Занятие для детей подготовительной к школе группе "Какие бывают насекомые?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель занятия заключается в том, чтобы дети узнали много нового о насекомых, расширили свои представления о различных видах насекомых в зависимости от среды обитания, способа передвижения, способа защиты; научились бережному отношению ко всему живому. Расширению импрессивного и экспрессивного словаря сопутствует согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже, расширение фразы за счет определений. На этом материале дети составляют описательные рассказы с опорой на графический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_detey_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей подготовительной к школе группе.

Тема: «Какие бывают насекомые»

Цель: 1.Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

 2.Учить группировать насекомых по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

 3.Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания.

4. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

5.На основе полученных знаний обучать детей описательному рассказу.

Оборудование: картинки с изображением насекомых в саду, на лугу, в лесу и у водоема; модель «кузнечик в траве»; грамзаписи «Танец бабочек» М. Красева; отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полет шмеля, комара, мухи.

I. Организационный момент.

Д/игра: «Кто где живет?» Уточнить место обитания насекомых. Разложить карточки. Предложить детям выбрать карточку с изображением насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого

II. Основная часть.

1.Группировка по основным признакам. В середине – карточки с насекомыми. Логопед предлагает объединить насекомых по признакам: внешнее строение (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), место обитания (наземные, водные), способ передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие).

- Как один словом можно назвать всех этих существ? (Насекомые). А фантастическую страну? (Насекомия).

Я предлагаю вам отправиться в чудесную страну Насекомию.

Внимательно рассмотрите насекомое, которое находтся в банке.

Цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья, ноги (сколько их?). Где можно найти его, чем оно питается?

2. Уточнение знаний о насекомых

- Как приспособились насекомые к жизни вприроде? Как защищаются от врагов?

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зеленым и черным (пополам), вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком – если подвинуть рычаг к зеленому цвету, то кузнечика не заметно, если к черному – кузнечик сразу заметен).

- Знаете ли вы, почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипке?

Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке – получается скрип, стрекот.

- Почему божьих коровок так называют?

Коровками, потому что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят коровок ни птицы, не ящерицы.

- Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю.)

А еще божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.

Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под комками, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания листвы в садах и огородах.

Логопед: Я хочу вам рассказать небылицу. Вы внимательно послушайте и скажите, что не так.

«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».

Предлагается детям найти ошибки в рассказе: бабочки не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не все бабочки перелетают на юг (а как они зимуют?); бабочки не питаются мухами (а чем?).

- Почему бабочек называют «крылатая радуга»?

III.Физкультминутка -аутотренинг

«Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат; я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем…

Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…»

3. Игра «Хорошо-плохо»

- Ребята, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало? Много разных насекомых – это хорошо или плохо?

Хорошо

Плохо

(Интересно наблюдать; красиво;

пища для других животных)

(Могут ужалить;

мешают отдыхать и т.д.)

 Кто больше назовет хорошего и плохого?

IV.Закрепление.

 На основе полученных знаний с опорой на картинно-графический план логопед предлагает составить описательные рассказы о насекомых.

V.Итог занятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

Тематическое занятие для детей подготовительной к школе группы "Детям о Великой Отечественной Войне".

В год 70 годовщины Победы в ВОВ в нашем детском саду прошло много мероприятий. Это музыкальные праздники, спортивные праздники, просмотр фотовыставки "И помнит мир спасенный". Наши ребята принимали уч...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».

Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!»

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя- логопедадля детей подготовительной к школе группы«Скоро в школу!»Интеграция образовательн...