Консультация "Роль дидактической игры для развития познавательных способностей детей раннего возраста"
консультация

Киселева Любовь Геннадьевна

Информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «роль дидактической игры для развития познавательных способностей детей раннего возраста»

Воспитатель Киселева Л.Г.

МДОУ Детский сад «Чебурашка»

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий. Если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Необходимо развивать познавательную деятельность у детей для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему, что их окружает.

В раннем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Играя, ребенок познает окружающий мир и развивается. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделяется большое внимание, т. к. она развивает активность ребенка. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, однако, они остаются играми.

В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию ощущений и восприятия, формированию представлений и усвоению знаний. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, т. е тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка.

Во время дидактической игры ребенок не только получает новые знания, но и обобщает и закрепляет их, у ребенка развиваются познавательные процессы и способности (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений, формируется познавательная активность). Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в дидактической игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Поэтому дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

У детей раннего дошкольного возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому объяснение правил необходимо объединять с показом игрового действия.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, развивают мелкую моторику рук. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной и цветом. Например, игры с матрешками, башенками, пирамидками, шарами. Во время игры ребенок подбирает детали по цвету, размеру и форме. Играя, в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. Примеры таких игр «Собери пирамидку», «Собери матрешку из двух половинок», «Оденем куклу Таню», «Напоим мишку чаем», «Найди такой же по цвету», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало» и т. д. (Все игры сопровождаются наглядным показом).

Настольно-печатные игры и игры на фланелеграфе, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а только его изображение. Эти игры помогают знакомить ребенка с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы и т. д. Это лото, парные и разрезанные картинки, карточки, которые знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, одежда, с профессиями, видами транспорта, животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами). С помощью настольно-печатных игр развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление, наблюдательность. Примеры таких игр: «Кто, где живет? », «Кто, что ест? », «Виды транспорта», «Овощи и фрукты», «Собери картинку из двух половинок», «Разложи матрешек по домикам», «Где, чей хвост? », «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Вредное – полезное», «Геометрические фигуры», «Один – много» и т. д. (Игры сопровождаются наглядным показом). Важно, чтобы дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное содержание.

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка, представляя собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Ребенка в процессе игры привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Таким образом, дидактические игры играют большую роль в развитии познавательных способностей ребенка раннего дошкольного возраста.
Уважаемые родители, если Вы будите уделять своему ребёнку 15-20 минут, именно играя с ним в дидактические игры, то он будет развиваться быстрее. С помощью дидактических игр Ваши дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста

Статья. Определяющая роль полисенсорной технологии при развитии познавательных способностей детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Игры направлены на изучение у детей формы, цвета, развитие сенсорных эталонов...

Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры  для  развития  познавательных способностей детей дошкольного возраста...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста...

дидактические игры на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

«Дидактические игры для развития творческих способностей детей раннего возраста в изобразительной деятельности»

laquo;Дидактические игры для развития творческих способностей детей раннего возраста в изобразительной деятельности»...

"Дидактические игры для развития познавательной активности детей раннего возраста"

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которого он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.В развитии познавательной активности детей раннего во...