Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа) на тему

Туник Наталья Александровна

В работе представлен опыт по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром средствами дидактической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация опыта711.82 КБ
Файл Описание презентации19.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска Центр развития ребёнка детский сад № 78 Знакомство детей 1,5 лет с предметным окружением посредством дидактических игр Воспитатель МАДОУ № 78 Туник Наталья Александровна

Слайд 2

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Н. Н. Поддъякова Цель работы : развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.

Слайд 3

В ходе сотрудничества со взрослым ребёнок получает: 1. новые, адекватные способы действия с предметами; 2. участие взрослого в действиях ребёнка; 3. основу для развития личности

Слайд 4

Схема предметного мира Предметы, которыми ребенок не действует Предметы, которыми ребенок постоянно пользуется Предметы, которые ребенок способен изменить, преобразовать, приспособить для своих нужд

Слайд 5

Рекомендации: 1. В воспитательно - образовательном процессе больше внимания уделять развитию познавательного интереса к предметному миру у воспитанников, обогащению их эмоционального и чувственного опыта различными знаниями о предметном мире. 2. Использовать взрослого как образец – ориентир в проявлении познавательного интереса к предметному миру. 3. Организовывать разнообразную самостоятельную практическую деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к предметному миру.

Слайд 6

Среда

Слайд 7

Среда

Слайд 8

Педагогические принципы в ходе дидактической игры : 1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия; 2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям; 3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; 4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; 5. Конкретно и четко объяснять правила.

Слайд 9

Этапы познания мира предметов в раннем возрасте - первое знакомство с предметом; - представления о вариативности использования предметов

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

СЛАЙД 2

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливает развитие психических процессов, личности ребенка, зарождение новых форм деятельности.

СЛАЙД 3

Важное значение в этот период имеет обязательное активное участие взрослого, одновременная практическая деятельность ребенка вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает:

  1. Новые, адекватные способы действия с предметами;
  2. Участие взрослого в действиях ребенка;
  3. Основу для развития  личности.

В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид – игра. Она вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста и является одним из важных средств познания ребенком окружающего предметного мира.

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая среда ребенка. Исходное требование к предметной седее – ее развивающий характер.

СЛАЙД 4

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предметный мир малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый… Ребенок овладевает способами действий с предметами и данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познать мир.

Исходя из этого схема предметного мира ребёнка раннего возраста такова6

Предметы, которыми ребенок не действует 

Сухопутный транспорт; водный транспорт; воздушный транспорт; электроприборы; проф. инструмент  

Предметы, которыми ребенок постоянно пользуется   

Одежда; обувь; головные уборы; игрушки; посуда; мебель; постельные принадлежности; спортинвентарь; школьные принадлежности   

Предметы, которые ребенок способен изменить, преобразовать, приспособить для своих нужд

Пластилин; глина; песок; тесто; снег; нитки; ткань; бумага; дерево; бросовый материал; природный материал

СЛАЙД 5

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс в раннем возрасте состоит из 2 этапов.

На первом этапе происходит знакомство с предметом. Предмет  попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, «пробуя на язычок», узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще не осознанно. Моя задача на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному: палочкой копают, рисуют, достают предметы… Это приводит к появлению в последствии предметов-заместителей, к зарождению в дошкольном возрасте сюжетно-ролевой игры. Преобразующий.

СЛАЙД 6

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но вся окружающая среда ребёнка.  Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать безопасность жизни, способствовать укреплению здоровья,  социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому, физическому  развитию, служить целям актуального и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

СЛАЙД 7

Предметно-развивающая среда, тщательно подобранный материал обеспечат  создание условий  для образовательной деятельности, в которой музыка будет  являться связующим звеном и окажет благотворное влияние на развитие личности ребенка.

Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

СЛАЙД 8

Дидактические игры  я использую как в ходе НОД, так  и  в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к познанию,  развивает сосредоточенность.

В дидактической игре познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее я обязательно вносишу элементы занимательности.

Особенно эффективны игры с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

СЛАЙД 9

В играх я целенаправленно воздействую на детей, придумываю содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал  и учитывая требования программы, я через игры сообщаю доступные возрасту малышей знания, формирую необходимые умения.

Особенность дидактических игр заключается в том, что  усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как  задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

СЛАЙД 10

Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения как основа воспитания целостного отношения к предметному миру.