Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Четверикова Анастасия Владимировна
В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_konstruirovanie_2.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности обучению детей раннего возраста лего-конструированию. Охарактеризованы возможности лего-конструирования для развития речи т познавательной активности детей.

Ключевые слова. Лего-конструирование, речевое развитие, познавательная активность.

В современном дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС одним из приоритетных направлений является работа с детьми раннего возраста. При этом делается акцент на полноценное физическое, речевое, познавательное развитие, раннюю социализацию.

Очень важно именно в раннем возрасте создать полноценные условия для сенсорного развития, формирования компонентов речи и познавательной активности.

Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием, речевым и познавательным развитием. Это обусловлено тем, что в процессе конструирования происходит формирование представлений о предметах, усваиваются знания об их свойствах, качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Важное значение имеет взаимодействие ребенка с деталями конструктора, что развивает мелкую моторику пальцев рук, активизирует двигательный центр головного мозга. Значит можно говорить и о полноценном физическом и умственном развитии ребенка.

Из различных видов конструктивного материала для современных малышей наиболее притягателен вариант Лего, так как он не только яркий, разнообразный по форме, цвету, величине, но и обладает универсальными свойствами применения в различных образовательных ситуациях. Лего-конструирование обеспечивает динамичность образовательному процессу, максимально удовлетворяет потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. При этом предусматривается использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д.

В ходе образовательной деятельности можно применять разные формы организации обучения лего-конструированию: по образцу, по теме, по условиям, по замыслу (З.В. Лиштван, В.Г. Ничаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Ф. Фребель и др.) [2, 5].

Вся деятельность с детьми по лего-конструированию должна проводиться в игровой форме для повышения интереса к выполнению того или иного задания.

Обучение конструированию осуществляется в 4 этапа: 1. установление взаимосвязей; 2. конструирование; 3. рефлексия; 4. развитие [5].

Дети сначала знакомятся с деталями конструктора, способами крепления двух кирпичиков, затем соединяют много кирпичиков, учатся работать в коллективе. На последующем этапе вносится образец постройки, дети учатся анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее используются образцы на карточках: после анализа образца, дети подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку. На следующем этапе идет усложнение: выполнение постройки полностью по карточке.

Рассмотрим возможности лего-конструирования для развития речи и познавательной активности детей раннего возраста.

В первую очередь обогащается словарь детей. Для этого в процессе ознакомления с деталями конструктора дети повторяют их названия, назначение, называют форму, цвет, величину. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, предлогами, глаголами и другими частями речи [1, 3].

Для обогащения лексического запаса можно использовать игры с конструктором «Большой – маленький», «Один – много», «Найди лишнее», «Чего не стало?».

Для создания живого и интересного общения, введения в словарь детей новых слов можно использовать развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие и домашние животные», «Большая ферма» и другие. Так как в эти наборы входят мини-фигурки диких и домашних животных, людей, разные детали, все это помогает создавать реалистическую обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма, зоопарк и животных, которые там содержатся.

С фигурками животных можно также применять игры на звукоподражание.

В процессе построек необходимо побуждать детей проговаривать: что они хотят построить, какие детали будем брать, в каком порядке будем соединять детали для получения конечного результата.

Постройки из ЛЕГО активно используются и в театрализованной деятельности. Для этого можно дополнять мини-игрушки, распределять роли и разыгрывать знакомую или новую сказку.

Данная деятельность с лего-конструктором способствует формированию умения формулировать свои мысли в речевом плане, лучшему усвоению речевого материала, развивает компоненты речи.

В работе с детьми раннего возраста все игры с Лего-конструктором сопровождаются стихами. При конструировании из Лего-материалов можно сочинять сказки, рассказы, стихи, развивая компоненты речи, мышление, воображение, восприятие.

Активизацию речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности, используя один набор Лего. Для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; необходимо поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры. Результатом такой работы станет правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребенка.

Лего предоставляет огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности ребенка. Именно данный вид конструктора стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные и речевые навыки, конструктивные способности.

Познавательная активность формируется у ребенка с рождения. В раннем возрасте конструирование слито с игрой. Конструктивная деятельность способствует развитию у ребенка познавательных способностей, которые проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. В процессе деятельности с лего-конструктором у детей закрепляются конструктивные навыки, они учатся ориентироваться в пространстве. Конструирование стимулирует развитие всех психических процессов ребенка и, в первую очередь, восприятие [4].

Для того, чтобы правильно выполнить постройку необходимо тщательно рассмотреть предложенный образец, выбрать необходимые детали, вспомнить последовательность действий для получения результата.

Выполненные постройки могут стать основой для рассказов, бесед, наблюдений о жизни животных, людей, различных сезонных изменений, тем самым способствуя обогащению представлений детей об окружающем мире.

Познавательная активность малышей будет во многом зависеть и от включенности в совместную деятельность взрослого: педагога или родителя. Ведь именно от взрослого ребенок получает образцы действий с предметами и знакомится с вариантами их использования. Поэтому в конструктивной деятельности с детьми раннего возраста необходимо активное участие педагога, применение разнообразных методов и приемов. Например, показ готовой поделки или конструкции, показ действий с деталями, проговаривание этих действий, применение мини-игрушек для обыгрывания ситуаций, уточняющие вопросы детям, стимулирование к рассказыванию и театрализации и др.

Немаловажную роль в формировании познавательной активности ребенка имеет и этап анализа и оценки работы детей и готовых продуктов. На этом этапе педагог выясняет, какие способы действий дети уже усвоили, а какими еще нужно овладеть. При этом необходимо применение индивидуального и гендерного подходов, учет возможностей и уровня развития ребенка.

Таким образом, лего-конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей мелкой моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий, познавательного интереса и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления собственным поведением.

Литература:

  1. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / В. В. Гербова. – Москва : Владос, 2006. – 64 с.
  2. Коноваленко, С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников [Текст] / С.В. Коноваленко. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. – 112с.
  3. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л. Н. Павлова.  Москва : Мозаика-Синтез, 2008. 168 с.
  4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. Е. С. Демина.  Москва : ТЦ Сфера, 2006. – 21 с.
  5. Фешина, Е. В. Лего – конструирование в детском саду [Текст] / Е. В. Фешина. – Москва : ТЦ «Сфера»,  2016 – 136 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр

В работе представлен опыт по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром средствами дидактической игры...

Детско-родительский проект, как средство развития речи и познавательной активности детей

Одной из новых форм работы с семьей является проектная деятельность. Мы считаем, что данная форма работы поможет активизировать эмоциональный, воспитательный, реабилитационный потенциал семьи и включи...

Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста

Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...

Мастер-класс "ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГР С ВОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

ЦЕЛЬ - познакомить педагогов с изготовлением и возможностями использования нестандартного игрового оборудования для игр с водой. ЗАДАЧИ:-расширить представление участников мастер-класса об исполь...

Игры с водой как средство развития речевой и познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ 

Игры с водой относятся к любимым играм детей. В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал.   Задача взрос...

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей раннего возраста

Игры с песком как средство развития  речи и мелкой моторики  детей раннего возраста...