Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста
методическая разработка

Шевелева Наталья Анатольевна

 Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим  пособием  – ЛЭПБОКС- «РЕЧЕВИЧОК» и  Дидактическим пособием «Каврограф» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepboks_-rechevichok_i_didakticheskoe_posobie_kovrograf.docx324.15 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбокс как средство развития  речевых и познавательных способностей детей раннего возраста

из опыта работы Шевелевой Н.А.  воспитателя  МБДОУ №129  1 группа

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Шевелева Наталья Анатольевна, я работаю воспитателем  детей раннего возраста.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено оно, на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешного обучения ребёнка в дальнейшем.

Все мы знаем, что в современном мире родители мало внимания уделяют своим детям. Им проще, включить телевизор или компьютер, чем поиграть, почитать, или даже просто пообщаться со своим ребёнком. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности ложится на плечи воспитателя.

Современные  требования, предъявляемые государством к качеству образовательной   деятельности в учреждениях дошкольного образования, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и  владеть необходимыми образовательными технологиями

 Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи. 

Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим  пособием  – ЛЭПБОКС- «РЕЧЕВИЧОК» и  Дидактическим пособием «Каврограф» Значение лэпбокса  

 Рекомендуемый возраст занятий с лэпбоксам — от 1,5 лет и выше.

Для педагога:  

  • способствует всестороннему развитию ребенка, а так же деток с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования — способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

В нашей группе я активно применяю данное пособие в своей работе.

Лэпбокс  отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

 Содержание лэпбокса  по развитию речи «Речевичок»

ИГРЫ:

1.  Найди карточку с противоположным значением: Цель:  Формирование умение находить отличия объектов с разными признаками, подбирать к заданной картинке карточку с противоположным значением признака. Развитие словаря.

Краткий ход игры: Детям раздаются картинки с изображением объектов, обладающими противоположными значениями признака. Предлагается найти к заданной картинке противоположную по свойству и назвать отличия.

2. «Мой, моя, моё, мои». Цель : Формирование умений согласовывать местоимения с существительными. Способствовать пополнению и активизации словаря у детей. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь. Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Краткий ход игры : Необходимо подобрать подходящие картинки. На одно из предлагаемых игровых полей  в пустые клеточки необходимо разместить  картинки, подходящие к местоимению, написанному в каждой клетке. Проговаривать следующим образом: "Моя корзина", "Моя машина", "Моя лиса" и т.д. Аналогично заполнить  все карточки. Следить за правильным произношением звуков.

3. Составь  описательный рассказ по сюжетным картинкам: Цель: развитие связной речи. Формирование умения последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по  тематической сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога. расширение словаря;

 Краткий ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку с помощью сюжетных картинок составить рассказ.

4.Подбери предмет к сюжетным картинкам: Цель: развивать речь, зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление, расширение словаря;

 Краткий ход игры: Воспитатель предлогает ребенку к каждой сюжетной картинке подобрать карточки с предметами, которые изображены на этой сюжетной картинке .Если играет несколько детей, раздайте картинки с сюжетами поровну, затем поочередно показывайте карточки с предметами. Те дети, кому они подходят, забирают их себе. Выигрывает тот, кто быстро и правильно соберет свои карточки.

5. Многозначные слов. Цель: Формировать представление о многозначных словах, расширять словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать связную речь, память, внимание, навыки самоконтроля.

 Краткий ход игры: Воспитатель называет слово, просит ребенка объяснить, что это такое, есть ли еще какой-нибудь предмет, который называется также, затем показывает карточку. Если ребенок знаком с карточками, можно предложить ему назвать слова, которые обозначают одновременно несколько предметов (по памяти). Придумать предложения с каждым словом.

6. Мир животных в картинках. Выполни задание. Цель: Расширить представления детей  об окружающем мире, развить познавательный интерес к природе. Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

 Краткий ход игры:  Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель  задавая вопросы предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке,  далее загадат  о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

7. Найди лишнее в ряду. Цель: Развитие  связную речь, мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. 

Краткий ход игры:  Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний - закрыв его кружочком, сопровождая свое действие речью (Я закрыл собачку, потому что она лишняя, у лошади, зебры и верблюда есть копыта, а у нее лапки)

8. «Курица –яйцо- цыплёнок.» Цель: Познакомить детей с понятием домашние птицы. дать представления о том, что куры домашние птицы. Они несут яйца и высиживают цыплят.Активизировать в речи детей слова: курица, цыплята, петушок, домашние птицы, курятник, наседка, яички, развивать память, внимание, координацию и двигательную активность. Формировать грамматический строй речи, фонематический слух, правильное произношение ,развивать мелкую моторику.
Краткий ход игры
Детям предлагается рассмотреть игрушку Курица , в игровой форме задать вопрос что несет курочка, рассмотреть яйцо и в игровой форме с загадками сформировать знание что из яйца появляется цыпленок.

9. «Кто что ест?» Цель: Закреплять у детей знания о том ,чем питаются разные домашние и дикие животные, развивать мышление, внимание, речь, а так же развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение в диким и домашним животным.

Краткий ход игры: Воспитатель раздает детям прищепки с мордочками животных. В руках воспитатель держит круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.

10. «Веселые резиночки» Цель: В процессе игры развивается  связная речь, логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика, скорость реакции, закрепление понятий левая ,правая рука,а самым маленьким игрокам  игра помогает закрепить знание цветов и навыки счета. 

Краткий ход игры: Один из участников переворачивает верхнюю карточку. Игроки должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок. Тот, кто сделает это первым, поднимает руку на которую надеты резиночки. Остальные игроки проверяют, правильно ли выполнено задание. Если задание выполнено правильно, то игрок забирает карту себе. Если задание выполнено с ошибками, то игрок не только не получает карту, но и лишается одной из своих, раннее выигранных. Победитель раунда открывает следующую карточку, Побеждает тот, кто первым соберет 5 карточек.

11. «Кто в домике живет » Цель: Развивать умение узнавать птицу или животное
по характерным действиям. В процессе игры развивается  связная речь, логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.

Краткий ход игрыДети рассматривают дом и определяют, какой он (одноэтажный или многоэтажный, деревянный или каменный).Воспитатель предлагает малышам угадать, кто живет в этом красивом доме. Дети отгадывают загадку и узнают кто живет в домике. Правильность ответа ребенок проверяет, открывая ставни, за которыми прячется "жилец.

12 « Замок  маленькой принцессы » книга их фетра. Цель: Расширить и обогатить знания детей о доме где они живут, об условиях необходимых для их жизни .Развивать речь, мышление, познавательный интерес, любознательность, воображение, творческие способности, обогащать словарный запас. Воспитывать доброе, бережное отношение к вещам. Развивать умения соблюдать в ходе игры элементарные правила. Знакомить детей  с разнообразными вариантами игры с книгой. Расширять словарный запас детей; развивать диалогические формы речи.

Сформировать умения различать предметы по цвету, количеству (много – один) и величине (большое дерево – маленькое дерево). и т.д.

Краткий ход игрыДети рассматривают дом ,выбирают героя (какой куклой кто будет играть),просматривая страницы  ребенок  фантазирует и придумывает свои варианты игры.

13 «Транспорт» Цель: Закрепить знание детей о различных видах транспорта, их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида ,предметами и техникой, необходимыми для работы. Развитие монологической речи детей, словаря.

Краткий ход игры: Детям предлагается книжка раскладушка с  изображением дорог для различного вида транспорта, Предлагается внимательно рассмотреть изображение, отметить особенности внешнего вида транспорта, объяснить, где может использоваться каждый вид транспорта, выбрать необходимый и закрепить на листе книги.

14« Игры эмоции» Цель: Формировать умение  с помощью  зеркала и карточек узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Выражать определённые эмоции .Использование карточек  с эмоциями для снятие психоэмоционального напряжения.

Краткий ход игры: Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.

(различные варианты игр с эмоциями находятся в кармашке лэп-бокса)

15 « Мячик Су-джок» Цель: это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Массажные мячи применяют в игровых методах(сказки, стихи, разминки, игры  и т.д.). В процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счет негладкой, пупырчатой поверхности мячей, которая прекрасно подходит для проработки стопы и ладоней. Такой массаж оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. На них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. 

16 « Тактильный кубик» Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Краткий ход игры:  предложить детям рассмотреть кубик, потрогать со всех сторон и рассказать какой он на ощупь (гладкий, ребристый, колючий, скользкий и т. д.),рассмотреть каждую сторону кубика и рассказать как можно использовать каждую сторону для игры по его мнению.

17 « Колумбово яйцо» Цель: Формировать умение читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме, анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Краткий ход игры :Ребенок выбирает себе карточку с изображением фантастического животного и выкладывает из всех частей силуэт. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.

18  Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.)

 19. Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.

20. Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.

21. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

22. «Загадки по сказкам» Цель: Закрепление у детей знаний  сказок. Создать у детей эмоционально положительный настрой; формировать у детей умение отгадывать загадки, применять свои знания о сказках, эмоционально и активно отвечать на вопросы воспитателя; активизировать у детей мыслительную деятельность, память, мышление, воображение; активизировать детей в речи.

23. « Противоположности антонимы в стихах» Цель: Нахождение понятийпротивоположных по смыслу. Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

Развивать внимание, память. Формировать умение у детей  находить подсказки (чем отличаются картинки, чем похожи. Расширять представления детей об окружающем мире.

Дидактическое пособие Каврограф

Коврограф  относится к универсальным пособиям. Коврограф –это игровое поле из ковролина  и  различный наглядный материал (тематический):«Геометрические фигуры»,«Забавные цифры» ,«Овощи, фрукты», а так же герои сказок ,а именно «Колобок»,»Репка», «Теремок» и т.д. В процессе игры коврограф превращается в волшебную интерактивную доску , на которой происходят различные чудеса . 

Цель дидактического пособия: формирование познавательных интересов детей всех возрастных групп

Задачи:

 - Совершенствует интеллектуальные способности детей (развивает восприятие, память, внимание, речь мышление, воображение);

- Способствует сенсорное развитие

 - Развивает ориентацию в пространстве плоскости;

 - Формирует мотивационную сферу образовательной деятельности, создает положительный эмоциональный настрой;

Пособие помогает реализовать принципы Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования,

- насыщенности – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

- трансформируемости – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;

 - доступности - свободный доступ детей к пособию и материалам.

Представленное дидактическое пособие (коврограф) доступным для детей всех возрастных групп, педагогов и родителей.

Приведу пример взяв за основу сказку «Теремок»

Цели и задачи:

 - продолжать знакомство с художественной литературой; героями сказки (дикими животными),- развивать способность пересказывать небольшой текст;- развивать речь детей, логическое мышление; внимание, память, мелкую моторику.- побуждать интерес к театрально-игровой деятельности; творческой способности и фантазии.- воспитывать умение следить за развитием действия в сказке;- воспитывать внимание, развивать фантазии и воображение; -поддерживать радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.

Этапы работы со сказкой:

    1.  Знакомство со сказкой - педагог рассказывал сказку так, что она завладевала вниманием детей, захватывала их так, что детям хотелось эту сказку «оживить».(Чтение сказки Теремок)

Освоение материала сказки по эпизодам - происходит через небольшой разговор о сказке после ее прослушивания  ( рассматривание иллюстраций ,Аудиозапись)- это живой обмен впечатлениями

Использование ИКТ (просмотр мультфильма),

Проигрывание всей сказки целиком - дети переходят из области литературы в область театра.

Показ сказки зрителям - это пора «оживить» сказку.(использование каврографа)  2.Работа производиться по подгруппам, определяются роли для каждого участника, Обыгрывается сюжет сказки, в процессе игры проводится физминутка и пальчиковая гимнастика, а так же в конце игры дети выбирают  иллюстрацию для раскрашивая  понравившегося героя .

3. Рефлексия.

 

Мастер-класс по мотивам произведения А.С.Пушкин  отрывок из поэмы Руслан и Людмила  «У Лукоморья дуб зеленый»

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников с помощью каврографа , использование которого в условиях позволит развить умственные способности, развить психические и физические функции у ребенка

Задачи:
1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников ;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования каврографа при показе сказки, в познавательно-речевом развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. Помощь в этом нам окажут педагоги сидящие на первом ряду. Определимся с ролью каждого, в процессе прочтения мною сказки педагоги друг за другом подходят выбирают необходимого героя  проговаривая речь своего героя и проявив фантазию ,прикладывают на каврограф.

После  игры.

А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодец!

Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение . Сегодня  мы активно поработали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за хорошее настроение.

Этот прием снимает психоэмоциональное напряжения группы, закрепляет сплоченность всей группы

В заключение я хочу вам сказать «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» 

Спасибо вам за внимание!

По результатам игры с коврографом была определена его эффективность. Так как коврограф располагается в общем холле детского сада, он может выступать самостоятельной секцией в «Клубном часе». Дети охотно используют его в самостоятельной игровой деятельности, что позволяет им проявить индивидуальные способности в поведении, инициативу и предпочте

4. Итог. В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

Развитие речи. Учим предлоги.

                     ✏ Речевые игры с детьми: предлоги в, на, под, около.

Игры для детей 3-4 лет. Занятия с детьми  по развитию речи должны проводиться в форме интересных игр, увлекающих и маму, и детей. Домашние речевые игры с детьми трех лет направлены на: 1) развитие мышления ребенка, 2) обогащение словаря малыша новыми словами, 3) развитие языкового чутья, 4) предупреждение грамматических ошибок, 5) развитие умения связно выражать свои мысли, 6) развитие артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков. В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута» и молча показывают пальцем, не зная как правильно сказать) Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми. Все малыши трех-четырех лет очень любят играть и очень легко учатся в игре. Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет родителям научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.

 ✏ Игра 1. Играем в прятки с Мишкой. Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например мишку. Предложите малышу поиграть с мишкой в прятки. Скажите: «Мы будем прятать от Мишки конфету (или мячик или любой другой предмет), а мишка – ее искать». Мишка закрывает глаза (поверните игрушку мордочкой к стене), мы с ребенком в это время прячем конфету. Затем Мишка открывает глаза и начинает искать конфету. ВАЖНО: при этом мишка будто бы говорит сам себе вслух и указывает лапой на нужное место: «Где же они конфету положили? А! Наверное, на столе! Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же Дашенька (Витенька и т.п.) ее спрятал от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!» (Мишка радостно дает конфету ребенку) В этой игре ребенок пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи Мишки, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет: 1) Каждый раз меняйте предмет, который прячете и игрушку. Например, зайка может искать настоящую морковку, кукла – бантик, собачка – миску с едой, и т.д. в зависимости от того, какие игрушки есть у Вас дома. 2) Каждый раз меняйте и предмет, у которого Вы прячете секрет для игрушки: В коробке для игрушек, на коробке, под коробкой, около коробки В сумке, на сумке, под сумкой, около сумки В пенале, на пенале, под пеналом, около пенала В буфете, на буфете, под буфетом, около буфета В шкафе, на шкафе, под шкафом, около шкафа. Т.е. в первый раз искал мишка конфету на столе, под столом и т.д. В следующий раз кукла ищет бантик в шкафу, на шкафу, под шкафом и т.д. В третий раз бегемотик ищет мячик на сумке, в сумке. В четвертый игрушечный цыпленок ищет свою маму-курочку и т.д. При повторении игры малыш захочет подсказывать персонажу местонахождение предмета, дайте ему такую возможность. Только вот персонаж у нас будет не очень понятливый. «Под коробкой ищи», — кричит Ваш сын. «А! Под коробкой, сейчас посмотрю», — говорит зайка. А ищет-то неправильно - на коробке. «Да не на коробке, а под коробкой», — исправляет трехлетний ребенок. «А!!! Понял, — говорит зайка, и снова ошибается, ища около коробки. «Ты около коробки ищешь, а надо искать под коробкой», — сочувственно произносит Ваш ребенок. И зайчик его слушается и находит предмет. Задача речевой игры выполнена – ребенок незаметно для себя научился правильно употреблять эти 4 предлога. Прием преднамеренной ошибки прекрасный прием в проведении речевых игр с детьми по любой теме. Исправляя героя и обучая его, дети сами быстро и легко усваивают учебный материал. Как часто стоит проводить такие занятия с детьми дома? Какова должна быть их продолжительность? Продолжительность игры обычно – 5 минут. Если ребенок делает ошибки, то лучше проводить речевую игру ежедневно с разными игрушками. Главный принцип — «лучше два раза в день по 5 минут, чем один раз в день 10 минут до усталости». Игру надо прекращать тогда, когда малыш еще хочет ее продолжить.

✏ Игра 2. Котёнок и собака Эта игра — одна из самых любимых у моих маленьких учеников. Мы ее придумали с детьми 6 лет, но в нее с удовольствием играют дети от 3 до 10 лет и даже их мамы. Это одна из любимых игр родителей и детей в дороге, в очереди или другом месте, где надо занять малыша. Её несомненное достоинство – она не требует ни специальных предметов, ни места и при этом очень интересна детям. Кстати, во все игры этой рубрики можно играть не только на русском языке. Когда дети вырастут, их можно будет использовать и для обучения иностранному языку. Играем мы в эту речевую игру так. 1. Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки. 2.Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая. 3. Показываем указательный палец другой руки. Это котенок. 4. Котенок маленький, он любит прыгать. Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав» . Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась). Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре. 5. В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик. 6. При повторении речевой игры можно специально путать детей. Мои любимые варианты: Говорить ритмично и медленно: на-под-на-под-на-под и т.д. много раз (ребенок начинает ритмично подговаривать – повторять эти слова и от монотонности теряет бдительность), и в это время нужно резко неожиданно для ребенка сказать – «в домик!» Говорить резко и быстро команду «на домик». Дети начинают прятать котят в дом. «Разве я сказала в домик? Собачки нет, котенок на домике сидит». И тут же дать следующую команду очень мягко и вкрадчиво - «В домик». Ребенок ожидает, что команда ловить котят будет произнесена резко и быстро, и чаще всего не успевает убежать от собачки или успевает убежать в самый последний момент. Этот вариант приучает ребенка ориентироваться на содержание слов, а не на интонацию. Чередование разных вариантов игры очень интригует детей. Они всегда ждут от взрослого подвоха и поэтому очень внимательно слушают его слова и выполняют команды, что нам и нужно! В данной речевой игре ребенок в-основном еще только слышит пространственные предлоги, сам их не говорит. Но уже должен правильно выполнять команды, т.е. соотносить слово и положение предмета. В дальнейшем ему можно давать роль ведущего. Но здесь всё зависит от особенностей ребенка: для 3-летнего медлительного малыша эта роль не очень подойдет, но зато подвижный шустрый ребенок выполнит ее с удовольствием. Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными. Как сделать занятия и игры увлекательными для детей трех лет? Мой опыт показывает, что золотым ключиком к этому будет проведение игр с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры, третьему – смешарики. Используйте этот ключ – и у Вас всё получится! В третьей игре мы переходим к следующему этапу – активному употреблению в речи предлогов на, под, в, около.

 ✏ Игра 3. Загадки Вариант 1. Положите на стол коробку и спрячьте несколько игрушек в коробку, несколько на коробку, несколько под коробку, и несколько предметов положите около коробки. Предложите ребенку отгадать Вашу загадку. Например: «Эта игрушка лежит в коробке. Она большая». «Это мячик!», — догадывается ребенок. Ведь в коробке только две игрушки – большой мячик и маленький зайчик. «А теперь ты мне загадай загадку», — просит мама. «Это на коробке», — говорит ребенок трех лет. Вы спрашиваете: «Он длинный?» «Нет», — отвечает малыш. «А он желтый или оранжевый?», — спрашиваете Вы. — «Оранжевый». – «Я догадалась. Это апельсин?» В этой игре от ребенка уже требуется точно назвать местонахождение предмета, употребив нужный пространственный предлог. Чтобы усложнить отгадывание можно класть больше предметов, подбирая их разного цвета, формы, размера. Ваш ребенок с удовольствием будет принимать участие в раскладывании предметов и загадывать Вам загадки – разрешите ему это сделать. Обучая Вас ребенок учится сам! А еще ребенок 3 лет великолепно учится, загадывая загадки игрушке, особенно если игрушка «непонятливая» и часто ошибается. Исправляя ошибки игрушки, ребенок уже не допустит их сам! Вариант 2. Для речевой игры возьмите 5 предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребенку нужно запомнить, где что находится. Закройте покрывалом Ваши игрушки и коробку и спросите ребенка: «Где спрятался ёжик / белочка и т.д.» Загадайте загадку: «Он белый, пушистый, с длинным ушами. Где он сидит?» Уберите платок или покрывало и проверьте. Отгадав, ребенок получает игрушку. Преимущество занятий с детьми дома в отличие от занятий в группе детей в том, что мама всегда может подстроиться под интересы ребенка, подольше задержаться на том, что вызывает у него сложности. Если ребенок не ошибается в словах «под» и «около», но путается в предлогах «на» и «в» - то в нескольких играх используйте только эти два трудных для малыша слова, пока он не перестанет ошибаться. А затем уже введите в речевую игру все 4 слова.

 ✏ Игра 4. Что изменилось? (предлоги в, на, под, около) Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину. Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался – теперь твоя очередь мне загадку загадывать. Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось. Если малышу трудно назвать, что изменилось, немного подскажите ему: » Вспомни, где сидел мишка? А где он теперь! Умница, какая ты внимательная!!!» Игру можно повторять несколько раз с разными игрушками и предметами.

«Веселые резиночки»

Цель игры: в процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика, скорость реакции, закрепление понятия правая, левая рука ,а самым маленьким игрокам игра помогает закрепить знание цветов и навыки счета.

Играть могут дети от 4 лет, количество игроков – от 2 до 6.

Подготовка к игре

Чтобы начать игру, сложите карточки в стопку. Положите посередине молоток или звонок так, чтобы все могли до него дотянуться, высыпьте рядом резинки, перемешав цвета. Перетасуйте все карты и разместите их, «рубашками» кверху, с другой стороны от молотка или звонка.

Начинаем играть

Один из участников переворачивает верхнюю карту. Игроки должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок. Тот, кто сделает это первым, бьет молотком по столу рукой или нажимает на звонок, на которую надеты резиночки. Остальные игроки проверяют, правильно ли выполнено задание. Если задание выполнено правильно, то игрок забирает карту себе. Если задание выполнено с ошибками, то игрок не только не получает карту, но и лишается одной из своих, раннее выигранных. Если игрок еще не выиграл ни одной карты, то он может пропустить следующий ход. (Если в игру играют только двое, то тогда второй игрок автоматически выигрывает карту). После каждого раунда все резиночки снимаются с пальцев и складываются обратно возле молотка или звонка. Победитель раунда открывает следующую карту. Побеждает тот, кто первым соберет 5 карт.
Для старших детей есть вариант игры «вслепую», когда картинка переворачивается всего на несколько секунд, а затем снова прячется. Игроки должны по памяти выполнить задание.

В комплект игры входит:

Резиночки для волос – 72 штуки (6 цветов по 12 штук);

Карточки схемы – 32 штуки;

Молоток или звонок – 1 штука.

                                           Дидактическая игра «Кто, что ест».

Цель:

• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Необходимый инвентарь: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (поделенный по секторам).

Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками животных и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.

 Игра «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160826/t1510245202ad.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста

Статья. Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в различных видах деятельности

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст является ценным воз...

"Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается п...

Выступление на РМО музыкальных руководителей: Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».

        «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в           нем творческое начало, творчес...

Доклад- «Бизиборд- многофункциональное пособие для развития познавательных способностей детей раннего возраста»

В настоящее время большой популярностью пользуются развивающие доски – бизиборды, которые хороши тем, что их можно сделать своими руками из разных материалов, учитывая возраст ребёнка и его...