Планирование лексических тем в группе для детей с ФФНР и неярко выраженным ОНР (старшая группа)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

В общей системе онтогенетического развития речи старший дошкольный возраст занимает особое место. Овладение речью происходит практическим путём, т.е. в процессе общения с окружающей действительностью. Решающее значение приобретают те виды деятельности, в процессе которых наиболее легко обеспечивается связь слова с предметом, действием, признаком, многократность повторения слова как взрослым, так и ребёнком, а также осуществление ребёнком каких – либо действий с предметами. Для реализации данного условия целесообразно использовать календарно – тематическое планирование. При данном подходе эффективно строится работа по формированию лексико – грамматической стороны речи, развитию связной речи, формированию фонематических представлений, при этом у ребёнка систематизируются знанию об окружающем мире, он быстрее овладевает лексическим материалом и обобщающими понятиями. Календарно – тематическое планирование предполагает работу над одной лексической темой в течение одной календарной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirova._tem_slovar.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          ПОНЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ

СТАРШАЯ ГРУППА (ФФНР и ОНР)

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

№ п/п

Лексическая тема

Недели

1 ПЕРИОД (2 ПОЛ. СЕНТЯБРЯ — 1ПОЛ. НОЯБРЯ)

Обследование

1,2

1.

Детский сад

3

2.

Игрушки (дымка)

4

3.

Части тела. Туалетные принадлежности

5

4.

Осень. Деревья.

6

5.

Фрукты. Овощи.

7

6.

Грибы.

8

7.

Дикие птицы:Перелетные птицы

9

8.

Дикие птицы:Зимующие птицы

10

9.

Дом. Семья.

11

2 ПЕРИОД (2 ПОЛ. НОЯБРЯ — 1 ПОЛ. ФЕВРАЛЯ)

10

Наш город. Наша Родина

12

11.

Мебель

13

12.

Посуда

14

13

Транспорт

15

14

Зима (зимняя одежда, зимние забавы)

16

15

Новый год. Рождество

17

КАНИКУЛЫ

16

Домашние животные, птицы

18

17

Дикие звери Севера, Тайги

19

18

Животные жарких стран

20

19

Головные уборы

21

20

Одежда, обувь

22

3 ПЕРИОД (2 ПОЛ. ФЕВРАЛЯ - МАЙ)

21

День Защитника Отечества

23

22

Спорт. Виды спорта

24

23

Восьмое Марта

25

24

Весна

26

25

Электроприборы

27

26

Музыкальные инструменты

28

27

Профессии

29

28

Космос

30

29

Комнатные растения

31

30

Рыбы

32

31

День Победы

33

32

Насекомые

34

33

Ягоды

35

34

Времена года

36

Всего: 34 лексические темы

 

Тема 1: «Детский сад»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Психические процессы

- Активизация словаря:

1. Детский сад, группа, режим;

2. Обращения (имена, отчества работников детского сада)

3. Названия профессий сотрудников детского сада

Заведующий, завхоз, методист, педагоги: воспитатели, психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре; медсестры, повара, младшие воспитатели, охранник,  уборщица, сторож

- Образование существительных в разных падежах.

1. Родит. падеж ед. и множ. числа:

В детском саду много групп, спален, игрушек.

2. Предложный падеж мн. числа:

Воспитатели заботятся о детях, растениях, животных в природном уголке.

- Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе:

Одна группа, две группы, пять групп.

- Развитие монологической речи.

- Составление рассказа о детском саде:

1. Как называется наш детский сад?

2. Что есть в детском саду?

( группы, спальни, кабинеты, коридор, зимний сад, музыкальный и физкультурный залы)

3. Кто работает в детском саду?

4. Как называется наша группа?

5. Назвать имена и отчества педагогов и младшего воспитателя.

- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

- Активизация глагольного словаря:

1. Вырезать, клеить, читать, играть, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать, гулять.

- Глаголы с приставками:

пришел, ушел, подошел.

- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Убирают игрушки, убрали игрушки.

- Составление предложений по демонстрации действия :

- Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;

 - что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.;

- что делает медицинская сестра? — ... ; ...

- логопед? — ... и т.д.

- Формирование общей моторики

подвижные игры,

физминутки

- Обогащение словаря признаков:

Игрушечный, детский, яркий, веселый, теплый, маленький, взрослый.

- Подбор качественных прилагательных

Наша группа (какая?) - большая, просторная, светлая

- Составление рассказа — описания  о группе:

1. Что есть в группе?

2. Чем мы занимаемся в группе?

- Активизация словаря наречий:

В группе (как?) - уютно, тепло, нарядно.

 Тема 2: «Игрушки»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Психические процессы

- Активизация предметного словаря: 

игрушки, кубики, коляска, кукла, игра, мишка, машина

- Образование существительных мн. числа в разных падежах:

1. Родит. падеж

(много машин, мячей)

(нет кукол, кубиков)

2. Дательный падеж:

Колеса нужны машинам.

Ленты нужны куклам.

- Подбор однокоренных слов:

Куб — кубик, кубики, кубище, кубичек.

- Сравнение двух игрушек (плюшевого мишки и куклы), чем они похожи и чем они отличаются?

- Развитие зрительного и слухового внимания.

- Активизация словаря признаков:

Любимая (кукла), плюшевый (мишка), пластмассовая (машинка), интересный, забавный, заводная, красивая

 Внешние признаки.

мяч- резиновый, круглый, маленький, прыгучий, полосатый, зеленый.

Антонимы.

Мишка неуклюжий, а Буратино проворный.

- Образование сложных слов:

Если у лошади длинные ноги - она длинноногая.

Если игрушки разного цвета — они разноцветные.

 - Составление рассказа-описания о своей любимой игрушке по плану:

1. Что это за игрушка?

2. Какая она?

3. Как с ней играть?

4. Почему она любимая?

- Развитие памяти, логического мышления.

- Активизация глагольного словаря:

Играть, разбрасывать, собирать, строить, делиться, веселиться, радоваться, шалить, кричать, смеяться, улыбаться.

- Образование глаголов с помощью приставок:

Машина — ехала, приехала, объехала, въехала, наехала, заехала, съехала, подъехала.

 Употребление сложных предлогов:

Я достал мяч из-под шкафа. Я встал из-за стола.

- Формирование общей моторики

подвижные игры, физминутки

- Активизация и обогащение словаря наречий:

С игрушками можно играть (как?) - тихо, шумно, весело, дружно, радостно, грустно, задумчиво, интересно.

-  Согласование числительных с существ. в роде, числе и падеже:

Один воздушный шар, два воздушных шара, пять воздушных шаров.

-

 Тема 3: «Части тела. Туалетные принадлежности.»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация предметного словаря: ладони, колени, запястья, локти, подбородок, челка, мыло, мыльница, щетка, полотенце, зубная паста,

шампунь, гель, лосьон для тела, пена для ванны.

- Образование существ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами: 

рука-рученька.

- Образование существительных с увеличительными суффиксами: рука-ручища.

- Образование существительных в разных падежах:

1. Родит падеж:

Сколько у тебя глаз?

Пар идет изо рта?

2. Дательный падеж.

Свисток во рту.

Мурашки бегут по телу.

3. Творительный падеж.

Столкнулись лбами.

Подарок лежит под носом.

-Образование существительных в разных падежах:

1. Родит падеж мн. числа.

Много зубьев у расчески.

В бане нет мыльниц.

Надо постирать пять полотенец.

2. Творит. падеж ед. и мн. числа.

Руки намыливаю мылом.

Пойду в магазин за полотенцами.

Чищу зубы зубной пастой.

-Составление рассказа-описания о лице человека

( мальчика, девочки) по плану:

1.Пол, возраст.

2. Волосы (цвет, длина)

3. Глаза (форма,  цвет)

4. Ресницы, брови.

5. Нос, губы.

6. Форма лица.

- Развитие зрительного и слухового внимания.

-

- Формирование общей моторики:

подвижные игры, физминутки

- Обогащение глагольного словаря:

Волосы — расчесывают, моют, вытирают, сушат, стригут.

Мыть, чистить, ухаживать, выбирать, пениться.

- Образование глаголов с помощью приставок:

заколол, приколол, переколола, уколола.

- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Что ты делаешь? - Мою лицо.

Что ты сделал? - Вымыл лицо.

- Составление последовательного рассказа об уходе за своим телом и правилах гигиены.

Сначала я мою......., а потом......

- Развитие памяти, логического мышления.

- Обогащение словаря признаков:

1. Прилагательные антонимы.

Полотенце: длинное-короткое, чистое-грязное.

Щетка : новая — старая, жесткая- мягкая.

Грязные-чистые, сухие- мокрые.

2. Качественные прилагательные:

Глаза-  грустные, печальные, счастливые, яркие, синие, карие, голубые, серые.

Полотенце — пушистое, мягкое, красивое, маленькое.

Мыло- душистое, земляничное, детское, жидкое, мягкое.

- Образование сложных слов:

Волосы длинные — длинноволосый (ая).

Глаза голубые — голубоглазый (ая).

- Образование относительных прилагательных:

Руки — мамины, папины, кукольные.

Спина — дедушкина, бабушкина, лошадиная.

Расческа для мамы — мамина расческа.

- Образование притяжательных прилагательных:

Щетка для зубов — зубная щетка.

- Уточнение и активизация словаря наречий:

Вытираем  (как?) - сухо, говорим (как?) - четко, двигаемся (как?) - быстро.

- Употребление предлогов:

Вынь расческу из кармана.

Положи на полку щетку.

Повесь полотенце в шкафчик.

- Формирование

мелкой моторики:

конструктор , мозаика

 Тема 4: «Осень. Деревья.»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Психические процессы

- Обогащение предметного словаря:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц,  Листопад, дождь, время года, осень, ливень, морось, сырость, заморозки, погода, урожай, ветер, листва, , роща, дерево, кустарник, береза, осина, дуб, клен, орешник, рябина, ива, ольха, ель, пихта, сосна

- Образование существительных с уменьшит.-ласкат. суффиксами:

дождь-дождик, дождичек.

лист — листик, листочек.

капля — капелька

береза- березка, березонька

- Заучивание стихотворений  об осени и осенних явлениях

- Развитие зрительного внимания, памяти:

1. Игры «Что изменилось?», «Что напутал художник?»

- Активизация глагольного словаря:

Капать, дуть, лить, моросить, светить, убирать, падать, осыпаются, шуршат, шелестят, желтеют, вянут, хмурится.

-Дифференциация глаголов ед. и мн. числа:

Туча по небу плывет- тучи по небу плывут.

Лист шелестит- Листья шелестят.

- Образование глаголов с приставками:

Птицы улетели. Птицы с дерева слетели.

- Рассказ о приметах осени

- Развитие мелкой моторики:

Раскрашивание осенних листьев, штриховка

- Обогащение и активизация словаря признаков:

ранняя, поздняя, золотая,осенний, затяжной, пасмурный, дождливый, спелый, опавший, цветной (цвета)

- Образование относительных прилагательных:

Лист березы — березовый

Лист тополя - тополиный

день с ветром — ветреный день.

погода осенью — осенняя.

- Согласование прилагательных с существительными в роде и числе:

осенний день, осеннее солнце, осенние листья, осенняя погода.

-Составление рассказа-сравнения о всех периодах осени (ранняя, поздняя, середина)

- Активизация словаря наречий:

Дождливо, холодно, ветрено, хмуро, пасмурно

- Загадки - описания

  Тема 5: «Овощи. Фрукты.»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Психические процессы

-Активизация предметного словаря:

сад,  урожай, фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, дыня, полив, ветки, кос, компот, варенье, косточка, кожура, овощи, морковь, капуста, свекла, огурец, перец, редис, баклажан и т.д.

- Образование уменьш.-ласкат.суффиксов  существит.

яблоко-яблочко, огурец-огурчик

- Образование существит. ед. и мн. числа в разных падежах:

1. Родительный падеж

На картине много лимонов, груш.

Чего много в огороде? - Огурцов, свеклы, моркови.

2. Винительный падеж

Я положу в сумку апельсин (апельсины)

3. Творительный падеж.

Я пойду за огурцами и помидорами.

- Согласование числительных с существительными в роде , падеже и числе:

1 персик — 2 персика — 5 персиков.

- Составление рассказа о каком -либо фрукте/ овоще.

Что это?

Где растет? цвет, вкус и т.д.

- Развитие зрительного, слухового  внимания.

- Активизация словаря признаков: 

Вкус-кислый, сладкий, сочный.

Цвет -  свекольный, розовато-белый, малиновый, лимонный, оранжевый. Форма — круглый, овальный, треугольный. Поверхность- гладкая, шершавая, твердая, мягкая.

- Составление рассказа-сравнения о двух фруктах/ овощах, либо сравнить фрукт и овощ (чем похожи, чем отличаются?)

- Развитие мелкой моторики

 пальчиковая гимнастика, штриховка

- Активизация глагольного словаря:

выращивать, собирать, мыть, резать, варить варенье.

- Употребление глаголов с приставками:

Копать — закопать, выкопать.

Полоть — прополоть, выполоть.

- Развитие тактильного восприятия

«Чудесный мешочек»

- Активизация словаря наречий:

После лимона во рту (как?) - кисло.

 Тема 6 : «Грибы»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

- Активизация  предметного словаря:

боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, масленок, сыроежка,  лисичка, опенок, моховик, груздь, волнушка, поганка, грибница, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, корзина, пень

- Образование существительных  с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

гриб-грибочек, боровик- боровичок

- Образование и употребление существ. ед. и мн. числа в родительном падеже:

один гриб — много грибов,

один пень — много пней,

одна лисичка — много лисичек

- Согласование числительных с существительными в роде, числе , падеже:

1 боровик -  3 боровика — 5 боровиков

- Составление распространенных предложений с однородными членами: 

Мы пошли в лес за опятами, маслятами, … (лисичками, волнушками, сыроежками)

Грибы растут...( в лесу, в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве)

- Развитие зрительного, слухового внимания.

- Развитие логического мышления.

- Активизация словаря признаков:

 белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый.

- Подбор признаков к предмету :

Мухомор — красный с белыми крапинками, красивый, несъедобный, ядовитый

- Согласование числительных с прилагательными:

1 белый гриб — 2 белых гриба — 5 белых грибов

- Составление рассказа-

сравнения, что общего и чем отличаются мухомор и опенок.

- Загадки- описания

- Развитие мелкой моторики:

массаж подушечек пальцев с речевым сопровождением -

Развитие графо-моторных навыков, восприятия:

нарисуй красный мухомор с белыми крапинками и белый мухомор с красными крапинками

- Активизация глагольного словаря:

расти , собирать, готовить, резать, жарить, сушить, солить, мариновать, прятаться, заблудиться.

- Объяснить пословицы:

Назвался груздем- полезай в кузов.

Бояться волков — быть без грибков.

- Активизация словаря наречий: 

рядом, далеко, близко

 Тема 7:  «Дикие птицы (перелетные)»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Психические процессы

- Активизация и обогащение предметного словаря:

1. Названия:  аист, синица, снегирь,  грач, ласточка, журавль, цапля, лебедь, соловей, дрозд, скворец, утка, гусь,

2. Части тела: крыло, хвост, клюв, лапы, глаза

- Образование существительных в разных падежах:

1. Родит. падеж мн. числа

В лесу много щеглов.

2. Дательный падеж мн. числа

Насыпали зернышки птицам.

3. Творит падеж ед. и мн. числа

Журавли кружат над лесом.

4. Предлож. падеж ед. и мн. числа

Дома дети рассказали о птицах

- Образование существительных с уменьшит.-ласкат. суффиксами: гнездо-гнездышко, соловей-соловушка

- Образование однокоренных слов:

Глаз — глазок, глазастый.

- Согласование существительных в роде, числе, падеже:

Много взъерошенных птенцов

- Составление предложений из набора слов

- Заучивание стихотворений о перелетных птицах

- Развитие зрительного и слухового внимания

- Развитие памяти , логического мышления

- Активизация глагольного словаря:

1. Кто как подает голос?

Щебетать, курлыкать,гоготать, крякать.

2. Способ передвижения:

Порхают, вьётся, кружат.

- Употребление предлогов:

Грачонок сидел в гнезде.

Коршун кружил над гнездом.

- Образование глаголов с помощью приставок:

Порхать — спорхнул, упорхнул.

Летают- улетают, взлетают, прилетают, отлетают, подлетают, перелетают

- Формирование общей моторики

подвижные игры, имитация повадок птиц

- Активизация словаря признаков:

1. Эпитеты

Лебедь —  белый,красивый, грациозный, длинношеий

2.Антонимы

песня грустная — веселая;

птица перелетная — зимующая.

- Образование сложных слов :

Не двигается — неподвижный

- Образование притяжательных прилагательных:

Песня соловьиная и т.д.

- Составление рассказа- описания по схеме:

1. Классификация.

2. Размер

3.Части тела

4. Повадки

 Тема 8 : «Зимующие птицы»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Психические процессы

- Активизация и обогащение предметного словаря:

Названия: ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, дятел, кукушка, свиристель, синица, клест, поползень, сойка, куропатка, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь.

Корм: мясо, сало, пшено, жучки кормушка.

- Образование существительных с уменьшит.-ласкат. суффиксами:

голубь-голубок, снегирь-снегирек, воробей-воробушек

 Прослушивание рассказа «Первый снег» , ответы на заданные вопросы, пересказ

Вопросы:

1. Какое время года наступило?

2.О каких птицах говорится в рассказе?

3. Что сделали тетерева, когда проснулись?

4. А тебе какой лес больше нравится — зимний или осенний?

- Развитие зрительного и слухового внимания:

«Дятел»- Взрослый отстукивает ритмы, а ребенок повторяет за ним

- Развитие памяти , логического мышления

- Активизация словаря признаков:

 Эпитеты

Воробей — серый, невзрачный, драчливый, боевой, удалой.

- Образование сложных слов:

красногрудый, длинношеий, разноцветный, черноголовый

- Составление рассказа- описания по схеме:

1. Классификация.

2. Размер

3.Части тела

4. Повадки

- Формирование общей моторики:

подвижные игры

- Активизация глагольного словаря:

1. Кто как подает голос?

Чирикать,каркать, ворковать, щелкать.

- Составление распространенных предложений с однородными членами:

Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам, ...

Кошки охотятся за воробьями, снегирями, голубями, ...

-Формирование мелкой моторики:

пальчиковая гимнастика

- Активизация словаря наречий.

Ворона кричит (как?) - мерзко.

кукушка кукует (как?) -

 неустанно.

- Загадки — описания

снегирь, дятел, воробей

 Тема 9: «Дом. Семья.»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Психические процессы

- Активизация  предметного словаря:

мама, отец. брат, сестра,  бабушка, дедушка, семья.

- Образование существительных с уменьшит.-ласкат. суффиксами:

мамочка, дедулечка

- Образование существит. мн. числа в именит., родит.,дательном, творит, предлож. падежах.

Родители любят своих детей.

Читают сказки детям.

Гордятся своими детьми.

Заботятся о детях.

- Согласование числит. с существит. в роде, падеже, числе.

1 брат- 2 брата- 5 братьев.

- Образование однокоренных слов:

Брат — братик, братишка, браток.

- Развитие монологической речи.

- Развитие зрительного и слухового внимания.

- Активизация словаря признаков:

1. качественные прилагательные:

Мама (какая?) - добрая, ласковая, заботливая, нежная.

2. Антонимы:

бабушка старенькая — а мама молодая

- Составление рассказа по плану о маме, папе.

- Развитие  логического мышления.

- Активизация словаря наречий:

Как мама говорит? - нежно, ласково.

- Формирование навыков диалогической речи:

- драматизация сценок из семейных взаимоотношений.

- Формирование общей моторики

подвижные игры, физминутки

- Активизация глагольного словаря:

Любить, готовить, помогать, чинить, стирать.

-Формирование мелкой моторики

самомассаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика

 Тема 10 : «Наш город. Наша Родина.»

Словарная работа

Грамматический строй

 Связная речь

Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

Бронницы, город, улица, переулок, площадь, памятник, автостанция, дрм, школа, больница, стадион, музей, библиотека, Россия, Родина,президент, Москва, столица

-Образование существ. с уменьшит.-ласкат. суффиксами:

дом-домик, город-городок, улица-улочка

- Образование существит. в разных падежах:

1. Родит. падеж мн. числа.

В городе много улиц, переулков.

2.Творит. падеж ед. и мн. числа Любуюсь улицей (улицами), памятником (памятниками).

3. Предлож. падеж ед. и мн. числа.

Я рассказала гостям о здании (зданиях).

- Согласование числительных с существит. в роде, числе и падеже:

1 здание — 2 здания — 5 зданий

- Образование однокоренных слов:

улица- улицы, улочки, уличный

 - Рассказ о том, мимо чего ты проходишь, когда направляешься в детский сад

- Рассказ по плану.

1. Что это?

2. Как выглядит это здание?

3. Что там находится?

4. Что там делают?

5. Сколько в нем этажей?

6. Какая у него крыша?

- Развитие речевого внимания :

- Игра «Можно ли так говорить?»

- Развитие зрительного и слухового внимания

- Активизация глагольного словаря:

Город (что делает?) - строится, хорошеет, растет.

- Заучивание стихотворения о родном городе.

- Развитие логического мышления :

- дидактическая игра «Это правда или нет?»

- Активизация словаря признаков:

1. Качественные прилагательные

Страна (какая?) - большая, дружная, сильная.

Улицы (какие?) - широкие, длинные, многолюдные.

Дома (какие?) - многоэтажные, жилые, разноцветные,

 благоустроенные.

2. Антонимы

В морях вода соленая, а в реках пресная.

Горы высокие, а равнины низкие.

Тесно-просторно, тихо-шумно, спокойно-тревожно, широко-узко.

- Образование относительных прилагательных

Москва — область московская.

Калуга — область Калужская.

Раменское — район Раменский.

- Дополнение рассказа воспитателя яркими, точными словами

- Активизация словаря наречий:

На улице (как?) - шумно.

Возле фонтана (как?) - прохладно, свежо, весело.

В сквере (как?) - зелено, тихо.

 Тема 11 :   «Мебель»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Классификация мебели.

кухонная — обеденный стол, стулья, посудные шкафы, сервант, полки, мойка

- мебель для гостиной — диван, кресло, канапе.

2. Обобщение — понятие гарнитур.

- Образование существит. в разных падежах:

1. Родит. падеж ед. и мн. числа.

В комнате много стульев.

Нет стула.

2. Дательный падеж ед. числа.

Подойди к дивану (кровати).

Радуюсь новому стулу и тумбочке.

3. Творит. падеж ед. и мн. числа

Сижу на стуле, диване.

Сидят на стульях, диванах.

- Образование существит. с разными суффиксами:

ласкат.-уменьшит.: стул-стульчик

увеличительными: диван-диванище

- Согласование числительных существительными в роде, числе и падеже : 1 стул- 2 стула — 5 стульев

- Развитие речевого, слухового, зрительного внимания.

- Активизация глагольного словаря:

Мебель можно (делать что?) - покупать, привозить, расставлять, чинить, ремонтировать, протирать, собирать, ломать, полировать, выбирать.

- Образование глаголов с помощью приставок:

рубить — срубить, нарубить, отрубить

- Развитие логического мышления, памяти.

- Активизация словаря признаков:

Шкаф- высокий, большой, прямоугольный, коричневый, блестящий.

- Образование относительных прилагательных

Стул из пластмассы — пластмассовый

Шкаф из дерева - деревянный

- Составление рассказа-описания о каком-либо предмете по плану.

1. Что это?

2. Из чего сделан?

3. Какие у него детали?

4. Как им пользоваться?

- Формирование мелкой и общей моторики.

- Активизация словаря наречий:

удобно, комфортно, устойчиво, мягко, жестко.

- Употребление сложных предлогов.

Бусы упали под шкаф.

Достала мячик из-за шкафа.

 

Тема 12 : «Посуда»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Предметы

Кофейник, самовар, блюдо, дуршлаг, сервиз.

2. Классификация

Столовая посуда -  мелкие и глубокие тарелки, супница, блюда, салатница.

Декоративная посуда — вазы, декоративные тарелки

- Образование существит. ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родит. падеж

На столе нет вилки (вилок), ложки (ложек).

2. Творительный падеж

Я режу хлеб ножом (ножами)

3. Предложный падеж.

Я варю суп в кастрюле (кастрюлях).

- Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

1 ложка- 2 ложки — 5 ложек

- Образование новых слов с помощью суффиксов и окончаний

Солонка, сухарница, хлебница, молочник, сахарница

- Образование существит. с разными суффиксами

1. С уменьшит. - ласкательными

Кофейничек, тарелочка

2. С увеличительными

Самоварище

- Развитие зрительного, слухового, речевого внимания.

- Развитие памяти, логического мышления:

игры «Найди ошибку», «Угадай лишнее».

- Активизация глагольного словаря:

 В посуде (делают что?) - режут, варят, жарят, пекут.

- Образование глаголов с помощью приставок:

зажарить, поджарить, обжарить, нажарить, пережарить.

- Развитие пространственной ориентировки:

- сервировка стола к обеду (завтраку, ужину);

- ориентация на поверхности стола (справа от...., слева от …, в середине, впереди)

- Активизация словаря признаков:

1. Антонимы

Тарелка глубокая — блюдце мелкое.

2. Качественные прилагательные

Тарелка (какая?) - глубокая, легкая, с золотым ободком.

- Образование относительных прилагательных

Посуда для кухни — кухонная, для чая — чайная, для кофе — кофейная.

- Образование сравнительной степени прилагательных

Стакан ниже графина ( уже, глубже).

- Образование притяжательных прилагательных

Посуда из фарфора — фарфоровая

Стакан из стекла - стеклянный

 - Составление рассказа — описания о каком-либо предмете по плану.

1. Что это?

2. Какая она?

3. Из чего сделана?

4. Для чего предназначена?

5. Как за ней ухаживать?

- Составление рассказа-сравнения о двух предметах посуды ( чем похожи, чем отличаются?)

 

- Активизация словаря наречий:

Очень вкусно, горячо, сладко

 Тема 13 : «Транспорт»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Составные части.

Кабина, салон, иллюминатор, фары, турбины, пропеллер, шасси, хвост, винт, борт, трап, якорь, палуба, нос.

2. Названия:

Трамвай, самолет, вертолет, теплоход, лодка, метро, троллейбус.

3. Профессии на транспорте:

шофер, водитель, пилот, моряк, капитан, стюардесса

- Образование существительных в разных падежах.

1. Родит. падеж мн. числа.

В порту много кораблей, катеров.

2. Дательный  падеж ед. и мн. числа

Давайте подойдем к этому судну ( этим судам).

3. Творит. падеж ед. и мн. числа

Путешествовать можно поездом (поездами) или самолетом (самолетами).

4. Предлож. падеж ед. и мн. числа.

Важные грузы перевозят на судам (судне).

- Образование существит. с уменьшит. - ласкат. суффиксами.

Самолетик, катерок

- Согласование существит. с числит. в роде, числе, падеже.

1 поезд — 2 поезда — 5 поездов.

- Образование однокоренных слов:

Вода — водный, водяной, водичка, подводный.

- Составление предложений по данным словам

- Развитие логического мышления:

- решение логических задач;

- игра «Что лишнее?»

- Развитие зрительного и слухового внимания, памяти

- Активизация глагольного словаря:

1. Действия

Машина — едет, мчится, несется, тормозит.

2. Антонимы

спуститься — подняться, отходить - приходить

- Употребление предлогов.

Поеду в такси.

Полечу на самолете.

- Образование глаголов с помощью приставок.

Везти — привезти, подвезти, завести, перевезти, увезти.

- Активизация словаря признаков:

1. Качественные прилагательные.

Сиденья (какие?) - мягкие, жесткие, удобные.

2. Классификация транспорта.

Водный, наземный, воздушный, пассажирский, грузовой, гужевой, легковой

- Составление рассказа о каком-либо виде транспорта по плану.

1. Что это?

2. Какой он?

3. Как передвигается?

4. К какому виду транспорта относится?

 

Тема 14 : «Зима (зимняя одежда, зимние забавы)»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Месяцы: декабрь, январь, февраль

2. Существительные, характеризующие состояние природы зимой:

мороз, холод, ветер, лёд, снегопад, льдинка, вьюга, метель, узор, иней, поземка, стужа

3. Одежда: дубленка, пуховик, комбинезон, рукавицы, перчатки, варежки, валенки, шапка

4.Зимние развлечения : лыжи, санки, коньки, снежки, горка, снеговик, каток, лопата, хоккей

- Образование существительных мн. числа в разных падежах.

1. Родит. падеж

Зимой много ветра, снега, штормов, снегопадов.

2. Творительный падеж.

Зима приходит с вьюгами, метелями, морозами.

Дети выходят гулять с лыжами, санками, коньками.

3. Предложный падеж.

Зимой дети вспоминают о лыжах, санках, коньках.

- Образование существит. с уменьшит.-ласкат. суффиксами

Ветер-ветерок, ветерочек, лёд — ледок, ледочек, санки -саночки.

- Согласование  числительных с существит. в роде, числе, падеже

1 снежинка — 2 снежинки, 5 снежинок.

- Образование однокоренных слов

Снег — снежный, снегопад, снеговик, снежок.

- Образование сложных слов.

Долго падает снег — снегопад.

Санки для катания по снегу — снегокат.

- Составление предложений с заданными словами:

День морозный;

пошел с санками;

Ваня гулять.

- Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

- Формирование языкового чутья:

-объяснение значения пословиц.

- Активизация глагольного словаря:

Снег ( что делает?) - ложится, сверкает, блестит.

Действия: покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать,хрустеть.

Антонимы:

 развязывать - завязывать, расстегивать — застегивать

расшнуровывать — зашнуровывать

раздевать — одевать, надевать

- Образование глаголов с помощью приставок.

Заметает, сметает, умчится, примчится

- Развитие логического мышления:

- название видов спорта, которые подходят для зимы. Объяснение выбора.

- Активизация словаря признаков:

1. Качественные прилагательные.

Снег (какой?) - белый, легкий, сверкающий, пушистый, искристый.

Мороз (какой?) - сильный, жестокий, трескучий, суровый

День (какой?)- зимний, морозный, студеный.

2. Антонимы

Снег мягкий — лед твердый.

 - Согласование числительных с прилагательными:

1 зимняя ночь — 2 зимние ночи — 5 зимних ночей

1 синяя варежка — 2 синие варежки — 5 синих варежек.

- Составление рассказа-описания по картине с изображением зимнего пейзажа

- Формирование общей моторики:

- постройки из снега;

- подвижные игры

- Активизация словаря наречий:

На улице (как?) - морозно, холодно, темно, хмуро.

Тема 15 : «Новый год. Рождество»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация   предметного словаря:

Утренник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя ёлочка, снеговик, праздник, Рождество

- Образование существительных в родительном падеже мн. числа

Много , игрушек, подарков, радости, веселья.

- Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

1 подарок — 2 подарка — 5 подарков

- Употребление сложных предлогов

Зайчик прыгает под ёлочкой.

Я достал подарок из-под ёлочки.

 - Составление рассказа «Как мы елочку  наряжали»

- Формирование общей и мелкой моторики:

- изготовление елочных украшений

- Развитие зрительного и слухового внимания

- Активизация словаря признаков:

Подбор эпитетов, характеризующих предмет по внешнему виду

Шарик — стеклянный, круглый, блестящий

- Составление рассказа-описания о елочной игрушке по плану.

1. Что это за игрушка?

2. Какая она?

3. Из чего сделана?

4. Кто ее смастерил и как?

5. Что ею украшают?

- развитие логического мышления, воображения

- Активизация глагольного словаря:

Наряжать, украшать, праздновать, веселиться, петь , танцевать, читать стихи, играть

- Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику

- Активизация словаря наречий:

На празднике (как?) - шумно, весело, дружно

Тема 16: «Домашние животные , птицы»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Профессии.

Телятница, доярка, свинарка, конюх, птичник.

2.Названия животных

Бык, корова,  конь, лошадь,   баран, овца, козел, коза, курица, петух,  гусь, гусыня,  индюк, индейка, селезень, утка

3. Детеныши.

теленок, жеребенок, ягненок, щенок, поросенок, цыпленок, гусенок, индюшонок.

4. Части тела животных  и птиц

Рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы, клюв, оперение, лапы.

- Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

1. Родит. падеж

Нет щенка — щенят.

2. Творительный падеж.

Корову кормят травой, сеном.

Кошку кормят мясом, молоком.

Гусыня идет с гусятами.

- Образование существит. с уменьшит. - ласкат. суффиксами

Теленок- теленочек, утенок-утеночек

щенок- щеночек.

-  Образование существит. мн. числа

корова — коровы,

овца — овцы, цыпленок-цыплята

жеребенок — жеребята

- Согласование числит. с существит.

1 ягненок — 2 ягненка — 5 ягнят.

- Составление рассказа по набору слов.

 - Развитие зрительного , слухового внимания и памяти

- Развитие логического мышления:

отгадывание загадок

- Активизация глагольного словаря:

1.Кто как подает голос?

Мычит, ржет, блеет, мяукает, лает, хрюкает, кудахчет, гогочет, болбочет.

2. Кто как передвигается?

Скачет, прыгает, бегает, ходит, ползет, мчится, вышагивает, переваливается

- Образование глаголов мн. числа:

кудахчет — кудахчут, гогочет — гогочут

- Образование глаголов с помощью приставок

Лошадь — прискакала, ускакала, перескочила

- Развитие мимики, общей моторики:

демонстрация повадок домашних животных

- Активизация словаря признаков:

1. Внешний вид.

Лошадь (какая?) - гнедая, белогривая.

Курица (какая?) -  пестрая, короткохвостая, суетливая, неугомонная.

2. Антонимы.

Высокий — низкий, сильная — слабая, трусливый — смелый, рогатый- безрогий, суетливый - спокойный

-Образование сложных слов

У гусыни голова белая — она белоголовая.

- Образование притяжательных прилагательных

Подушки из гусиного пуха — гусиные

перья от петуха - петушиные

- Составление рассказ-описания по плану.

1. Кто это?

2. Размер?

3. Части тела?

4. Чем питается?

5. Где живет?

6. Какую пользу приносит людям?

- Формирование языкового чутья:

объяснение пословиц

- Активизация словаря наречий:

Гусь ходит (как?) - важно, настороженно.

Птенцы пищат (как?) - громко, жалобно.

Петух кукарекает (как?) — пронзительно, звонко.

- Употребление предлогов

Зерно склевали с блюдца

Червяка достали из травы.

Жука нашли под кустом.

Тема 17:  «Дикие звери Севера, Тайги.»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Названия животных.

 белка, ёж, медведь, заяц, волк, лось, лисица, кабан,рысь, енот, бобр, олень, ласка, куница, ондатра, выдра, барсук,

2.Части тела животных

клыки, морда, хвост, уши, туловище, лапы, когти, рога, копыта

3. Жилище

берлога, логово, нора, дупло

- Образование существит. с уменьшит.-ласкат. суффиксами

Лисенок — лисеночек.

- Образование существительных в разных падежах

1. Родит. падеж мн. числа

В лесу много медведей, волков, лосей, кабанов, зайцев.

2. Творит. падеж ед. и мн. числа.

Буду охотиться за зайцем (зайцами)

- Образование существит. ед. и мн. числа, обозначающих детенышей зверей

Медвежонок — медвежата, лисенок - лисята

- Согласование существит. ед. и мн. числа, обозначающих детенышей зверей

1 медвежонок — 2 медвежонка — 5 медвежат.

- Составление рассказа  по набору слов

 - Развитие зрительного и слухового внимания

- Активизация глагольного словаря:

 Заяц (что делает?) - прыгает, скачет, грызет, дрожит и т.д.

- Развитие логического мышления

отгадывание загадок,

игра «Четвертый лишний»

- Активизация и обогащение словаря признаков:

1. Внешний вид

Медведь — огромный, бурый, белый, лохматый, толстопятый.

2. Повадки

Медведь — неуклюжий,

 косолапый, сильный.

3. Антонимы

проворный - неповоротливый

 - Образование сравнительной степени прилагательных

У лисы мягкий мех, а у зайца еще мягче.

- Образование притяжательных прилагательных

Берлога (чья?) - медвежья.

Логово (чьё?) - волчье.

- Составление рассказа-описания о звере по плану.

1. Кто это?

2. Внешний вид, повадки зверя.

3.Чем питается?

4. Где живет, что делает?

- Развитие мимики , общей моторики

демонстрация повадок животных

- Активизация словаря наречий:

Белка прыгает (как?) - ловко, стремительно, быстро, резко.

 Тема 18 : «Дикие животные жарких стран»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

Юг, Африка, пустыня, джунгли, жираф, зебра, бегемот, лев, леопард, кенгуру, слон, носорог, крокодил, тигр,газель, антилопа, верблюд,  черепаха, обезьяна, гепард, коала, попугай, страус, варан.

- Образование существит. мн. числа от существит. ед. числа

верблюжонок — верблюжата

бегемот — бегемоты

жираф- жирафы

- Согласование числительных с существит.  в роде и числе.

1. Родит. падеж мн. числа

В Африке много жирафов, львов.

2. Творит. падеж ед. и мн. числа

Буду наблюдать за обезьянами, жирафами, кенгуру.

- Развитие зрительного, слухового внимания

- Формирование мелкой моторики

- Активизация глагольного словаря:

Прыгает, тянется, плавает, гоняется, рычит, ныряет, нападает, подкрадывается.

- Развитие логического мышления

отгадывание загадок

 Активизация и обогащение словаря признаков:

1. Внешний вид.

Полосатый, пятнистый, огромный, лохматый, сумчатый.

2. Повадки

Стремительный, неуклюжий, медлительный, выносливый.

3. Антонимы

Проворный — неповоротливый

Быстрый — медлительный

колючий - пушистый

 - Образование притяжательных прилагательных

Морда  верблюда — верблюжья

Морда крокодила — крокодилья

- Образование сравнительной степени прилагательных

Тигр опасен, а лев еще опаснее.

Слон высокий, а жираф еще выше.

- Образование сложных слов

Жираф — длинношеий,двугорбый

бегемот — толстомордый

Страус — быстроногий.

  - Составление рассказа — описания по предлагаемой схеме

1. Кто это?

2. Чем оно питается?

3. Где живет?

4. Есть ли у него враги?

5. Как оно защищается?

- Развитие мимики, общей моторики

демонстрация повадок животных

Тема 19 : «Головные уборы»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Классификация

 Летние головные уборы: косынка, панама, шляпа, берет, платок, бейсболка, фуражка, пилотка.

2. Детали:

Поля, козырек, заклепки, ленты, завязки, помпоны.

3. Названия профессий людей, носящих форменные головные уборы.

Военные, летчики, моряки, почтальоны.

 - Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах

1. Родит. падеж

В магазине много платков, шляпок, косынок.

2. Творит. падеж

Мы пойдем в магазин за шляпой (шляпами), каской (касками), кепкой (кепками).

3. Предлож. падеж

Я буду гулять в берете, косынке, панаме.

- Согласование числите. с существит. в роде, числе и падеже

1 кепка — 2 кепки — 5 кепок

 - Составление предложений из набора слов.

- Дополнение рассказа воспитателя своими словами.

- Развитие зрительного и слухового внимания и мышления

- разгадывание загадок — шуток;

- игра «Что лишнее?»

- Активизация глагольного словаря:

Что можно делать с головными уборами?- выкраивать, продавать, носить, чистить, дарить.

 - Образование глаголов с помощью приставок

Кроить — скроить, выкроить, перекроить.

Носить — переносить, доносить, заносить, уносить.

 - Развитие мелкой моторики

- завязки.

Активизация  словаря признаков:

1. Антонимы.

Легкий — тяжелый, мягкая — жесткая

2. Качественные прилагательные

Шляпа — форменная, теплая, легкая, цветная (красная, синяя, желтая и т. д.), удобная, стильная, яркая.

 - Образование относительных прилагательных

панама из ситца — ситцевая

Платок из шелка — шелковый

Кепка из джинсовой ткани — джинсовая

Зимняя шапка из меха - меховая

 - Составление рассказа — описания по плану.

1.Какой формы головной убор?

2. Из чего сделан?

3. Для чего он?

4. Как за ним ухаживать?

- Формирование общей моторики

подвижные игры, физминутки с речевым сопровождением

- Активизация словаря наречий

Тепло, прохладно, удобно, гладко, шершаво.

- Развитие памяти и воображения.

  Тема 20 : «Одежда, обувь»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация   предметного словаря:

1. Классификация.

Летняя одежда: шорты, футболка, сарафан, носки, гольфы.

Летняя обувь: туфли, босоножки, сандалии, шлепанцы, сланцы.

2. Детали.

- Рукав, воротник, подол, пуговицы, манжеты.

- Каблук, пряжка, шнурок, носок, стелька, язычок

 - Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах

1. Родит. падеж

Много у девочек юбок, платьев.

2.Предлож. падеж.

Девочки в платьях, мальчик в костюме.

3. Творит. падеж.

Мы с мамой пойдем в магазин за платьем.

- Образование существит. с уменьшит. - ласкат. суффиксами

сарафан — сарафанчик, куртка- курточка

-Согласование числит. с существит. в роде, числе и падеже.

1 рубашка — 2 рубашки — 5 рубашек

 - Развитие вопросно-ответной речи:

слушание рассказа;

ответы на вопросы.

- Пересказ рассказа.

- Развитие логического мышления.

 отгадывание загадок.

- Активизация глагольного словаря:

Что можно делать с одеждой и обувью? - Выкраивать, шить, примерять, выбирать, стирать, гладить.

 - Употребление предлогов.

свитер надет на рубашку.

Рубашка под свитером.

- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Мама шьет платье, а Аня уже сшила.

- Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

Активизация  и обогащение словаря признаков:

1. Качественные прилагательные.

Сарафан (какой?) - детский, женский, летний, красный.

Кроссовки (какие?) - спортивные, легкие, свободные, детские, взрослые.

2. Антонимы.

Брюки длинные, а шорты короткие.

Короткие ботинки — длинные сапоги.

 - Образование сравнительной степени прилагательных.

Кофта короче платья.

Косынка красивее панамы.

- Составление рассказа-описания о предмете одежды.

1. Какая она? ( по сезону, принадлежности)

2. Из чего сделана?

3. Какие у нее детали?

4. Как следить за ней?

- Формирование общей и мелкой  моторики

выполнение шнуровки

- Активизация словаря наречий

В тапочках — легко, удобно, мягко.

Хорошая одежда — это удобно, красиво.

 Тема 21: «День Защитника Отечества»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация   предметного словаря:

1 .Общие понятия.

Родина, армия, войска, защитник.

2. Названия воинских профессий.

Матросы, летчики, артиллеристы, танкисты.

 - Образование существит. родит. падежа ед. и мн. числа.

Много (чего?) - снарядов, патронов, орудий.

 - Пересказ текста

- Составление рассказ по картине «Пограничники»

- Придумывание конца рассказа

  -Развитие речевого  и слухового внимания:

- слушание рассказа «Тишина на границе»

- пересказ рассказа

- Развитие памяти, логического мышления

Активизация  словаря признаков:

Защитники (какие?) - смелые, ловкие, сильные, отважные.

 - Образование сравнительной степени прилагательных.

У старшего брата руки сильные, а у солдата еще сильнее.

 - Развитие пространственного восприятия

- Активизация глагольного словаря:

Стрелять, защищать, тренироваться

- Дифференциация глаголов несовершеного вида ед. и мн. числа.

бегут — бежит, стреляют — стреляет, маршируют - марширует

- Заучивание стихов к праздничному концерту

- Формирование общей и мелкой моторики

- изготовление подарков для дедушек и пап

- Активизация словаря наречий

Смело, решительно, отважно.

Тема 22: «Спорт. Виды спорта.»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Классификация

Летние виды спорта: бег, легкая атлетика, теннис

Зимние виды спорта: лыжи, биатлон, фигурное катание, конькобежный спорт.

2. Названия спортсменов:

Боксер, лыжник, пловец, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист, футболист, фигурист, шахматист, хоккеист.

3. Спортивное снаряжение.

Велосипед, мяч, штанга, обруч, боксерские перчатки, ракетка

- Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах

1. Родит падеж.

У меня нет лыж, велосипеда и мяча.

2. Предлож. падеж

Репортаж о зимних соревнованиях лыжников, фигуристов состоялся.

3. Творит. падеж

Мы пойдем на склад за рапирой, боксерскими перчатками, обручем.

- Согласование числительных с существит. в роде, числе и падеже.

1 обруч — 2 обруча — 5 обручей.

 - Пересказ рассказа

- Составление рассказа «Как занимаются спортсмены» ( на примере одного вида спорта)

- Составление предложений из набора слов.

 - Развитие памяти, логического мышления, внимания:

подсчет отдельных предметов и их пар ( лыж, коньков, перчаток)

 - решение логических задач ( Три пары лыж. - Сколько детей?)

 - Развитие речевого, слухового, зрительного внимания.

 - Формирование общей моторики

- спортивные игры

- Активизация глагольного словаря:

Бегать, плавать, прыгать, выступать, бросать, метать, тренироваться, бороться, побеждать, проигрывать.

 - Употребление предлогов.

Идти на стадион.

Выйти со стадиона.

- Формирование мелкой моторики:

выкладывание мозаики, лото

Уточнение и активизация словаря признаков:

1.Антонимы.

Атлетика тяжелая — легкая.

Результаты хорошие — плохие.

2. Качественные прилагательные

Спортсмены — сильные, ловкие, смелые

 - Образование сравнительной степени прилагательных.

Тот, кто занимается спортом, сильнее того, кто спортом не занимается.

- Образование относительных прилагательных.

Лыжи из дерева — деревянные.

Лыжи из пластика — пластиковые.

- Образование сложных слов

Бегает на коньках — конькобежец

Гонки на велосипедах — велогонки.

- Обогащение словаря наречий

Пробежать (как?)— быстро, успешно, результативно.

Тема 23 : «8 Марта»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  предметного словаря  :

1. Природные  явления

весна, солнце,  сосулька, капель, март, потепление

2. Цветы

Подснежник, мимоза, розы, тюльпаны, нарциссы, гвоздики

 - Образование существительных с уменьшительно-ласкат суффиксами.

Сестреночка, мамулечка.

Анна, Аня — Анечка

Анастасия, Настя — Настенька

Елена, Лена — Леночка

Ольга, Оля — Оленька

Ирина, Ира — Ирочка

Мария, Маша — Машенька

- Образование существительных в именит., винит., предлож. падежах мн. числа

Дети любят своих мам.

Делают подарки мамам.

Гордятся своими мамами.

Рассказывают о своих мамах.

 - Составление рассказа по плану о маме, бабушке, сестре.

-

- Формирование языкового чутья

объяснение пословиц ( Вся семья вместе — так и душа на месте), фразеологических оборотов (золотые руки, горячее сердце)

- Активизация словаря признаков:

1.Антонимы

 Папа сильный, а мама слабая.

2. Качественные прилагательные

Мама — родная,молодая, красивая, добрая, нежная, заботливая, любимая, счастливая.

День 8 марта — теплый, солнечный, весенний, радостный

Праздник — долгожданный, мамин

 - Заучивание стихотворений к праздничному утреннику

 - Развитие логического мышления

 - Формирование общей и мелкой моторики

- изготовление подарков для бабушек и мам

- Активизация глагольного словаря:

Приходить, наступать, светить, греть, пригревать, таять, готовить, дарить, получать (подарки), радоваться, гордиться, желать, хвалить, поздравлять

- Чтение рассказа «Женский день», ответы на вопросы, пересказ.

 

- Активизация  словаря наречий :

Как готовит мама? -  быстро, вкусно, много.

Тема 24 : «Весна»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Обогащение  предметного словаря  :

Месяц, весна, март, апрель, май

проталины, сосульки, ручьи, капель, оттепель, начало, льдины, ледоход, погода, птицы перелетные, скворечник, гнезда, линька.

 - Образование существительных множ. числа в разных падежах

1. Родит. падеж

Весной много сосулек, ручейков, проталин.

2.Творит. падеж

Весна приходит с дождями, оттепелями.

3. Предлож. падеж

Весной дети вспоминают о корабликах, цветах.

- Согласование  числит. с существит. в роде, числе, падеже

1 сосулька-2 сосульки -5 сосулек

 - Развитие логического мышления:

отгадывание загадок

- Формирование общей моторики

- Развитие зрительного внимания, памяти

 игра«Что не так?»

- Активизация глагольного словаря:

Ручьи (что делают?) - бегут, журчат, шумят.

- Употребление предлогов над, под, на, в  и др.

Птицы летят над лесом.

Весной цветы появляются из-под снега.

На деревьях и кустарниках распускаются почки.

В лесу проснулись ежи, барсуки, медведи.

Под сосной засуетились муравьи.

- Образование глаголов с помощью приставок

Кораблик — плывет, подплывает, выплывает, переплывает, отплывает, приплывает, заплывает.

Птица — летит, подлетает, вылетает, перелетает, отлетает, улетает, прилетает, залетает

- Развитие слухового внимания

- Активизация словаря признаков:

1. Качественные прилагательные.

Погода (какая?) - солнечная, теплая, ветреная.

Лес (какой?) - зеленый, высокий, радостный.

Утро (какое?) - весеннее, пасмурное, ранее.

2. Антонимы

Снег мягкий, а лед твердый.

Солнце горячее, а ветер холодный.

Песок сухой, а вода мокрая.

 - Составление рассказа-описания о весне по картине.

- Сравнение двух времен года (зимы и весны) по схеме.

Погода весной.

Растения весной.

Животные (дикие, домашние).

Люди (занятия, одежда)

- Активизация  словаря наречий :

На улице (как?) - тепло, солнечно, светло, дождливо.

В лесу (как?) - зелено, страшно, темно, светло, свежо, сыро, сухо, чисто, грязно.

 Тема 25: «Электроприборы»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация   и обогащение предметного словаря  :

1.Основные понятия.

Приборы, предметы, электричество, устройства

2. Названия приборов

Утюг, холодильник, телевизор, телефон,  магнитофон, мясорубка, кофемолка,  кофеварка,миксер,микроволновая печь, фен, пылесос, электроплита.

3. Части приборов.

Шнур, вилка, лампа, подставка, плафон, выключатель.

 - Образование существительных  един. и множ. числа в разных падежах

1. Родит. падеж

Дома много электроприборов.

У нас нет телефона, магнитофона и телевизора.

2. Творит. падеж

Мама пользуется миксером и мясорубкой.

3.Предлож. падеж

 Мама рассказала о новом пылесосе, утюге и других приборах.

- Согласование  числит. с существит. в роде, числе, падеже

1 утюг- 2 утюга — 5 утюгов

- Образование сложных слов

Сосет пыль — пылесос.

Варит кофе — кофеварка

Рубит мясо - мясорубка

 - Составление творческого рассказа «Как нам помогают бытовые приборы?»

- Заучивание стихотворений о предметах быта

 - Развитие пространственной

ориентировки

составление плана-схемы квартиры с предметами быта.

- Развитие фантазии и логического мышления дидактическая игра «Что было бы , если...»

- Обогащение  словаря признаков:

электрический, бытовой, удобный, механический, кухонный.

 - Образование сравнительной степени прилагательных

Из печки каша вкуснее, чем из микроволновки.

Комбайн мелет продукты быстрее, чем мясорубка.

 - Составление описательного рассказа об одном электроприборе по плану-схеме

- Развитие внимания, памяти, мышления

- Активизация глагольного словаря:

Помогать, пылесосить, хранить, заводить, включать, выключать.

- Употребление сложных предлогов

Достать продукты из холодильника

Взять программу из-под телевизора

Достать кассету из-под магнитофона

- Образование глаголов с помощью приставок

Тереть- вытереть, протереть, затереть

Стирать- выстирать, постирать, простирать.

- Развитие мелкой моторики

выкладывание мозаики, лото

- Активизация  словаря наречий :

удобно, быстро, легко, правильно.

Тема 26 : «Музыкальные инструменты»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация   и обогащение предметного словаря  :

1.Названия

Балалайка, бубен, гитара, гармонь, баян,аккордеон скрипка, фортепиано (пианино), рояль, барабан, флейта, виолончель, труба, саксофон

2.Общие понятия

Музыка ,смычок, педали, клавиши, барабанные палочки, струны, ноты, оркестр, ансамбль, инструмент, филармония

3. Профессии

Скрипач,  барабанщик, трубач, пианист, гитарист, виолончелист, флейтист, гармонист, баянист, дирижёр, настройщик, музыкант

 - Образование названия профессий от названия музыкальных инструментов с помощью суффиксов — ист , - щик. - ач

На гитаре — гитарист

На пианино — пианист

На трубе — трубач

- Образование существит. женского  рода от существит. мужского  рода ( на материале профессий)

Он виолончелист, а она  виолончелистка

Он пианист, а она  …

Он гитарист, а она …

 - Образование существительных  един. и множ. числа в разных падежах

1. Родит. падеж

В нашем оркестре много музыкантов.

2. Винит. падеж.

Я люблю слушать звучание скрипки и флейты.

3. Предложный падеж

Я мечтаю научиться играть на рояле.

- Согласование  числит. с существит. в роде, числе, падеже

1 скрипка- 2 скрипки-5 скрипок

Волшебное слово : пианино ( не склоняется)

- Составление предложений из набора слов.

- Работа с деформированным текстом

- Развитие внимания, памяти, мышления

- Активизация глагольного словаря:

Играет, музыцирует,  вдохновляет, звучит, настраивать (инструмент)

 - Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в наст. времени

играю — сыграю

пою - спою

- Развитие логического мышления

отгадывание загадок

- Обогащение  словаря признаков:

Музыка (какая?) - нежная, спокойная, классическая, медленная, задорная, быстрая, веселая

 - Образование сравнительной степени прилагательных.

Труба звучит громко, а тромбон еще громче.

- Составление описательного рассказа по плану-схеме

- Развитие мелкой моторики

имитация игры на фортепиано ( движения пальцев по клавишам)

- Активизация  словаря наречий :

Музыка звучит (как?) - тихо, шумно, быстро, медленно

 

Тема 27 : «Профессии»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

Армия: танкисты, моряки, летчики, артиллеристы.

Сельское хозяйство: доярка, фермер, телятница, пастух.

Строительство: архитектор, чертежник, каменщик, плотник, столяр, стекольщик.

Наука: профессор, ученый, инженер, физик, химик, биолог.

Медицина: врач, хирург, гомеопат, педиатр, ортопед.

Детский сад: заведующий,  воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, медсестра, повар.

Ателье: закройщик, лекальщик, портной.

Профессии родителей, бабушек, дедушек.

Орудия труда: ножницы, грабли, молоток, лопата, тяпка, дрель, ручка, карандаш.

- Образование существительных в разных падежах.

1.Родительный падеж множественного числа.

В армии много танкистов, летчиков, моряков.

2. Творительный падеж единственного и множественного числа.

Плотник работает с молотком, рубанком, пилами и гвоздями.

3. Предложный падеж единственного и множественного числа.

Дети рассказали о любимых воспитателях, логопедах, медсестре.

- Согласование существительных в роде, числе и падеже.

1 часовщик -2 часовщика -5 часовщиков.

- Образование существительных женского рода:

Он художник, а она — художница;

он учитель, а она — ... ;

- Формирование слоговой структуры на предложениях типа

часовщик чинит часы, регулировщик регулирует движение.

Развитие логического мышления:

- игры «Кому какое орудие труда?», «Что не так?», «Четвертый лишний».

- Активизация глагольного словаря:

Защищает, шьет, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит, учит.

- Образование глаголов с помощью приставок.

Работать — отработать, заработать, выработать, переработать.

- Составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?»

Развитие общей моторики:

-подвижные игры по теме.

- Активизация словаря признаков:

Трудолюбивый, смелый, умелый, талантливый, добрый.

- Образование притяжательных прилагательных.

Плотницкие, малярные, хирургические, воспитательские, танкистские, врачебные, редакторские, педагогические.

-Составление рассказа-описания по предлагаемой схеме.

Классификация орудия труда.

Предмет воздействия этого орудия труда.

Какая у орудия форма.

Для чего оно предназначено?

Пользовался ли ты этим орудием сам?

- Развитие мелкой моторики:

штрихование, раскрашивание картинок.

- Активизация  словаря наречий :

Умело, творчески, аккуратно.

Тема 28: «Космос»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

Город, страна, планета, Вселенная, космос, Солнечная система, Земля, Солнце, Луна, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон, Меркурий, звезды, невесомость, космодром, ракета, корабль, спутник, космонавт, астронавт, скафандр, землянин, инопланетянин, Ю.Гагарин, орбита, комета, затмение, созвездие, планетарий

- Согласование существительных в роде, числе и падеже.

1 спутник- 2 спутника-5  спутников

- Образование существительных в разных падежах  мн. числа

1.Родит падеж

В космосе много планет, комет, спутников.

- Образование сложных слов

Ходит по луне - луноход

 - Прослушивание рассказа «Солнце», ответы на вопросы по тексту, пересказ

- Развитие логического мышления

отгадывание загадок

- Активизация словаря признаков:

земной, космический, солнечный, звездный, лунный, межпланетный, искусственный (спутник)

- Образование притяжательных прилагательных.

На Земле — земной

На Луне — лунный

На Солнце - солнечный

- Развитие общей моторики

- Активизация глагольного словаря:

строить, готовиться, запускать, лететь, вращаться, прилуниться, приземлиться

- Развитие внимания, памяти, мышления

- Активизация  словаря наречий :

Антонимы

Далеко — близко, высоко-низко, темно-светло, тускло-ярко

Тема 29: «Комнатные растения»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

Растение, кактус, бегония, фиалка, хлорофитум, пеларгония (герань), традесканция, аспарагус, алоэ, корень, стебель, листья, колючки, цветок.

 - Образование существит. с уменьшит-ласкат. суффиксами

Цветок-цветочек

лист-листочек

фиалка-фиалочка

герань-геранька

- Составление повествовательного рассказа о любимом комнатном растении (4-5 предложений)

- Развитие внимания, памяти, мышления

- Активизация словаря признаков:

Толстые, мясистые, выпуклые, вогнутые, гладкие, пушистые, круглые, вытянутые, колючие, красивые, душистые.

- Качественные прилагательные (антонимы)

Листья (какие?) - узкие — (широкие)

                           гладкие -(шершавые)

                          мелкие — (крупные)

                          большие - (маленькие)

- Развитие мелкой моторики:

штрихование, раскрашивание картинок.

- Активизация глагольного словаря:

Ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, подкармливать, протирать, опрыскивать, любоваться.

Тема 30 : «Рыбы»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

1. Названия

Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, ерш, осетр, плотва,сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик;

2. Общие понятия

Рыба,рыбалка, улов,  крючок, уха, червяк, хищники, мальки, икринки

3.Среда обитания

Океан, море,  река, озеро, аквариум, водоросли

4. Строение тела

Туловище, жабры, голова,пасть, глаза, хвост, плавники, чешуя

 - Образование существит. мн. числа от существит ед. числа

рыба- рыбы

щука-щуки

- Согласование числит. с существит. в роде, числе, падеже

1 аквариум — 2 аквариума — 5 аквариумов

- Образование  родственных слов — рыба, рыбка, рыбы, рыбак, рыболов, рыбный.

 - Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб

- Формирование слоговой структуры на предложениях типа

Разноцветные рыбки плавают в аквариуме

 - Развитие мелкой моторики

рисовать изображения  рыб

Развитие логического мышления:

игра «Четвертый лишний».

- Активизация словаря признаков:

Речные, аквариумные, морские, океанические, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый

- Образование притяжательных прилагательных.

В море -морские

В пресной воде — пресноводные

В аквариуме — аквариумные

- Подбор качественных прилагательных

Щука (какая?) - страшная, хищная, зубастая

 - Составление рассказа — описания по плану-схеме

Формирование общей моторики

подвижные игры

- Активизация глагольного словаря:

Вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, рыбачить, жарить, варить, солить, есть.

Тема 31: «9 Мая -День Победы»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация  и обогащение предметного словаря:

Армия, генерал, командир, солдат, бой, атака, войска, медаль, орден, ветеран, участник, память, герой, фронт, тыл, салют, Победа, памятник, мемориал, обелиск, города-герои.

  • Подбор антонимов

Смелый - трусливый.
Враг - ...
Мир - ...

 - Образование родственных  слов

Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный...

 - Пересказ текста

- Объяснить пословицу

"Мир строит, а война разрушает".

- Развитие памяти, внимания, мышления.

- Активизация словаря признаков:

Смелые, отважные, храбрые (воины), военное, мирное (время), братская (могила), светлая, вечная (память), незабываемые, живые.

- Заучивание стихов к праздничному концерту

- Активизация глагольного словаря:

Победили, защищали, охраняли, шли ( в атаку), боролись, погибали, оставались (в живых), оборонялись.

Тема 32: «Насекомые»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

- Активизация предметного словаря.

1.Названия.

Оса, комар, пчела, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муравей, паук, тля,клещ, гусеница, бабочка.

2.Части тела.

Крылышки, голова,туловище,брюшко,

спинка, усики, лапки, глаза, хоботок.

3.Общие понятия

Личинка, яйцо, куколка, усы, улей, дупло, нора, рой, муравейник,мёд, семья, пасека, матка, жужжание, семейство, молочко, муравейник.

-Образование существительных в разных падежах.

1.Родит. падеж ед. и мн.  числа.

В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев.

2.Творит. падеж мн. числа.

Птицы питаются насекомыми: жуками и комарами.

3.Предл. падеж ед. и мн. числа.

Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах.

- Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

1 стрекоза — 2 стрекозы — 5 стрекоз.

- Заучивание стихотворений о насекомых.

- Пересказ басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Развитие логического мышления:

-отгадывание загадок;

-игры «Четвертый лишний», «Сколько их?».

Развитие мелкой моторики:

-выкладывание мозаики, лото;

-штрихование.

Развитие пространственной ориентировки:

-игра «Куда посадим мы цветочек?»

Развитие зрительного внимания:

-игры «Чем похожи?», «Найди одинаковые».

- Активизация глагольного словаря.

1.Кто как кричит?

Стрекочет, жужжит, пищит

2.Кто как передвигается?

Летает, порхает, ползает, прыгает.

Повреждать, собирать, вредить, ловить, откладывать, поедать, приносить.

- Употребление сложных предлогов.

Гусеница вылезла из-под листочка.

Муравей вылез из-за камня.

- Образование глаголов с помощью приставок.

Ползать – уползти, переползти, выползти, отползти, заползти.

Прыгать – упрыгать, допрыгать, запрыгать, перепрыгать.

- Активизация словаря признаков:

Вредные, опасные, красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, трудолюбивые.

- Образование притяжательных прилагательных.

Комариный, пчелиный, муравьиный.

- Образование сложных слов.

Стрекоза с большими глазами – большеглазая.

Бабочка с яркими крыльями – яркокрылая.

Кузнечик с длинными ногами - длинноногий

- Активизация словаря наречий.

Больно, вредно, ярко, полезно.

Тема 33 : «Ягоды»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

  • Активизация предметного словаря.

1. Названия

Клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива, ежевика, земляника, черника, брусника, клюква,арбуз

2. Общие понятия

Сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, вода, полив, урожай, варенье, компот, джем, повидло,сок.

 - Образование существит. с уменьшит.

-ласкат. суффиксами

Арбуз — арбузик, вишня — вишенка

- Согласование числительных с существит. в роде, числе, падеже

1 клубника-2 клубники — 5 клубник

- Образование существит. ед и мн. числа в разных падежах.

1.Именит. падеж

В саду растут крыжовник, малина, смородина.

2. Винит. падеж

В лесу собираем чернику, бруснику, …

3. Творит. падеж

Маша лакомится черешней.

 - Развитие зрительного, слухового, тактильного внимания.

- Развитие логического мышления

игра «Четвертый лишний»

- Активизация словаря признаков:

1. Цвет

Красная, желтая, фиолетовая

2. Форма

Круглая, овальная, треугольная

3.Вкус

Кислая, сладкая, горькая, сочная

 - Образование притяжательных прилагательных

Кисель из слив — сливовый

Компот из ягод — ягодный

Сок из малины - малиновый

 - Рассказ -сравнение

«Что общего и чем отличаются?»

крыжовник и малина,

клубника и клюква

 - Формирование общей моторики

- Формирование мелкой моторики

раскрашивание, шрихование

  • Активизация глагольного словаря.

Сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить, выбирать.

- Образование глаголов с приставками

Варить — сварить, наварить, переварить

 - Развитие тактильного восприятия

игры по теме

Тема 34: « Времена года»

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

 Психические процессы

  • Активизация предметного словаря.

Зима, весна, лето, осень, приметы, год, месяц, календарь, погода, солнце, небо, день, ночь, деревья, травы, повадки животных и птиц, труд людей, снег, дождь, град, жара, роса, радуга, гроза.

 - Образование существит. с уменьшит.

-ласкат. сффиксами

зима-зимушка,

солнце-солнышко

 - Прочтение текста, ответы на вопросы, пересказ

«День все больше»

 - Развитие внимания, мышления, памяти.

- Активизация словаря признаков:

зимний, весенний, летний, осенний, холодная, лютая, ранняя, золотая, жаркое, улетающие, зимующие, щебечущие.

-Согласование прилагательных с существительными (подбор предметов к признаку):

зимний — день, …

весенняя — погода, куртка, ….

летние- дни, ...

  • Активизация глагольного словаря.

Наступила, зимовать, дует, свищет, покрывает, кружатся, зеленеет, радует, греет.

  • Активизация словаря наречий.

       Антонимы

Тепло-холодно светло-темно, сыро- сухо, грязно-чисто.

 На улице (как?) -Холодно, жарко, душно, дождливо, ветрено

Используемая литература:

  1. Н.В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» (старшая группа) -М,  «Сфера», 2008
  2. О. А Козырева, Н.Б. Дубешко «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи» (старшая группа дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений)- М, «Владос»,  2005
  3. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» (Комплексная методика подготовки ребенка к школе), С-Петербург, «Литера», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ФФНР Тема «Звуки м - м’»

Тема «Звуки м - м’»Тема открытого занятия «Звуки м - м’» Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м\' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

Интегрированная образовательная деятельность с использованием логоритмики в старшей группе для детей с ФФНР «По следу колеса».

Интегрированная образовательная деятельность с использованием логоритмики в старшей группе для детей с ФФНР  «По следу колеса»....

Интегрированная образовательная деятельность с использованием логоритмики в старшей группе для детей с ФФНР «Увлекательное путешествие»

Интегрированная образовательная деятельность  с использованием логоритмики в старшей группе для детей с ФФНР  «Увлекательное путешествие»...