"Дидактические игры для развития познавательной активности детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которого он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.

В развитии познавательной активности детей раннего возраста дидактические игры занимают одно из главных мест.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Возникают затруднения в подборе дидактических игр к лексическим темам. В таком случае становятся актуальными дидактические игры на липучках, изготовленные своими руками. В таких играх объекты прикрепляются к карточкам с помощью всем известных липучек «велькро». Ребенок должен найти, какие силуэты фигур прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы силуэт фигуры крепко держался на картинке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: edited

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 21 «ТЕРЕМОК»

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «ТЕРЕМОК»)

«Дидактические игры для развития познавательной активности детей раннего возраста»

Подготовил:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Новосельцева Светлана Викторовна

Ханты-Мансийск, 2023 г.

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которого он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.

В развитии познавательной активности детей раннего возраста дидактические игры занимают одно из главных мест.

К подбору дидактических игр предъявляются определенные требования:

  • игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам и программным требованиям;
  • игры должны соответствовать изучаемому материалу и строится с учетом подготовленности детей и их индивидуальных особенностей;
  • игры должны базироваться на создании определенного дидактического материала и методики его применения.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Возникают затруднения в подборе дидактических игр к лексическим темам, в соответствии с указанными выше критериями. В таком случае становятся актуальными дидактические игры на липучках, изготовленные своими руками. В таких играх объекты прикрепляются к карточкам с помощью всем известных липучек «велькро». Ребенок должен найти, какие силуэты фигур прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы силуэт фигуры крепко держался на картинке.

Воспитатель, имея в своем распоряжении необходимую материально-техническую базу, способен самостоятельно составить и изготовить игру, исходя из содержания конкретной лексической темы, образовательных задач и индивидуальных особенностей детей.

Цель использования данных игр: воспитывать интерес к окружающему миру, способствовать к исследованию и творческому поиску, желание и умение научиться чему-то новому.

Задачи:

  1. способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор;
  2. развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений;
  3. способствовать расширению и обогащению словаря, развитию связной речи;
  4. развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление;
  5. совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук;
  6. способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей;
  7. создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.

Условия проведения дидактических игр на липучках:

  1. до начала игры ставятся образовательные, обучающие и воспитательные задачи;
  2. во время всего процесса игры педагог руководит игрой. Перед началом игры педагог объясняет детям правила, затем следит за процессом игры, в конце игры педагог, вместе с детьми, подводят итог;
  3. педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям;
  4. в процессе игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, вносить изменения ход игры, по необходимости.

Для детей раннего возраста такие игры имеют много преимуществ, среди них можно выделить следующие:

  • наглядность, яркость, красочность, реалистичность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия;
  • большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога;
  • затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, сенсорных представлений, ознакомления с окружающим миром, сюжетные и театрализованные игры;
  • развивают воображение, внимание, память, мышление и эмоциональный интеллект;
  • развивают мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усидчивость;
  • данные игры влагостойкие, практичные, благодаря липучкам детали не теряются;
  • игры можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребенком;
  • данные игры можно использовать в качестве мотивационного момента к совместной образовательной деятельности; как основа для ознакомления с новой темой; для закрепления изученного материала и т.д.

Представленный дидактический материал совмещает в себе несколько развивающих пособий, которые способствуют:

˗ расширению и активизации словаря по лексическим темам: фрукты, овощи, домашние животные и птицы, лесные животные, фигуры, семья, игрушки, транспорт;

˗ закреплению знаний детей об основных цветах;

˗ развитию способности различать предметы по величине и форме;

˗ закреплению умения собирать изображения по принципу пазлов.

Дидактическая игра «Чья тень?»

Разложить перед ребенком игровое поле и карточки (рисунок 1). Предложить найти, например, для каждого овоща свой «домик» - ячейку на игровом поле (рисунок 2). Обязательно проговаривать названия овощей, их цвет.

   

                      Рисунок 1.                                                  Рисунок 2.

Ниже представлены дидактические игры из серии «Чья тень?»

   

             Рисунок 3. «Фрукты»                      Рисунок 4. «Лесные животные»

   

 Рисунок 5. «Домашние животные»          Рисунок 6. «Домашние птицы»

   

             Рисунок 7. «Фигуры»                           Рисунок 8. «Моя семья»

   

Рисунок 9. «Что у дедушки в мешке?»            Рисунок 10. «Транспорт»

Дидактическая игра «Собери по образцу»

Разложить перед ребенком игровое поле и карточки (рисунок 1). Предложить собрать из отдельных частей целую матрешку. (рисунок 2).

   

                    Рисунок 1.                                                  Рисунок 2.

   

                 Рисунок 1.1                                                  Рисунок 2.1

   

                  Рисунок 1.2                                                 Рисунок 2.2

Дидактическая игра «Транспорт - пирамидки»

Необходимо собрать пирамидки от большего элемента к маленькому. Ребёнок берет одну из карточек самого большого размера и приклеивает на силуэт игрового поля (рисунок 1), проговаривая: «Это самый большой танк», дальше берет карточку поменьше и приклеивает (рисунок 2), приговаривая: «Это танк среднего размера», далее берет карточку маленького размера и приклеивает (рисунок 3), приговаривая: «Это маленький танк».

    

                      Рисунок 1.                                                  Рисунок 2.

   

                     Рисунок 3.                                                  Рисунок 4.

Таким образом, использование в педагогической деятельности дидактических игр на липучках положительно сказывается на общем развитии детей.

Данные игры помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр

В работе представлен опыт по ознакомлению детей раннего возраста с предметным миром средствами дидактической игры...

Сенсорные игры для развития познавательной активности детей раннего возраста.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окру...

дидактические игры на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Опыт работы по использованию дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста

В соответсвии с ФГОС дошкольного образования,позательное развитие -это одна из пяти образовательных областей докольного образования....

Дидактическая игра как необходимое условие развития познавательной активности детей раннего возраста

В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям п...