Влияние качества речи на познавательную активность детей.
методическая разработка по логопедии на тему

Гузель  Городовая

Влияние качества речи на познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_kachestva_rechi_na_poznavatelnuyu_aktivnost.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад №158 города Тюмени.

Консультация

Тема: «Влияние качества речи

на познавательную активность детей»

                                

Подготовила:

 воспитатель Фаррахова Г.Ф

        

Тюмень 2017г.

 I.Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Проблема активности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи является одной из актуальных так как познавательная деятельность является необходимым условием умственного и эмоционального развития.

Речь – это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшее формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

        Речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Требования к речи педагога:

         Правильность – речь должна соответствовать языковым нормам, то есть педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.

        Точность  Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотреблении.

       Логичность -Умение выражать свои мысли последовательно.

      Чистота  не допускать слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

      Выразительность речи - интонация, темп речи, сила, высота голоса.

       Богатство – лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

       Уместность – употребление слов, соответствующих ситуации и условиям общения.

Речь педагога должна       соответствовать возрасту  и развитию ребенка. К требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом  невербальных средства  общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Практическая часть

II. Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками влияет на  речевое развитие ребенка.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.  Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми –  это одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.   Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, спросить, договориться о совместной игре и т. д. И наоборот, чем ниже познавательная активность ребенка, инициативность, тем скуднее словарь, что весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывают тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными, агрессивными.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, это мешает ребенку полноценно развиваться и заглушает познавательные интересы, которые в свою очередь бедны и без помощи взрослого не развиваются.

Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, педагогу необходимо стремиться создать такие условия, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников:

  • создание и обогащенной предметно-пространственной среды;
  •  организация познавательного поиска детей;
  •  вовлечение в выполнение творческих заданий;
  •  интеграция разнообразной деятельности;
  •  формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
  •  создание проблемно-поисковых ситуаций;
  •  включение занимательности в содержание;
  • стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

                                                                                     Приложение№1

Практикум "Грамоте учиться - всегда пригодиться».

Прежде, чем учить детей быть грамотными, то есть быть успешными в нашем современном мире, мы должны сами быть образцом для подражания.

Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте - хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер - в состоянии научиться писать без ошибок. Итак, приступим к первому заданию.

1. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)-муж   тюлем

Лицо скрыто (вуаль) –жен    вуалью

Вымою голову (шампунь)-муж шампунем

Голова покрыта (шаль)- жен шалью

2.  Расставить ударение и прочесть слова:

Звонит (на И), красивее (на И), баловать (А), щавель (Е), вручит (И), газопровод(На последнюю букву О), исчерпать (на Е), ломота (на последнюю О).

3.Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).  КОЛЕН

В саду много (яблони, (вишни, (смородина).  ЯБЛОНЬ,ВИШЕН,СМОРОДИНЫ

Карантин по гриппу продолжался 25 (сутки). СУТОК

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). ГРАБЕЛЬ

4. Подберите (современные) синонимы к словам:

Бесить - раздражать, выводить из себя, действовать на нервы, подбешивать, сердить, выбешивать.

Прикольно- классно, клево, интересно, здорово, отпад.

 Невероятный - афигенный, безумный

 Восхищение -очарование, восторг, завороженность, экстаз

Красивый  -прекрасный, прелестный, роскошный, шикарный

Круто -феноменально, ништяк, лафа, класс, тип-топ, знатно

5. Исправить предложение:

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. (надел)

Коля является ( ведущим) лидером нашей группы.

Когда я вернулся (обратно )к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему (завершающему) концу.

Все дети своевременно выполнили (заданное )задание.

Врачиха выписала детям лекарство.(ВРАЧ ВЫПИСАЛ)

6. Инсценировка пословиц

Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:

У страха глаза велики.

Пуганая ворона куста боится.

У нашего Трошки задрожали ножки.

Пугается, как заяц на ветру.

Прячется, как лягушка в камышах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включи...

Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги

—Развитие познавательной активности детей;—В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;—Поз...

Влияние творческой игры на познавательную активность детей.

Я убедилась, что использование творческой игры открывает простор детской фантазии. развивает речь детей. учит их сравнивать и анализировать. делать выводы....

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом....

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей"...

Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста

В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей....

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...