнастика                                                                                      

«Скажи наоборот»                                                                                                                  далёкий — близкий                                                                                                                   тесный — свободный                                                                                                                               большой — маленький                                                                                                                                      улетать — прилетать                                                                                                                          высокий — низкий                                                                                                                        взлетать — приземлятся                                                                                                                                                                                                                                                     включать — выключать                                                                                                                          тёмный — светлый                                                                                                                     подниматься — опускаться                                                                                                                           яркий — темный

«Сосчитай-ка»                                                                                                                        Один   большой   метеорит,   два   больших   метеорита,...,   пять больших метеоритов.                                                                                                                                    Одна яркая звезда, ...                                                                                                                             Одна быстрая ракета, ...                                                                                                            Одна опытный космонавт, ...                                                                                                     Одна далёкая планета, ...

Физкультминутка   

«Добавь словечко»                                                                                                                         Закончи предложение подходящим словом: полетел, облетел, прилетел.

- Юрий Гагарин на ракете в космос ...

- Вокруг Земли он один раз ...

- Юрий Гагарин обратно на Землю ...

Закончи и повтори предложения:

- Космический корабль - это аппарат, в котором ...

- Космонавт - это человек, который ...

- Скафандр - это одежда, которую ...

- Луноход - это аппарат, который ...

 Пальчиковая гимнастика

Задания по самокоррекции:                                                    «Помогите космонавту добраться до ракеты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование лексического материала в группе компенсирующей направленности

Тематическое планирование лексического материала в группе компенсирующей направленности...

планирование занятий по аппликации с использованием нетрадиционных техник в соответствии с лексическими темами, в группе компенсирующей направленности с детьм

1. Закрепление знаний детей полученных на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим.2.Способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия;3. Закреплять навыки в ритмичном располо...

проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"

Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...

Планирование лексических тем в группе для детей с ФФНР и неярко выраженным ОНР (старшая группа)

В общей системе онтогенетического развития речи старший дошкольный возраст занимает особое место. Овладение речью происходит практическим путём, т.е. в процессе общения с окружающей действительностью....

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа"

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...

Рекомендации для родителей средней группы. Лексическая тема «Наша группа»

Лексическая тема «Наша группа» Познавательное развитие. ФЦКМ:Формирование у детейзнаний о группе «Солнечные лучики» ; названиях и назначениях комнат в группе (раздевалка, ...