«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»
статья по логопедии на тему

Горбачева Наталья Даниловна

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло).

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»

В. А. Сухомлинский

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Передо мной встал вопрос, почему дети, зная, как надо поступать хорошо, поступают плохо и как организовать воспитательную и образовательную работу, чтобы помочь им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню. Поставим перед собой следующие задачи:

·     воспитать дружеские взаимоотношения между детьми;

·     привычку сообща играть;

·     уважительно относиться к окружающим;

·     спокойно отстаивать свое мнение;

·     обогатить словарь детей формулами словесной вежливости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

Подготовила Горбачева Н.Д.

                                                                              Учитель- логопед

                                                                            МКДОУ Д/с №9

                                                                  «Ромашка»

Элиста, 2018г.


 

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло).

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»

В. А. Сухомлинский

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Передо мной встал вопрос, почему дети, зная, как надо поступать хорошо, поступают плохо и как организовать воспитательную и образовательную работу, чтобы помочь им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню. Поставим перед собой следующие задачи:

  • воспитать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • привычку сообща играть;
  • уважительно относиться к окружающим;
  • спокойно отстаивать свое мнение;
  • обогатить словарь детей формулами словесной вежливости.

Развитие нравственного воспитания в системе образования в России стало одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ. В настоящее время образование находится на двух гранях одна – изжившая себя, где воспитатель был носителем информации и наступившая, в которой педагог развивает способности сделать самостоятельный нравственный выбор в проблемной ситуации, происходит возрождение нравственных ценностей, их переоценка. Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- личностного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период, изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность. На данный момент резко снизилось воспитательное воздействие семьи. Нравственное развитие детей подменяется интенсивным обучением, что не соответствует Федеральным государственным требованиям. В современных условиях проблема нравственного развития приобретает особое значение. К сожалению, в воспитании нравственности у детей родители не придают должного значения игре, заменяют ее просмотром мультфильмов, а ведь именно игра является универсальным средством социально–нравственного развития детей дошкольного возраста. Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, эмоционального потенциала, как ребенка, так и взрослого. Я считаю, что быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения и в доступной форме раскрывать их в ведущей деятельности детей – игре.

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в нравственных поступках. «Доброе дело совершается всегда с усилием, но, когда усилие повторено несколько раз, тоже дело становится привычкой». В. А. Сухомлинский.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у ребенка разовьются, зависит, прежде всего, от социальной среды, отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о нравственном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, должны стать для ребенка образцами для подражания.

Социально – нравственного развития детей, состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности, а это значит, что тема: «СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ» является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных в жизни общества

1. Социально-нравственное воспитание

Игра ребенка дошкольного возраста относится к образовательной области «Социализация», содержание которой заключается в «приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми». В дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания и развития ребенка

Не все дети умеют сообща играть, договариваться, помогать друг - другу, отстаивать свое мнение. Тогда перед нами стоит цель планомерно проводить нравственное воспитание через игры, которое позволяет закрепить положительные тенденции в развитии ребенка.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в игровой деятельности. Это создает определенные предпосылки для развития нравственных качеств. На мой взгляд, содержательное общение со сверстниками в игре становится важным фактором полноценного формирования личности.

2. Культура общения детей с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения.

В играх дети накопили первый опыт нравственного поведения, у них развивались дружеские взаимоотношения, дети научились играть сообща, спокойно отстаивая своё мнение, используя в речи вежливые слова. Учились строить своё поведение в общении друг с другом. У детей развилось нравственное сознание, чувства и поведение. В результате специально проведенных игр культура поведения детей заметно повысилась. Дети эмоциональны, поэтому использовала разные приемы воспитания, игры которые были, не только понятны, но и интересны им. В воспитании культуры поведения не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний.

Для воспитания культурного поведения нужно создать следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего использовала обращение по имена, похвалу и прочие способы, увлекающие детей.

2. Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели - развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.

3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Воспринимая родительское тепло, нежность, сострадание, доверие, ребенок понесет эти чувства во взрослую жизнь. Общая цель семьи и детского сада – гармонично развитый ребенок.

Процесс нравственного развития динамичный и творческий. Поведение детей преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо» - эти качества выработались в игровой деятельности. Игра одно из наиболее эффективных средств социально-нравственного развития детей. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Именно игра – фундаментальный источник нравственного развития в дошкольном возрасте.

Богатство нравственного содержания игровой деятельности, соблюдение психолога - педагогических условий в ДОУ, уклад жизни в семье - важнейшие источники социально- нравственного развития детей дошкольного возраста.

3. Предлагаю игры, направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Эти игры используются в работе с детьми.

Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку.

Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Щедрые подарки»

Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Один ребенок - Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их. Под музыку дети кружатся.

Когда музыка обрывается, дети замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила»/

Игра «Верные друзья »

Цель: продолжить формировать представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются.

Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог. Задача детей – быстрее спасти своих детей.

Игра «Как надо заботиться»

Цель: продолжить формирование представлений о добре, любви и заботе.

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку.

Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность) . В этом случае они делают шаг в сторону педагога.

Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость) , они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Попросить детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед.

Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них.

Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Игра «Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности.

Вторая команда встает в цепочку друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга.

Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

Игра «Дерево дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

Игра «Лабиринт»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

Игра «Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

Игра «Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

Примерные вопросы: Когда человек испытывает страх, что он делает?

Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

Что доставляет людям веселье?

Когда человеку невесело, какой он?

Человек, которому можно довериться?

Человек, не испытывающий страха? и т. п.

Игра «Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

Игра «Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. -живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится?»

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход : дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр?. строители?. врачи?. садовники и лесники?

Как быть внимательным?

4. Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

«Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию) , ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход: ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

5. Игры на развитие коммуникативных способностей детей

дошкольного возраста

Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам

«Зайчики и лиса»

Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул) . Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Совушка – сова»

Детям показывают сову (картинка, фотография) , рассказывают о ней. Один ребёнок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т.д.) , птички бегают вокруг неё, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель:

На дереве сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Вдруг она как полетит…

При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!») , по которому они должны остановиться. Учим контролировать движения и работать по инструкции.

«Холодно – горячо, право – лево»

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка) , а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.) , называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик.

Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями ( в системах взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – окружающий мир) , и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака « - «) . Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги) . Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

6. Решение  педагогической ситуации.

Каждая команда  должна выдвинуть два педагога. Один  играет  роль воспитателя, второй- ребенка. Педагог, играющий роль «воспитателя», отвечает «ребенку» как  невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю».  

«Представьте себе, что Вы в группе чем-то  заняты. К вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз:  «Они не  принимают меня играть!»

Вы должны ответить «ребенку» как не внимательный воспитатель.

Представители второй команды должны обыграть эту ситуацию как противоположную:  ответ должен быть как внимательного воспитателя.

Что он должен ответить?

После окончания ситуации происходит обсуждение.

-Что вы чувствовали,  когда воспитатель не услышал ваше обращение? (роль-ребенок)

-Какие трудности возникли у вас  при выполнении задания? (вопрос каждому участнику)

- Дайте оценку поведения педагога  в каждой ситуации (оценку дают представители противоположной команды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования. Развитие математических и интеллектуальных способностей у ребёнка в игровой деятельности....

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования. Развитие математических и интеллектуальных способностей у ребёнка в игровой деятельности....

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования. Развите математических и интеллектуальных способностей у ребёнка в игровой деятельности....

Проект по духовно-нравственному развитию детей предшкольного возраста "Сотвори себя, познай других"

На разработку проекта повлияла необходимость сформировать у моих воспитанников позитивных духовно-нравственных ориентиров, которые на сегодняшний день не всегда отвечают нормам морали и этики. Связано...

Формирование социально – нравственных качеств у воспитанников дошкольного возраста средствами физического воспитания.

Формирование социально – нравственных качеств у воспитанников дошкольного возраста средствами физического воспитания.Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...